Tuesday, March 19, 2013

рав Ури Шерки. Песах - десять казней. Для чего?

рав Ури Шерки.
  • Необходимость убеждения Фараона
Почему было необходимо убедить Фараона, а не просто убрать его, чтобы вывести евреев из Египта? Надо понять, кто такой Фараон. Фараон - это центральный персонаж в Агаде – но мало внимания обращают на его величие. Подумайте сами, сколько усилий прикладывается, чтобы убедить Фараона отпустить евреев. Ведь могли бы обойтись и без его согласия, но Всевышний делает все, что Он делает - только ради того, чтобы Фараон согласился.

Кто такой Фараон? Это царь Египта. Египет - это величайшая из человеческих культур той эпохи, великая империя. Фараон, по сути, возглавляет все человечество, и то направление, которое выберет Фараон – это и будет направлением, куда будет двигаться человечество.
Уровень ответственности Фараон – огромен. Он решает, куда пойдет мир.

И вот однажды - как к нему приходят два старика, духовные руководители сословия рабов, и говорят: мы пришли, чтобы сказать тебе, что ты должен отказаться от основы всей экономики империи – от рабов, и кроме того, те, кто сейчас является твоими рабами, станут направлять историю вместо тебя. Нормальной реакцией Фараона было бы или убить их, или посадить в сумасшедший дом.
Но вместо этого Фараон проявляет необычайную интеллектуальную честность и говорит: да, я могу быть на это согласен, при одном условии – что вы меня убедите.
Он говорит: «Кто такой Господь, чтобы мне слушаться Его»? Такая форма отказа содержит в себе возможность согласия. Это означает: если я действительно узнаю, кто такой hа-Шем, голоса которого я должен послушаться, – то я, возможно, соглашусь.
Т.е. вопросы Фараона – очень серьезные, ведь ему надо взять на себя такую ответственность и лишить Египет его могущества, только потому, что пришли два человека, с которыми разговаривал Бог...
Поэтому Моше так старается столкнуть Фараона с Богом, чтобы Бог объяснил ему правоту евреев.

Происходит странная вещь – в конце десяти казней Фараон действительно освобождает евреев. Вещь, совершенно противоречащая разуму.
Бог говорит ему так: отпусти моего первенца, или дело дойдет до того, что твои первенцы будут поражены. Фараон не отпустил – и дело дошло до поражения первенцев. Значит, по условиям договора он заплатил – он дальше не должен платить, не должен отпускать. И странно, что Фараон в конце концов отпускает народ.
Объяснение этому простое – он согласился, потому что убедился, что это правильно. Доказательство этому то, что он говорит: "Я отпущу вас, и принесете жертвы Богу, Всесильному вашему, в пустыне - только далеко не уходите! Помолитесь за меня!" То есть он признает , что народ Израиля – действительно та группа людей, которая может спасти человечество, и что стоит доверить ей продолжение истории.
  • Откровение Бога для Египта - выяснение того, кто настоящий первенец
Египет или Израиль – кто настоящий первенец? Кто поведет дальше историю человечества? Кто будет определять культуру человечества?
Т.е. Бог создал мир, и внутри мира он создал также народы, и внутри народов он создал Израиль, и однажды он решил открыться одному из народов – … Египту!
Египет – первым удостоился откровения Бога: "И узнают египтяне, что Я – Бог" (Исход, 14:18).
Если спросить евреев в Египте: «Ну как прошло Откровение Бога?», они ответят: «А ничего вроде и не было…» - «Разве не было так, что Нил наполнился кровью?» – «Нет, я пил нормальную воду.» - «И ты не видел, как тьма опустилась на три дня?» - «Нет, в нашем поселке был свет.» - «А как же казнь первенцев?» – «Ну, слава Богу, с моим первенцем все в порядке.»
В Египте для египтян было откровение в виде отрицания, "отрицательное откровение" – а евреям в Египте НЕ было откровения.

Если спросить евреев, кто вывел вас из Египта, они скажут – Фараон отпустил, Моше. вывел.
И вот через пятьдесят дней на Синае Бог решает открыться евреям: «Это Я вывел вас из Египта» (Исход, 20:2).
А вы не знали…
И 10 Казней превращаются в 10 заповедей.
И тогда народ Израиля также удостаивается откровения.
Таким образом, Египет - это древняя версия Израиля.
Египет - утроба, место формирования народа, "эрват hа-арец".
  • Наше самосознание построено на противопоставлении Египту.
В Танахе три народа называются «начаток» ("решит"): Израиль - "начаток плодов Его" (Иеремия 2, 3), Амалек - "начаток народов" (Числа 24:20) и Египет : «…и поразил каждого первенца в Египте, начаток силы в шатрах Хамовых» (Псалмы 78:51).
То, что Амалек хочет уничтожить Израиль, что он находится в оппозиции к Израилю - это понятно. То, что Египет является антитезой Израилю - не столь очевидно.
Для Израиля есть огромная важность в отделении от египетского подхода к жизни.
Символ этого - тфилин, который надевается на то же место, куда жрецы Египта надевали изображение змеи (символ бога Тота, название головного тфилин "тотафот" может быть понято как "вместо Тота"), которые при этом совсем другие по форме (квадратный = моральный, вместо круглого = природного; мы подробно обсуждали это раньше).
Самоидентификация евреев формируется на противопоставлении и Египту, и Амалеку, потому что каждый из этих народов тоже – «начаток».
Египет изначальный реализует природность, Амалек изначальный культивирует зло. И наш выход из Египта - это преодоление естественности, а борьба с Амалеком - борьба со злом. Для того чтобы идентифицировать себя, нужно понять, что является антитезой. Зло и природность – две антитезы назначению Израиля.
Приоритеты Израиля - воля добра. Она противопоставляются как тому что "не воля" (природность Египта), так и тому что "не добро" (злая воля Амалека).
И поэтому наша идентичность выстроена на воспоминании об Исходе из Египте, наше самосознание построено на противопоставлении Египту: "Мы негатив Египта, реакция на Египет".
И поэтому, когда мы выходим из Египта, мы надеваем на лоб измененное египетское украшение.
  • Испытание свободой: почему Фараон преследовал евреев после того, как отпустил их?
Фараон отпустил евреев, потому что он убедился в том, кто Бог, и в том, что евреи - Его народ. Так почему он после этого начинает преследование?
Фараон сказал: "Да, вы показали, что пока вы рабы - вы лучше. А теперь вы должны доказать, что когда вы станете свободными, вы сможете воспользоваться свободой правильно".
Т.е. когда народ выходит на свободу, он начинает сам принимать ответственные решения, и поэтому над ним начинает действовать "мидат hа-дин", начинается суд.
Вы показали, что имеете право на свободу. Но будучи свободными, получив этот потенциал, сможете ли вы его достойно реализовать и удержать этим право на свободу? Будет ли тогда Бог продолжать вас защищать?
В современном мире декларируется, что каждый человек имеет право на свободу, но не всегда помнят, что это право может быть потеряно в случае неправильного им распоряжения.
И только когда евреи смогли перейти море (несмотря на их разнообразные сомнения), Фараон/Египет подтверждает, что они имеют возможность сохранить свое право на свободу.
  • Четыре группы евреев
Мидраш объясняет, что, когда, после выхода из Египта евреи стоят перед морем, а Фараон их догоняет, – то в это время евреи разделяются на 4 группы.
  
1 группа говорит, что надо всем броситься в море
2 группа говорит, что надо всем вернуться в Египет
3 группа говорит, что надо воевать
4 группа говорит, что надо молиться.

Моше говорит евреям: "Не бойтесь, стойте и увидите спасение Господне, которое Он сделает вам ныне; ибо Египтян, которых видите вы ныне, более не увидите вовеки. Господь будет воевать за вас, а вы молчите" (Исход 14:13)
Мидраш говорит, что это ответ всем четырем группам:
"Стойте" – ответ первой группе: не надо в бросаться в море.
"Такого Египта вы больше не увидите" – ответ второй группе: возвращение невозможно.
"Бог будет воевать за вас" – ответ третьей группе, говорившей "давайте воевать".
"А вы молчите" – ответ четвертой группе, призывавшей молиться.
Получается, что не одна из позиций этих четырех групп не дает правильного продвижения ситуации.
А кто же тогда прав?
Моше вопиет к Богу, требует ответа, какая же группа права, – а Бог говорит Моше, чтобы тот сам дал ответ. Бог говорит о том, откуда должно прийти решение, а не о том, к какой группе нужно присоединяться.
Ответ приходит не через выбор из имеющихся групп, – а через действие, создающее новую ситуацию.
Потом оказывается, что море расступается. Но для этого Нахшон бен Аминадав (руководитель колена Йеhуды), входит в море и начинает по нему идти. Он не бросается в море в смысле самоубийства, он идет на рассечение моря, на создание новой ситуации.

Ситуация была совершенно безвыходной, ни одно из возможных действий не могло привести к результату. В жизни часто случается, что все имеющиеся варианты – безнадежны, и тогда к успеху может привести создание новой ситуации. Результативным является не выбор из имеющихся вариантов действия, а создание новой опции.
(Например, при выборе Ицхаком "Яакова или Эсава", он пытается выбирать из имеющегося, а значит Эсава, так как Яаков неспособен быть руководителем. А Ривка не выбирает из имеющегося, она строит новый персонаж - делает "Яакова под Эсава", Яаков принимает на себя часть Эсава и говорит: "я первенец твой", и далее вся история Яакова - постепенное "об-Эсавливание Яакова", с тем, чтобы он мог реализовать свою задачу. Он берет в жены потенциальную жену Эсава - Лею, побеждает ангела Эсава, и приобретя нужные данные Эсава, становится Исраэлем. Исраэль - новая опция: Яаков, приобретший необходимые качества от Эсава.
Настоящий выход – это создание нового варианта.
При выходе из Египта новый вариант - чтобы море расступилось.
Как можно понять действие Нахшона бен Аминадава? Политика установления фактов на местности. Входим в море, потому что море должно расступиться. И хотя не видно, чтобы море расступилось, но мы делаем действия, которые нужны и которые правильны.
Мы должны перейти через море, поэтому мы переходим через море. Вопрос: А можно ли вообще через море перейти? Ответ: Когда мы пройдем достаточно, море расступится.
Поэтому позиция "просто молиться" – неправильная. Молиться нужно, но не следует надеяться, что одна лишь молитва принесет результаты. Она должна быть частью чего-то, а не отдельной вещью. Она не решение проблемы, а только помощь в решении.

No comments:

Post a Comment