Thursday, December 24, 2015

Йосеф - король галута.

Под занавес книги Берешит поговорим о Йосефе, стараниями которого семья Яакова спустилась в ночь Египта.
Творец создал свет и тьму, день и ночь, как метафору двух духовных состояний человека - галут и геула.
Галут - это ночь, это отдаленность от шхины, это хождение наощупь, когда не видно жизненных целей. 
Геула  - это солнце над головой. 
В еврейском сознании галут, мы понимаем, как уход из-под рабства народов мира и возвращение в эрец Исраэль. Свобода на своей земле - это геула. Но пока Израиль лишь в предрассветной мгле. Галут понятие духовное, и чтобы выйти из галута народов, нужно прежде выйти из галута в самом себе.
Духовная свобода, геула - это некая идиллия, к которой тянется наша утомленная душа. Но во всех смыслах, чтобы попасть в эту идиллию, надо её завоевать.   
Тора нам рассказывает только о галуте. Потому, что на этом этапе Творения, галут является основным местом нашей работы.   
Две родные души Яаков и Йосеф, становятся в Торе символами галута. 
20 лет провел Яаков в галуте у Лавана. ... И были тяжелы дни моей жизни, жалуется он Паро. Но именно в галуте родились его 12 детей (11 сыновей и дочь Дина). 
Галут Египта стал для сыновей Яакова невыносимо жестоким. Однако, из его утробы родился еврейский народ.
Подымим глаза к Адаму, который был отправлен в галут на землю, и здесь от первого человека зародилось человечество.
Галут - это как 6 дней тяжелой работы, затем долгожданный шабат - геула, до которого мы ещё не дошли. 
Ашем обещал Авраму - ... потомство твое будет 400 лет в рабстве в стране чужой (15.13).
И мудрецы отсчитывают этот период от рождения Ицхака.
Ицхак был рожден в эрец Кнаан, но он был в галуте, хотя за пределы эрец Кнаан не выходил. Это ещё была не его земля, хотя и обещанная в будущем для его потомков. 
Земля, на которую был спущен Адам, должна стать общим домом всего исправленного человечества, но выстраивать этот дом Ашем начинает с создания дома для еврейского народа - дома Яакова. 
Сначала Творец поднял крышу - Авраам, Ицхак, Яаков. (сфиры хесед, гвура, тиферет)
Затем построил прочный фундамент - Йосеф (йесод).
Яаков стал несущей опорой строящегося дома.
И через 210 лет Моше и Арон возведут стены еврейского дома и расселят там молодой еврейский народ.
От дома начинается дорога, поднимающаяся к царству малхут, тому будущему, которое связано с домом Давида из колена Йегуды.
Два сына Яакова- Йосеф и Йегуда, становятся главными фигурами еврейской истории, соответствующими двум ее состояниям - галут и гелуа. Все остальные их братья определены лишь функциями нашей истории, её духовными характеристиками.
История дома Яакова начинается с его женитьбы на двух сестрах Лее и Рахель. 
Рахель и Лея олицетворяют собой физическое и духовное - Рахель хороша видом, а глаза Леи мягкие. Глаза - это зеркало души. Лея вся в духовном.
Но любимой женой Яакова была Рахель. Потому что она соответствует красоте того реального мира, который детям Яакова предстоит построить.
А Лея, эта та духовная высота, к которой нужно ещё долго подниматься.
12 сыновей дал Творец Яакову, но Йосеф, его первенец от Рахель, был его любимым сыном.
Из-за разного понимания детьми Леи своего предназначения и места в семье Яакова, между ними и первенцем Рахель возникают напряженные отношения. И 10 братьев Йосефа восстают против него и продают его в рабство в Египет. 
Дети геулы, восстали против галута. Это вечная борьба между двумя такими разными состояниями, как символ их незрелости, подобен желанию вкусить незрелый плод. 
Но продажа Йосефа была божественным провидением. Только в галуте Египте может быть рожден новый народ. 
На древе сфирот Йосеф ассоциирован со сфирой Йесод - основание. Йосеф назначен Творцом стать духовной основой еврейского народа.
Много раз в Берешит Йосеф называют иврим (39:14, 17; 40:15; 41:12; 43:32).
Йосеф - иврим. Это синонимы. Йосеф - это духовное состояние еврейского народа в галуте. Но в нем есть естественный недостаток - его духовная неполнота.
Духовное наполнение достигается постижением целей Творца, и осознанием себя в Его планах. Йосеф постоянно ощущал руку Ашем, но он неправильно понимал Его цели.
Тора нам показывает духовную эволюцию, протекающую внутри Йосефа - от обиды на своих братьев и отрицания их значимости, до признания их святости и полного прощения. И на пороге своей смерти, мы наблюдаем осознание Йосефом истинного смысла его предназначения и вера в возращение братьев в эрец Кнаан. Не поднимись он до этой высоты, не было бы евреев в этом мире.
Мы все иврим, по своему рождению - мы все находимся в состоянии Йосеф. И у всех нас есть недостаток духовного наполнения, та пустота, которая разделяет нас от состояния Йегуда - символа геулы. И вся наша жизнь в галуте, направлена на исправление "себя в себе".
Отсюда следует, что еврей - это не религия, а духовное состояние, которое возможно достичь любому из других народов.

По замыслу Творца еврейский народ, это человечество в миниатюре, его ядро, через которое шхина передается окружающим его народам.
Этот принцип в главе Лех Леха был декларирован Ашем - И сказал Ашем Аврааму ... и сделаю тебя народом великим и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь благословением.
И Я благословлю благословляющих тебя, и прокляну проклинающих тебя, и благословятся в тебе все семейства земли. (12.2)
Другими словами, благословление Творца народам мира идет только через их отношение к народу Израиля. 
И механизм такого сложного процесса был показан в главе Вайешев на примере подъема Йосефа с уровня раба до управляющего дома Потифара и далее от заключенного до управляющего всем Египтом.
Йосеф был продан ишмаэльтянами Потифару, сановнику Паро.
(39.2) И был Ашем с Йосефом, и был мужем, преуспевающим в доме господина своего.
И увидел господин, что Ашем с ним, и всему что он делает Ашем дает удачу в руке его.
... и назначил его над домом своим, и все что у него, дал в руку его.
... и было благословление Ашем на всем, что у него в доме и в поле.
Здесь 3 раза повторяется слово ויהי - и было. Эти слова как ступеньки к определению 3 уровней успехов, переходящих от иврим к хозяину.
1 - личный успех. За что не берется- все ладится.
2 - успех передается хозяину.  Он видит, что шхина на Йосефе и на доме его, и назначает Йосефа управлять домом своим.
3 - успех от хозяина передается всему его дому, всем его слугам. И благословление Ашем на всем, что в доме и в поле.
На всем нашем историческом пути мы наблюдаем такую схему передачи благословления принимающих нас народам. А проклинающих - прокляну.

Йосеф единственный из героев Торы, кого наши мудрецы называют цадиком. Он выдержал все испытания, которые выпали на его ещё юную голову, и нигде не оступился. И имя Творца всегда на устах его. 
Йосеф постоянно чувствовал на себе руку Ашем, но Йосеф - господин галута и, двигаясь сквозь её тьму, он видел будущее в преобразовании спасенного им Египта. Он был весь в этом своем грандиозном проекте. А отца и братьев своих он отодвинул в прошлое.
Поэтому своего первого сына он назвал Менаше, от слова "предающий забвению". Зато второго сына назвал Эфраим - "плодовитость". 
Через их имена Йосеф заявляет о себе - Творец увел меня из дома отца моего, чтобы множиться среди народов, изменять мир и нести им знания о едином Боге.
Яаков со своей пророческой высоты видел, что Йосеф силен, но приземлен, чтобы поднять будущий народ к духовным высотам. 
Его царский характер становится слишком опасным для будущего Израиля. Поэтому Яаков разделил колено Йосефа, присоединив его детей, Эфраима и Менаше, к коленам Израиля.  
Он поменял братьев местами, поставив Эфраима впереди Менаше. Эфраим стал нести в себе царственность и плодовитость.  Теперь их имена стали соответствовать благословлению, которое он им дал - потомство твое будет полно народами и не забудет вас Ашем. 
Характерно, что Менаше, потеряв первородство, не плакал и не кидал проклятия своему брату, в отличии от Эсава. 

Дети Рахель обладали большой силой царствования и это проявлялась и в Йосефe и Биньяминe. 
- Йосеф стал царем Египта.
- Йеошуа из колена Эфраима, принял от Моше царскую власть и перевел еврейский народ через Иордан, завоевывал эрец Кнаан.
- Саул из колена Биньямина, был помазан первым царем Израиля.
Но характер Йосефа, очень ревнивый по отношению к царской власти.
Саул преследовал Давида.
Иеровоам из колена Эфраима, взбунтовался против царства дома Давида и увел 10 колен Израиля из-под его власти.  Израиль был разделен на Северное и Южное царства. 
Так Йосеф опять потянул дом Яакова в галут.
В Южном царстве Йегуды осталось колено Беньямина. На его земле стоял Храм. Северное царство возглавил Иеровоам. 
Через 200 лет Северное царство Йеровама было уничтожено Ассирией и все 10 колен пропали в изгнании. 
Историю евреев продолжили колена Йегуды, Биньямина и часть колена Леви.
Но жизнь не заканчивается смертью, и свойства характеров, и достигнутая духовная высота всех колен рассыпаны по всем последующим поколениям евреев. Но их основой всегда остается Йосеф, царь и преобразователь мира.
И когда я вижу, с какой легкостью талантливейшие ребята ассимилируются в Америке и Европе, то полагаю, что в их душах правит бал характер Менаше.
Когда я читаю, как евреи Европы, несмотря на очевидную угрозу их существованию, не желали уезжать в Палестину, то удивляет, с какой же силой Йосеф их держал за подол.
  
Но сейчас на земле Израиля уже наступил 6-й день. И характеры всех колен собираются на своей земле. Идет предшабатная суета - Эфраим занят бизнесами и войной, Менаше мечтает уехать в Канаду, Дан строит "незаконные" поселения, Рувен сидит в харедимных ишивах, а Биньямин, став главой страны, пытается уладить спор между Йосефом и Йегудой, который как лев в засаде поджидает свое время.

No comments:

Post a Comment