Wednesday, May 14, 2014

Этот длинный путь к Шавуот.

Шавуот праздник, который знаменует окончание пути исхода евреев от низины Египта до горы Синай, места откуда Творец спустил в мир Тору свою.
Четыре названия у этого праздника: Шавуот, Бикурим, Ацерет и Праздник дарования Торы. 
Шавуот один из 3-х праздников года (Песах, Шавуот, Суккот), когда все евреи должны были идти в Иерусалимских Храм, но в Шавуот приносились лишь Бикурим - первинки фруктов и продукт первой пшеницы - два свежих каравая хлеба.
Название Ацерет - "завершение Песаха", употребляется в Талмуде и это название выражает идею неразрывной связи дня дарования Торы с днем нашего освобождения из рабства. Шавуот-Ацерет,  как бызаканчивает тему исхода.
Шавуот значит "недели", это 7 недель трудного пути от Египта до дня Дарования Торы  и в память об этих днях Тора дает заповедь "Сфират аОмер" - Счет Омера:

23.15 И отсчитайте себе со следующего дня после празднования Песаха, со дня принесения вами омера возношения семь цельных шабатов.
До первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, и приблизите мучное приношение новое для Ашем.
И мест поселения вашего принесите два хлеба возношения; должны быть из двух исаронов тонкой муки, квасными будут испечены: первинки для Ашем.

В Песах евреи обрели свободу от рабского труда и египтской духовной закабаленности. Всевышний вывел евреев из Египта, чтобы они стали Его народом, и работали во имя него, что требует от человека высоты его душевных качеств. И потому, отправляясь к Синаю Ашем призывает каждого ("отсчитайте себе") пройти семи-недельный курс духовного очищения, т.е. исправления своих человеческих качеств. 


Мудрецы выделяют семь основных духовный качеств и каждая неделя исхода должна быть посвещена исправлению одного качества, но каждая из них должна сочитаться со всеми семью, что в общей сложности составляет число сорок девять.
Но пройдя такой трудный путь человек синхронизирует себя с 49 атрибутами самого Ашем - это та высота, с которой евреи удостоились получить Тору.
И этот путь в 49 дней называют "Сфират аОмер" (счет Омера), когда мы суммируем дни от Песаха до дня получения Торы: "один день по омеру", "два дня по омеру" ,,,"сегодня сорок девять дней, то есть семь недель по омеру".
Считая, мы суммируем результат нашей духовной работы и единицей этого труда является омер ячменя, который мы, как будто, отделям от части себя. 
Ведь в Песах евреи приносили первенки урожая ячменя, а в Шавуот - продукт муки тонкого помола. Но ячмень шел на корм скоту, а мука тонкого помола предназначалась для людей. 
И "Сфират аОмер" есть тот путь в 49 дней, который подымает еврея от того скотского состояния, в котором он был на момент выхода из Египта, до уровня Человек, когда евреи подошли к Синаю.

Но на этой длинном пути возникают такие критические моменты, не преодолев которые наше продвижение станет невозможным. И такие моменты наступают как на уровне жизни индивидумума, так и на историческом пути народа Израйля.
Таким моментом в истории Израиля стал 33-й день Счета Омера, который мудрецы Талмуда назвали Лаг ба-Омер, что значит 33 Омер (ЛаГ- аббревиатура букв ламед и гимел, гематрия которых 33). И они назначили его праздничным днем, в котором пересекается и печаль и радость, но как всегда у евреев все заканчивается радостью и оптимизмом. 
Судите сами: в Лаг ба-Омер, во-первых, в пустыне после Исхода начал выпадать ман.
Во-вторых, в этот день закончился мор 24т. учеников раби Акива погибших в течении 33 дней от эпидемии дифтерита. Их смерть нанесла тяжелейший урон еврейскому народу и создала реальную угрозу забвения Торы. Поэтому в этот период, в первые 33 дня счета Омера, евреи всего мира соблюдают ряд траурных обычаев: не стригутся, не проводят веселые застолья и свадебные церемонии.
В-третьих, в этот день отмечается годовщина ухода из нашего мира рабби Шимона бар Йохая (РАШБИ), ученика раби Акива и одного из величайших мудрецов своего времени, носителя скрытой части Торы и автора основопологающей книги кабалы "Зоар". 
Почему его смерть стала радостным событием поймем позже, после того как мы исследуем смысл числа 33.

Кабала учит, что все творения этого мира создаются и подчиняются закону 10 сфирот, из которых первые три (кетер, хохма, бина) относятся к высшему сознанию, а семь нижних к процессам и состояниям материального мира.
Для человека они определены как 7 эмоциональных атрибутов его духовных качеств, которые наши мудрецы связывают с именами наших праотцов, как носителей этих качеств.

1. Хесед - Авраам: милосердие, доброжелательность, щедрость.
2. Гвура - Ицхак: справедливость, дисциплина, сдержанность.
3. Тиферет — Яаков: совершенство, красота, гармония, сострадание.
4. Нецах — Моше: терпение, стойкость, устремленность, вечность.
5. Ход —  Аарон: подчинение, искренность, величие.
6. Иесод — Йосэф: сопричастность, основательность.
7. Малхут — Давид: благородство, независимость, самообладание.

7 нижних сфирот паралельны и  7-и дн
ям творения.
В 5-й день творения были созданны рыбы, насекомые, мыши, ящерицы, черви и подобные мелкие твари. Творец распространил жизнь по всем уголкам земли, поэтому число пять стало символ распространения.

33-й день "счета Омера" - это 5-й день 5-ой недели. На карте сфирот - это сфира Ход, которая связана с Аароном, основным качествам которого было величие. Он коэн-гадоль. 

Аарон был расспространителем слов Моше, слов Торы. Он умел, как никто, восстанавливать мир между людьми и доносил слова Торы до каждой семьи, до каждого еврея. Он мог уместить бесконечной глубины слова Торы в локаничную ясную и доступную  каждому еврею форму. Другими словами поместить бесконечное в ограниченное малое. И в этом его величие, и поэтому его называют коэн гадоль. 
Что является носителем слов Торы?  - голос Аарона, его речь
Голос, который мирил и соединял людей. И это идеал нашего 5-го дня 5-ой недели.
Но здесь требуется как бы двойное величие и поэтому этот день называют "год ше-бе-год" - величие в величии.
Правильная речь, пожалуй, самое трудное место в процессе воспитания человека. Избавиться от злословия (лешон а-ра), сделать свою речь, речью мира и словами Торы, становится  работой не только каждой личности, но проходит на уровне всего исторического пути народа Израиля.
И об этом нам говорит история гибели 24 тыс. учеников раби Акивы, которая произошла в период известный, как восстание Бар Кохбы (132-135г н.э.),  а раби Акива был религиозным лидером этого восстания.
Талмуд говорит, что его 24 тыс. ученика стали умирать от эпидемии дифтерита в период между Песахом и Шавуотом в наказание за неуважительное отношение друг к другу. И этот ужасный мор длился тридцать три дня. 
Вспомним, что времена раби Акивы, это времена, когда Храм был разрушен и евреев изгоняли из их страны. Мудрецы говорят, что причиной изгнания и рассеяния была "безпричинная ненависть между евреями". 
Что же вызывало такую ненависть - наш язык, лешон а-ра, несший клевету, насмешку, ругань. И 24 тыс. величайших людей своего поколения, которые должны были, подобно Аарону, мирить и соединять людей, и нести Тору в народ Израэля,  они не выполнили свое предназначения. И как мера за меру, они были поражены дифтерией, болезнью горла, из которого не исходили слова мира. 
И траур по ним, это траур по упущенным возможностям сохранить наш народ на земле Израиля.

Но Ашем дал раву Акиве 5 новых учеников, которые стали величайшими мудрецами Торы  и смогли спасти и передатьТору следующему поколению, а те далее и так до нас. Заметьте, здесь снова число 5.
Раби Шимон бар Йохай (Рашби) был самым выдающимся из учеников раби Акивы, и он нес в себе внутреннюю часть Торы, которую мы называем кабалой. Вся его сложная жизнь была посвещена учебе, преподаванию и любви к евреям. 
Рашби умер в Лаг ба-омер и был похоронен на горе Мирон близ города Цфат. Говорят, что во время его кончины над телом вознесся видимый столб огня. И стало традицией посещать его могилу и там разжигать огонь. Так постепенно появился обычай разжигать костры в Лаг ба Омер. 
И радость, которую мы проявляем в этот день, это радость, что благодаря этим 5 великим мудрецам Тора не потерялась и поэтому народ Израиля продолжил свое движение во времени.

На весь путь счета Омера, следует смотреть как на удивительную историю еврейской души. 
Преодолев "Лаг ба-омер" душа еврейского народа прошла 49 дневный путь и стала перед Синаем. Высота на которой оказалась их очищенная душа - есть максимум, доступный человеку нашего мира. поэтому мы отсчитывам только до 49, а не 50 дней, как говорится в Торе. 
50 - это запредельность, с которой Творец сделав нам шаг навстречу передал нам свою Тору.
И этот Его шаг мы отмечаем в Шавуот.

No comments:

Post a Comment