Friday, August 28, 2015

Ки Тэцэ. Что значит "Сотри память об Амалеке".

Глава Ки Тэцэ заканчивается заповедями “Помни, что сделал тебе Амалек" и "Сотри память об Амалеке".
25.17. Помни, что сделал тебе Амалек по дороге при выходе твоем из Египта.
25.19. И будет, когда успокоит Ашем, Эло'им твой тебя от всех врагов твоих вокруг в Стране, которую Ашем, Эло'им твой даёт тебе наследовать, сотри память Амалека из-под небес - не забудь!

Не совсем понятен смысл этих заповедей. Если заповедь "помни", кажется прозрачной, то заповедь "Сотри" окутана туманом. Здесь какое-то логическое противоречие. 
Есть множество комментариев на эти заповеди, но ясности они не добавили. 
Рамбам пишет, что заповеди об истреблении Амалека из этого мира и стереть память о нем нужно исполнить при Машиахе перед строительством Храма.
Другими словами эта заповедь назначена на время, когда уже закончилась последняя война Израиля с Амалеком, в которой Ашем уничтожил всех своих врагов. Уже Машиах заседает в кнессете Израиля, в мир пришла любовь и дружба и даже всякая "свинья" уже стала кошерной, но память о всех бедах ещё живьет в серце Израиля. 

Кто или что такое Амалек, о котором мы должны помнить, но память о котором нужно стереть, иначе Храм не будет построен.
В книге Бамидбар (24.20). Тора называет Амалека "Первым из народов".
Он их начало, и он корень их плохости.
В Зоар объясняется, что Амалек - это суть зло. И его энергетика питается от несовершенства Израиля, от нарушения его единства. Но когда Израиль поднимается Амалек начинает терять свою силу. Он как Кощей Бессмертный, сила которого на кончике иглы, спрятанной в яйце.
Зло - это недостаток в творении, это то, что выступает против Творца. Недостаток возникает из-за нарушения цельности мира, его разделенности. Но такое разделение есть необходимая часть в процессе творения - требуется проявить несовершенные его части и исправить или уничтожить их. Зато последним этапом такого исправления будет восстановление единства творения и прямое соединение его с Творцом.
И тогда добро и зло становятся неразличимы. И все увидят, что они лишь были функциями в инструменте Творца.
В нашем эгоистическом представлении, зло - это то, что делается против меня, против моего народа. И эта обида крепко сидит в еврейском сердце. Мы помним свою историю, и помним своих врагов, преследовавших нас.
Но раз в году веселый Пурим напоминает нам о нашей функции в раскрытии добра и зла в среде народов мира. В Пурим мы символически напиваемся, чтобы показать - если отключить нашу голову, наше искаженное понимание этого мира, то на самом деле добро и зло становятся не различимы. Здесь кроется ответ на наш вопрос.
И слова "Сотри память об Амалеке", можно понять, как будь цельным - выкинь, сотри из своего сердца чувство обиды и выйди навстречу народам мира с открытым сердцем.
Помни все прошедшие пути свои, но смотри на все как на прекрасное время, когда ты был соучастником Ашем в его творении.
И это станет последней ступенькой возвращения творения к состоянию Адам.

No comments:

Post a Comment