Tuesday, January 7, 2014

Рав Меир Брук. Ту би Шват и параллели.

В этом году календарь оказался более ранним, чем обычно. Мы с Вами уже прошли часть месяца Шват и через неделю  (15 января)  будем праздновать Еврейский праздник Ту би-Шват.
Есть интересные параллели между тем, что недавно праздновался светский Новый Год и между Новым Годом Деревьев.
Официально-формальная версия Ту би-Швата связана с тем, что в Израиле действовал закон отделения десятины от плодов и важно было выбрать годичный интервал внутри которого подсчитывать урожай и отделенную от него десятину.
Но в более позднее время великий мистик Аризаль - предложил наполнить этот день глубинными смыслами.

Во-первых, у нас возвеличивается дерево - как духовный символ.
В прошлой статье мы писали о том, что Тора выделила две истории связанные с деревьями.
Это история ошибки и падения Адама, связанная с Деревом Познания и это история начала Избавления евреев, связанная с горящим кустом - через который Б-г вышел на первый сеанс связи с Моше.
Очень любопытно проследить связь символик светского Нового года и еврейских сюжетов.
В светский Новый год - на елку вешают игрушки и лампочки.
Яркие и привлекательные игрушки - напоминают плоды, которыми соблазнились Адам и Хава.
А лампочки (в старину - свечки) - напоминают огоньки горящего куста.
При этом - сейчас и игрушки и лампочки - в-основном служат "детской радостью". Но тем не менее - для внимательных взрослых - это может служить ассоциативной связью с глубокими символами сюжетов Торы.
Мы - религиозные евреи - не используем в явном виде новогоднюю елку, но осознавать эти связи весьма полезно.

Второй темой Ту би-Швата являются плоды.
Плоды - это то, что приносят деревья и то что приносит пользу людям.
Аризаль отсылает нас к символике Святой Земли. В Ту би-Шват мы выделяем семь плодов, которые связывают нас с Израилем.
Это - пшеница, ячмень, маслины, виноград, финики, инжир и гранат.
И снова - мы можем на разных уровнях воспринимать эти символы.
С одной стороны, мы накрываем стол и выставляем на него эти семь плодов.
И мы делаем трапезу с благословениями - на которой эти плоды доставляют нам радость - как вкусная пища.
С другой стороны, эти семь плодов - прокладывают связь к десяти сфирот в человеке.
У нас есть три парных сфирот: Хохма-Бина, Хесед-Гвура, Нецах-hод.
И если парные сфирот засчитывать за один объект - у нас 10 сфирот выстроятся в семь объектов. Эти семь объектов - имеют телесную локализацию - от копчика до макушки головы.
И любопытно, что в таком "линейном" виде они совпадают с семью чакрами - в восточных духовных системах.
Также интересно, что среди семи плодов есть три - которые бывают двух видов - темные и светлые.
Это ячмень (темное и светлое пиво), виноград и инжир.
Эти три растения соответствуют парным сфирот: ячмень - Нецах и hод, виноград - Хесед и Гвура, инжир - Хохма и Бина.
Мы можем выстроить процесс вкушения плодов - таким образом, чтобы параллельно символически двигаться вдоль позвоночника - вдоль систем чакр и сфирот. И подниматься по духовной "лестнице Яакова" - от копчика до макушки головы.
Интересно, что копчик напоминает рудимент хвоста и символизирует самую низшую часть нашего сознания. Макушка головы связана с гранатом, который является очень мистическим плодом. Также если мы посмотрим на форму граната, то мы увидим, что в месте раскрытия скорлупы плода - он имеет форму короны. Поэтому он может иметь связь с макушкой головы и символизировать царственность.
Средние - промежуточные уровни - связаны с самими сладкими плодами - финик, виноград (изюм) и инжир.
Сладость - также является мистическим элементом.
Она доставляет нам радость.
Три плода - финик, изюм и инжир - доставят радость детям как "натуральные конфеты".
И при этом - на "взрослом" Седере - мы также реализуем виноград в виде "взрослого" вина, ячмень можем реализовать в виде "взрослого" пива, а пшеницу в виде "взрослых" водки.
И наконец - плоды символизируют наши достижения, начиная с семейных и заканчивая творческими.
Мы видим, что еврейский новый год деревьев - имеет параллели и с западно-светским и с восточно-духовным, он несет радость детям и глубину взрослым.

No comments:

Post a Comment