Wednesday, March 28, 2018

Предисловие к Песаху.

Песах - день рождения еврейского народа.
15 нисана 2448г. Ашем силой своей руки вырвал евреев из Египта - 600000 мужчин со своими семьями и своим нехитрым скарбом спешной колонной
вышли из Египта. Ещё вчерашние рабы Паро, царя Египта, в этот весенний день обрели свободу, чтобы начать свой длинный до бесконечности путь в этом мире.
В Песах, мы все собираемся на свой день рождения. Все, как одна единая сущность - еврейский народ, чтобы оглянуться на тысячи лет назад и заново пережить все перипетии исхода, увидеть в нем новые смыслы того божественного действа.
Евреи хранят память о своих корнях, знают даты рождения всех своих праотцов, все события и перипетии их жизни вплоть до точной даты рождения своего народа. Это одно из чудес еврейской истории.

Какой ещё народ знает дату своего рождения? И знает ли, вообще, кто из народов, о своих истинных корнях.
Есть современный Египет и египтяне, но это уже другой народ, не связанный с древними египтянами. Есть Италия и итальянцы, но они совсем не потомки древних римлян. Есть Греция и греки, но у них мало общего с греками времен Александра Македонского. Но есть Израиль и евреи, которые прямые потомки тех евреев, которые стояли у горы Синай, и современные методы генетической генеалогии это подтверждают.

Песах, это праздник еврейских вопросов простых и сложных, детских и мудрёных, наивных и с хитринкой. Но ответы на них никогда не будут до конца нами осмыслены и до конца исчерпаны. Уже более 3000 лет мы их собираем и обсуждаем, и по мере нашего вросления находим в них новые и новые смыслы.
Как, например, можно найти исчерпывающие ответы на вопросы:
- Зачем, вообще, Творцу нужно было создавать какого-то особенный народ, народ Израиля, судьба которого абсолютно не похожа на судьбу других народов.
- Для чего нужно было организовывать такой сложный сценарий их рождения.  Неужели нельзя было оставить семью Яакова в земле Кнаан, и сделать из них сильный и многочисленный народ, выросший на своей земле.
- Зачем нужен был Египет, что в нем такого привлекательного для Ашем?
- Зачем Всевышний подтолкнул евреев на столь мучительное рабство Египта, из которого затем нужно было их выводить силой больших чудес.
- Зачем нужны были чудеса 10-и египетских казней. Ведь не было бы для Ашем большого труда заставить Паро дать евреям вольную по первому их требованию.
- Зачем нужно было водить евреев 40 лет по пустыне. …
Можно продолжить этот длинный список "зачем и почему", но нам и этого вполне достаточно.

Творец творит мир непрерывно. У него хорошие работники - неисчислимое небесное войско, поддерживающие функциональность всего творения от небесных сфер до травинки и крохотной мурашки.
Но Человек, получив от Творца свободу выбора, стал не подвластен подобному детерминизму управления. 
Человек - итог всех 6 дней творения, его венец, и потому включает в себе весь мир, созданный ради него и для него. Он живет в этом мире, но и весь мир в нем.
Но все же человек, в лице всего человечества, исходно был не совершенен, и его исправление продолжается и будет продолжаться до конца дней.
И подобно 6 дням творения мира, в которых мир прошел путь от хаоса к завершенности своей формы, так и строительство человека, должно пройти подобный путь длиною в 6 дней Творца.
Говорится в Берешит Раба(9.14): Один день Всевышнего равен тысяче лет нашей жизни. Т.е. для достижения своего совершенства человечеству отведено 6000 лет.  И за эти 6000 лет, человек проходит те же этапы от хаоса к порядку, что и при создании мира.
Трактат Авода Зара(9), обсуждая еврейскую историю говорит, что по плану небес этот мир должен просуществовать Шесть тысяч лет:
- две тысячи лет был хаос (от Каина, потоп и строительство Вавилонской башни),
- две тысячи лет отведено на постижение Торы (от Авраама),
- две тысячи лет - дни Машиаха, как время реализация Торы.

Время хаоса характеризуется неустойчивостью человечества как системы. Человек видит свою зависимость от природы, он целиком находится под управлением своих инстинктов, и не понимает целей своего собственного существования.
Бунт поколения людей "Вавилонской башни", привел к разделение их на 70 народов, расселившихся по лицу всей земли

С рождением Авраама, Творец приступил к созданию нового народа "народа для Себя" - народа, который будет "Его воинством на земле".
И возьму вас себе в народ, и буду вам Эло’им и узнаете, что Я – Ашем. (Шмот: 6.7). 
Народ этот назван иврим - стоящий по другую сторону от остального мира.
Еврейский народ (народ Израиля) назначен уравновесить 70 народов и принести стабильность в этот мир.
В структуре человечества народы мира составляют его тело, но его внутреннюю часть, его душу, должен заполнить народ Израиля, напрямую соединенный с волей и словом Творца.
Строительство еврейского народа началось от специальных душ - Авраама, Ицхака и Яакова, и 12-и его сыновей. Пространством их жизни была земля Кнаан - духовный и физический центр мира. Отсюда, из земли Кнаан, 70 душ вышедших из бедра Яакова спустились в Египет.
В книге Зоар, главной книге каббалы, говорится: Не укрепился мир своими корнями, пока Яаков не произвел 12 колен и 70 душ, и тогда укрепился мир.
Эти 70 душ Творец, связал невидимыми "нейронными" нитями с 70 народам мира - телом человечества. В такой системе Израиль должен выполнять роль коэна, поддерживающего непрерывную связь человека с Творцом - А вы будете Мне царством коэнов и народом святым (Шмот, 19:6). 
Но это задачи конечного этапа творения, а пока Ашем отправляет сыновей Яакова в Египет, где от семени 70 еврейских душ будет рожден народ Израиля.

Но почему Египет?
Египет был величайшей державой своего времени, он отражал в себе весь остальной мир, все знания и культуры.
Паро (Фараон) - царь Египта, по сути, возглавляет все человечество, и то направление, которое выберет Паро - это и будет направлением, куда будет двигаться человечество. А двигалось оно за своими богами, которые вели их в никуда - по замкнутому кругу.
Боги Египта - это множество сил природы. И человек перед ними чувствовал себя ничтожным жуком. Как в природе нет понятия права и справедливости, так и в подчиненном им мире есть лишь право сильного, и раб - его имущество, которое от купил или завоевал. Боги спустили нам эти законы, и никто не подвластен их менять. Такова философия Египта.

В Пасхальной Агаде, сказано: если бы Всевышний не вывел бы наших отцов из Египта, то мы и наши сыновья, и сыновья наших сыновей были бы рабами у Фараона в Египте.
А Рав Кук уточняет, что если бы мы тогда не вышли из Египта - мир бы не изменился, остался бы в точности таким же каким был, и даже "Фараон не умер бы".
Другими словами, в представлениях египтян мир такой, как он есть, установленный раз и навсегда.  И так же, как солнце вечно и неизменно в своем движении, и так же, как неизменен ежегодный разлив Нила, так и вся жизнь Египта протекает по своим неизменным циклам и будет вечно стоять под охраной своих богов и Паро, как бога на земле.
Поэтому, когда Моше и Аарон пришли к Паро, и говорят ему: Так сказал Ашем, Элоhим Исраэля: Отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне  (Шмот 5.1).
Совершенно естественно Паро ответил: Какой ещё Ашем, чтобы послушал я голоса Его и отпустил Израиль? Не знаю я Ашем, и Исраэль не отпущу.
Говорит мидраш - приказал Паро, чтобы принесли ему книгу всех богов и не нашел он Б-га Исраэля. ... и отослал он Моше и Аарона.
В самом деле, откуда Паро знать о той высшей трансцендентной силе, которая источник всех сил. Поэтому требование Моше отпустить рабов, звучит настолько вызывающе и настолько невероятно, что поражает, как это Паро не казнил Моше и Аарона немедленно. И это одно из чудес исхода.

И вот в это омерзительное место Творец опускает всю семью Яакова.
Мудрецы уподобляют Египет материнскому чреву, предназначенному выносить еврейский народ. И как плод находится в полностью зависимости от своей матери, так и евреи став рабами Египта, лишились всей своей силы и независимости. Рабство сделало сыновей Яакова абсолютно беззащитными перед египтянами, и они жили лишь надеждой на помощь Творца и конечное избавление, обещанное Им нашими праотцам.
Вместе с тем, именно рабство закалило народ, дало духовные силы выстоять во всех испытаниях, выпавших на его долю на протяжении всей его долгой и богатой перипетиями истории, иными словами, дало ему вечность.

Паро - это образ царя всего старого мира. Поэтому Ашем не может не считаться с ним. И одной из главных целей 10 египетских казней - разрушить в сознании Паро идеи абсолютности его богов, низвергая их. Казни должны показать Египту, а значит и всем народам, что есть сила значительно более великая, чем их выдуманные боги. И это сила - Б-г Израиля, желающий говорить с миром через свой народ.

С другой стороны, евреи, за 210 лет жизни внутри Египта, сами попали в паутину идолопоклонства, из которой трудно освободиться.
Поэтому важность 10 казней была и в том, чтобы освободить души евреев от египетских идолов, смести эту паутину и дать сыновьям Яакова увидеть руку Творца, карающую их поработителей.

Каждая из 10 казней была направлена на конкретную группу египетских идолов, поэтому правильнее говорить не о казнях, а о 10 ударах по силам этих богов.
Для того, чтобы представить себе совсем не полный египетский пантеон, соотнесем их с насылаемыми на Египет ударами. 


Название удараБоги Египта
1. Превращение воды в кровь:Апис – бог Нила;
Изида – богиня Нила;
Кнум – страж Нила;
Себек – бог рек и озер.

2. Нашествие жаб Хех – бог с головой жабы.
Птах – бог-творец, создатель первых восьми богов.

3. Нашествие мошек и вшей

Птах – бог-творец, создатель первых восьми богов.

4. Наказание дикими животными Анубис – бог изображаемый в виде мужчины с головой собаки (шакала).

5. Мор скота. Хатор – богиня с головой коровы;
Апис – бог-бык;
Хнум – бог с головой барана.

6. Язвы и нарывы. Секмет – богиня врачевания;
Изида – богиня, исцеляющая болезни.

7. Гром, молнии и огненный град Нут – богиня неба;
Оcирис – бог урожая.

8. Нашествие саранчи. Осирис – бог урожая;
Апис – бог плодородия;
Сокар – бог растительности.

9. Тьма. Ра – верховный бог солнца;
Атон – один из богов солнца;
Гор – один из богов солнца;
Нут – богиня неба;
Хатхор – богиня неба.

10.Смерть первенцев. Мин – бог продолжения рода;
Хекет – богиня, посещающая при родах;
Изида – богиня, покровительствующая детям;
Бэс – покровитель семьи у простолюдинов;
Месхенет – богиня деторождения и детей;
Нехбет – покровительница детей фараона.

После каждой казни, надломленный Паро, казалось, уже готов согласиться с Моше отпустить народ служить Ашем. Но каждый раз: И укрепил Ашем сердце Паро - не послал сынов Израиля. 
Казни были задуманы ради низвержения всех египетских богов, дабы не оставить никакого шанса для сомнения в их ничтожности перед Ашем.
И Паро должен иметь силы до конца стойко пережить этот позор.

После 10-ой казни, Паро признает свое полное поражение и отпускает евреев. Ему известно, что казни закончились, и даже если он не отпустит евреев, наказания не последуют. Но сил на сопротивление у него больше нет. Вместе с его богами ушла и его сила.
Это было не уничтожение его свободы воли, а добровольный отказ от старых догм. Признание, что есть некто, кто стоит над природой и управляет миром по законам высшей морали, и сопротивление Его воле бессмысленно.

Песах - это 10-я казнь. Это кровь на дверных косяках.
По велению Ашем каждая еврейская семья резала барашка (одного из египетских идолов). В этот же день евреи сделали себе обрезание и все, кто прошел это испытание, вывели сами себя из темноты галута к своей духовной свободе, хотя физически ещё сидели в Египте. И оставался лишь шаг, чтобы не задавая лишних вопросов последовать за Моше.
И это был тяжелый и волнительный момент рождения народа Израиля.

Но окончательную свободу, очищенную от страха вновь её потерять, евреи почувствовали после рассечения Тростникового моря.
Это чудо оказалось настолько шокирующим, ломающим всякие иные представления о возможностях высших сил, что не оставило никаких сомнений в реальности Творца - "устрашился народ Ашем, и поверили они в Ашем и в Моше, раба Его" (Шмот, 14:31).

И наконец, рассечение моря произвело неизгладимое впечатление на соседствующие народы. Как говорится в песне на море, которую воспел Моше (Шмот, 15:14-15): Услышали народы - содрогнулись, трепет объял жителей Плешета. Тогда пришли в смятение главы Эдома, сильных Моава охватила дрожь, растаяли от страха все жители Кнаана.
И даже через 40 лет, перед переходом через Иордан, кнаанка Рахав сообщила разведчикам Йеошуа: Знаю я, что дал вам Г-сподь эту землю, и что напал страх ваш на нас, и что растаяли от страха все жители земли пред вами. Поскольку слышали мы, как иссушил Г-сподь, Б-г ваш, воды Тростникового моря пред вами… (Йеошуа, 2:9-10).

Так постановила Высшая мудрость, что существование народа Израиля не должно зависеть от страны, в которой он будет жить. Поэтому, выйдя из Египта, Ашем не повёл евреев сразу на свою землю, но 40 лет водил их по пустыне, где они учили Тору и были оторваны от всякой материальной основы бытия. В пустыне, они оказались полностью зависимы от Ашем, как младенец от своей матери, и навсегда остались преданными Ему. Так реализовалась главная цель исхода - евреи превратились в народ Ашем, его войском.
С первых своих шагов, народ Израиля становится голосом Ашем для соседних народов. Через Израиль, его Тору, мир получает знания о Творце, и это оказывает огромное влияние на формирования общечеловеческой морали и зарождения новых религиозных движений, например, христианство и ислам. 
Через Израиль на народы спускается либо Его благо, либо Его гнев.
Через евреев и еврейскую историю Ашем непрерывно меняет мир, продвигая идеи свободы и прогресса. Евреи придают жизни динамику и цельность. Они непременные участники революций в социальной и научной сферах. И во всех их путях слышится слово Творца. Надо лишь прислушаться.
Но началом всего был Песах.

No comments:

Post a Comment