Monday, March 23, 2020

Коронавирус и Тора - 2

Прошла ещё одна неделя и ещё несколько стран объявили национальный карантин, спасая страну от расползания коронавируса.
По интернету гуляет масса версий любителей конспирологии о глобальном масонском или еврейском заговорах. Но поставить весь мир на колени, это даже всесильным масонам или тем более Соросу с Рокфеллером не по плечу. Да и зачем им убивать всю мировую экономику.
Еврейский подход, это видеть во всех событиях божественный замысел и пытаться его понять и осмыслить. Тем более, что события такого масштаба должны иметь и большую цель.

На прошлой неделе мы закончили книгу Шмот чтением двух её последних глав Вайакэль и Пэкудэй.
Глава Вайакэль рассказывает о начале строительства Мишкана (переносного Храма) и начинаются словами: 35.1 И собрал Моше всю общину сынов Исраэля и сказал им ...
Объясняет Рамбан, Моше собрал всю общину - мужчин, женщин и детей, чтобы объяснить им порядок строительства Мишкана, в котором каждый должен принять участие, даже дети. Строить Храм нужно всей семьёй.
И также было при даровании Торы - Моше собрал весь народ вокруг горы Синай.
Но, говорит рав Яков Каменецкий, в этой главе идея собрания несколько иная. Согласно Иерусалимскому Талмуду во время поклонения тельцу, евреи построили не одного тельца, а 12 - для каждого колена своего. Из-за вечного спора между собой. (Мы же знаем, что на два еврея 3 синагоги).
И сейчас, перед началом строительства Мишкана нужно исправить ситуацию, когда каждый сам по себе. Моше всех соединяет для одного общего дела.

Не удивительно ли, что эта глава выпала на Шаббат, когда из-за коронавируса закрыли свои двери более чем 3.5 тыс. синагог Америки и все молились у себя дома. Это против основной идеи общественного уклада еврейской жизни, но нас всех разделили, чтобы каждый был сам по себе. Таков принцип работы этого мире, показанный нам в 7 днях творения - от цельности к его частям. Разделиться, чтобы затем соединиться в новом исправленном качестве. И в таком исправленном состоянии начать строить Храм.

В нашей парше Моше призвал строить Мишкан. Но начинает говорить о Шабате.
35.2 Шесть дней будет делаться работа, а в день седьмой будет для вас выделенность - шабат шабатон для Ашем. Всякий, кто делает в этот день работу, должен быть предан смерти.
Раши комментирует, что не смотря на то, что строить Храм, это очень важно, соблюдение Шабата важнее.
И если мы смотрим на элементы Шабата - специально одеваемся, кладем халы, зажигаем свечи, приготавливает ужин, и много другое. Все это похоже на Храмовую службу.  Храм, это подобие Шабата. Шабат главное.
В Шабат все останавливается. Никакой созидательной деятельности, т.е. отменяются все вещи, которые приводятся к изменениям в этом мире. Это означает, что мы не контролируем ситуацию, все находится в руках Творца.
Говорит мидраш, когда народ приходил в Храм, то, подобно Шабату, время и пространство останавливались и человек оказывался лицом к лицу с Всевышним.
Но подобную ситуацию мы наблюдаем в мире сейчас, когда вся мировая система уходит из-под нашего контроля. 
Замирает финансовая система стран, теряется понимание, что главное, а что второстепенное. Человек теряет возможность контролировать свою судьбу. Многие границы перекрыты не только между соседними государствами, но и между штатами внутри страны.
Негде скрыться и негде найти защиту от этой заразы, нет нужных медикаментов. Есть лишь массовый панический страх. Человек, хочет того или не хочет, оказывается перед лицом высшей духовной сущности Творца. 

В первой части "Коронавирус и Тора - 1" я писал, что когда опасность смерти нависла над тобой, то основная идея защиты, это закрыться, изолироваться, побыть наедине с самим собой. Использовать это время для размышлений и учебы.
Возможно, что самому тебе смерть не грозит, но ты сам можешь быть разносчиком этого вируса и тогда становишься носителем смертельной опасности для других людей. Изолируй себя, не будь убийцей.
Творец спускает в мир Ангела смерти в период, когда человеческая вражда и разделённость позволяет злу стягивать мир в пропасть темноты и застоя, разрушая планы Творца.
И требуется перегрузка мира, чтобы перевести его в новое состояние человеческого сознания, чтобы люди очнулись и задумались, и исправили пути свои.
О таком периоде говорит пророк Йешайа (Книга Йешайа гл.26): Иди, мой народ, войди и затвори покои твои и затвори дверь за собой, скройся на мгновение малое, пока негодование не пройдет.
Раби Давид - РаДаК (один из великих комментаторов Талмуда) так объясняет данный стих книги Йешайа - здесь говорится, что когда в конце времен будет война Гога и Магога, евреям нужно зайти в дома и закрыть за собой дверь и тогда их страдания будет не долгим.
Из книг пророков и Талмуда мы знаем, что перед приходом Машиаха будет какая-то загадочная война Гога и Магога.
Но что эта за идея, что будет война и в этот момент нужно будет спрятаться в домах и закрыть двери.
Ведь также мы прятались в своих домах при исходе из Египта, на время последней, десятой казни первенцов. То была тоже война Творца с Египтом.

В Талмуде, трактат Йома (лист 10) идет интересный спор между мудрецами Талмуда об идентификации народов - потомков сыновей Ноаха: Шема, Яфета и Хама.
Шем - еврейский народ, Израиль. Яфет представляет западную цивилизация - Рим, а Хам мусульманский мир - Персия.
И обсуждаются войны между ними. И будет победа Персии над Римом, но затем последняя победа Рима над Персией, после которой начнется заключительный этап завершения истории.
Сразу замечу, что война не обязательно пушки, войну можно выиграть и экономически. Что ныне и происходит.

Есть псика (методика установление алахи) на мидраш, объясняющий слова - и будет война в вашей стране, война Гога и Магога. Псика отвечает, что это война перед приходом Машиаха.
А что имеется ввиду, в словах пророка Захария гл.14.9 : И будет Ашем царем на всей земле, в день тот будет Он один, и имя его одно.
И в этой псике Раби Акива разъясняет - ... это будет, когда будет война Гога и Магога. И будет женщина, которой будет тяжело рожать и будет корабль, который будет загрязнен в море (Он поражен заразной болезнью). 
Трудно сказать, что означает  женщина, которой будет тяжело рожать, но это похоже на образ Востока (Китая), как изначальность замысла. 
Но нынешняя эпидемия началась из-за этого корабля, на котором были тысячи людей, многие из которых оказались носителями коронавируса. 

Далее, есть комментарий Нафтали Цви Иеhуда Берлин (глава Воложинской иешивы  с 1853 г.) к книге Бамидбар, где он касается, слов пророка "и выйдет Ашем и будет воевать".  И объясняет, что в книге Йехезкеля, где есть пророчества о войне Гога и Магога, не говорится, что будет война, но будет большая эпидемия. Т.е. по мнению рава Берлина "война Гог и Магог", это мировая эпидемия.  

После всего, что нам рассказывают наши учителя, можно увидеть картину конца времен. Начинается война между западным и восточным миром, как война между Персией и Римом (Иран и Америка). И в эту войну вовлекается весь мир. Но это не война пушками и ракетами, а война экономическая. И на эту войну выходит Ашем. Но Его война - это эпидемия, которая поразит весь мир.  Вирусы и микробы Его духовное войско на земле.

Многим трудно принять все эти пророчества, и их интерпретацию нашими мудрецами, даже если они очень похожи на нынешние события и хорошо складывается в картину конца времен. И нам трудно понять, как могли пророки и мудрецы Торы предугадать будущие события на тысячи лет вперед. 
Пророки видели картины будущего на высотах верхних миров, мудрецы спускали их в наш мир. И это не всегда одно и тоже.
Мы последнее поколение нынешней истории, и называемся поколением пяток Машиаха со своим скудным и заносчивым умишком. Для нас невозможная загадка к чему движется мир и каков он станет завтра.
Мы можем лишь отслеживать путь Творца по Его следам на нашей истории, и с помощью своих учителей Торы выстраивать свою собственную картину нашего мира.
Идя по Его следам мы можем раскрыть для себя новые грани Торы и, например, увидеть не ужасы разлома земли и море крови, как мы ранее учили о последней войне Гога и Магона, а ситуацию более тихую, но поразительно неожиданную, в которой Творец раскрывается миру, чтобы ещё раз напомнить нам, кто в мире хозяин и к какой цели он ведет этот мир.

Во времена Храма евреи приходили в Храм для соединения с Творцом.
После разрушения Храма служба была перенесена в синагоги - Шхина Ашем ушла с евреями в галут, разделившись на множество частей, расселившись вокруг синагог.
Но сейчас все синагоги Америки закрыты. Все молятся дома.
Нас заключают в такие рамки обстоятельств, что мы должны строить свой маленький Храм у себя дома.
В Талмуде говорится, что когда придет Машиах, то все синагоги переместятся в Эрец Исраэль. Иерусалимский Талмуд уточняет, что в домах, в которых изучается Тора, в которых делаются мицвот, они тоже перенесутся в Израиль.
Но пока, на этой неделе, мы открываем книгу Ваикра, и вместе с коэнами готовимся начать свою службу в своём домашнем Храме.

Коронавирус и Тора - 1.
Составлено по идеями рава Михаэля Кедера.

1 comment:

  1. Вот здесь про коронавирус по теме: https://meirbruk.net/ru/component/content/article/58-it-is-interesting/4184-coronavirus-and-its-place-in-the-torah

    ReplyDelete