Tuesday, April 19, 2016

Песах. 7 дней пути длиною в жизнь.

С месяца Нисана начинается отсчет месяцев еврейского года. В этой точке человеческой истории, 3300 лет назад, иврим, бывшие рабы фараона, были выделены Творцом в отдельный народ и выведены из-под власти ангела Египта. 70 ангелов народов мира с удивлением наблюдали исход Израиля, и это было и осталось для них непостижимой загадкой и вечным вопросом, почему Всевышний так благосклонен к иврим, нашим рабам?

Событие исхода из Египта Тора повелевает нам отмечать праздником Песах. Суть и последствия этого событие столь значительны и столь многомерны, что постичь его до конца человеческий разум не в состоянии. Они охватывают все уровни миров.
В Песах Израиль начал свой длинный путь к Синаю, чтобы подняться к престолу высшей власти Ашем и стать под его прямое управление. Говорит мидраш, два воинства в подчинении Ашем - небесное и земное. Небесное - это ангелы, земное - это народ Израэля. Тора называет их воинством, потому что этот вид служения определен порядком и верностью своему царю. Ашем выводит евреев из духовного хаоса Египта и облачает их в законы Торы, по которым должна выстраиваться вся дальнейшая еврейская жизнь.
Первые свои заповеди евреи получили от Ашем в преддверии исхода - заповедь о начале отсчета месяцев года, заповедь о посвящении Ашем всех первенцев мужского пола, заповеди о семидневном праздновании Песаха.
Ежегодно в первую ночь Песаха мы устраиваем пасхальный седер, который строго регламентирован Пасхальной Агадой, поэтому первый Песах, называют "ночь порядка" (седер - порядок).
Пасхальная агада ведет нас по пасхальному седеру, но она ещё требует, чтобы мы каждый шаг седера комментировали и обсуждали.
Раббан Гамлиэль говорил: Всякий, кто не говорил о следующих трех понятиях в Песах - Песах, Маца и Марор, не выполнил заповедь рассказа об исходе.
Песах - это время напряженной учебы. У евреев вообще нет беззаботных праздников. Всю глубину смыслов каждого из праздников за одну жизнь не постичь. Но от нас требуют - учись.
Одной из первых заповедей Торы об исходе - и расскажи сыну своему.
Тора повелевает нам выстраивать цепь преемственности памяти, чтобы и через тысячи лет для нового поколения, исход был в их сознании, как будто это было с ними самими.
С первых шагов дети включаются в праздники, постепенно постигая их смыслы, ... что бы в свои за 80 с волнением услышать ещё один новый для себя взгляд на суть праздника и сказать Барух hШем, что дожил до этого дня.
Главная суть Песаха - обретение свободы от рабства. И здесь рабство не только в физическом смысле, но и в духовном - вытащить раба из самого себя. И говорит Агада, в каждом поколении человек обязан смотреть на себя так, будто он сам вышел из Египта.
Из рабства физического нас выводит Творец "рукою крепкой и мышцей простертой". Из своего духовного Египта каждый должен выводить себя сам.
Обретение духовной свободы, это уход от духовной эксплуатации чужих фараонов, это приобретение иммунитета от служения чужим богам. Это свобода реализации своего таланта только для созидания.
В ночь Песаха мы много говорим о "руке" Творца, который вывел нас из Египта, но мы почти совсем не вспоминаем Моше, и не рассказываем о чуде рассечения моря Суф. Мы заняты лишь рассказами о днях рабства и о чудесах 10 казнях Египетских, которые Он совершил. Потому что, в каждый из рассказов имеет своей проекцией нашу внутреннюю духовную сущность. Здесь корень наших проблем, которые надо нам самим разрешать.
В эту ночь мы как бы возвращаемся в точку исхода, чтобы, в который раз, заново пережить невыносимость рабства, быть выведенным Творцом из Египта, бежать от преследования фараона, в страхе и изумлении вступить в ущелину рассеченного моря, и перейти в новую для себя реальность седьмого дня.

В первый день Песаха принято есть круглую мацу. Круглая маца символизирует единство еврейских душ, но она ещё символизирует и цикличность, колесо времени, которое медленно катит нас к седьмому дню окончательного исхода. Эти семь дней свернуты в свиток 3500 лет, который медленно разворачивается, чтобы каждая еврейская душа, спущенная в этот мир, успела выйти из своего Египта. Песах, это возможность слабой душе присоседиться к своим братьям, выходящим из Египта.
Пасхальная Агада нам рассказывает о четырех сыновьях, сидящими за пасхальным столом - первый мудрый, второй злодей, третий несмышленыш, а последний неспособный задавать вопросы.
В контексте нашей статьи, четыре сына, это четыре уровня зрелости еврейской души, четыре ступени её духовного продвижения от совсем молодой души, неспособной задавать вопросы, к душе постарше, но ещё наивной. Нужно пройти состояние души "второго сына" - зрелого юноши, увлеченного прелестями нижнего мира, которого Агада называет нечестивым.
И, наконец, достичь высоты "первого сына" - зрелой души, наполненной мудростью.
Согласно каббале, каждому состоянию души соответствуют четыре бокала вина. Следовательно, второму, нечестивому сыну, соответствует второй бокал вина, который выпивается после длинного рассказа об Исходе.
Не много ли внимания тому, которому нужно "притупить зубы", и который желал бы остаться в своём Египте. Но ведь его душа составляет часть единой еврейской души, от нее невозможно отказаться, ее нужно терпеливо учить и терпеливо объяснять.

В законах Песаха, праздничными (йом-тов) являются дни первый и седьмой. Седьмой день, это день чуда перехода всего народа через Красное море. Евреи ушли от своих преследователей, армии Фараона, и это стало временем обретения ими полной физической и духовной свободы. А их преследователей накрыли воды сомкнувшегося моря.
Но гибель людей всегда грустное для Творца событие и Тора этот день никак не называет. Поэтому седьмой день, день обретения еврейском народом полной свободы, стал безымянным днем.

Но Бааль-Шем-Тов, основатель хасидизма, смотрел на события исхода глубже. Он указывал, что переход через море Суф, это событие будущего, это как седьмой день творения, который ещё не наступил (нельзя назвать то, чего ещё нет).
По хасидской традиции Седьмой день Песаха отмечают очень радостно с обильной заключительной трапезой. Однако, это единственный праздник, в который не произносят благословение "шеехеяну". Потому что, повторяет Любавичский ребе, это праздник относящийся к будущему. Бааль-Шем-Тов назвал эту трапезу - Трапезой Машиаха. Бааль-Шем-Тов поднялся над временем и увидел в чуде перехода Красного море прототип будущего события, которым завершится человеческая история.

No comments:

Post a Comment