Wednesday, February 12, 2014

рав Ури Шерки. Идеал и реальность

"И увидел народ, что медлит Моисей спуститься с горы" (32:1)
Почему же Моисей медлил спуститься? Конечно, в определенной степени это вопрос топографии - спуститься с горы, занимает время. Но почему бы тогда Моисею не получить скрижали внизу, так, чтобы сразу оказаться вместе с народом?
Проблема состоит в том, что существует разрыв между идеалом и реальностью, - и этот разрыв выражается в реальном расстоянии между вершиной горы и ее подножием. Моисей не может получить скрижали у подножия горы, так как их уровень несравненно выше уровня народа. Разрыв между идеалом и реальностью можно символическим образом описать как ситуацию, при которой большой свет входит в слишком малые сосуды не готовые его воспринять - и это приводит к тому, что сосуды разбиваются.

Похожим образом было волнение в еврейском обществе Иерусалима в преддверие Рош hа-Шана 5600 (1839-1840) года - поскольку в книге Зоhар написано, что после этого момента откроются источники мудрости в мире, и придет Избавление народу Израиля. Как это казалось в то время, предсказание не исполнилось, и поэтому некоторые даже разочаровались как в Избавлении, так и в иудаизме вообще. С нашей сегодняшней точки зрения, нам понятно, что процесс Избавления, действительно начался тогда - но процесс этот весьма длительный.
Всегда когда что-то начинается, есть сильное желание, чтобы это реализовалось немедленно в полной мере, и всякие задержки приводят к разочарованию. И как реакция на эту задержку возникает возражение против всего процесса - и именно это есть грех Золотого Тельца.
Наши мудрецы в Иерусалимском Талмуде, говорят, что грех Тельца происходил именно в тот час, когда скрижали были переданы Моисею; и хотя Всевышний хотел тогда отобрать скрижали - Моисей оказался в силах удержать их у себя. И это случилось потому, что по сути своей Тора должна была быть передана народу Израиля.
Тора – это слово Бога народу Израиля. И нет никакого смысла в слове, которое некому сказать. Моше оказался в силах удержать скрижали - потому, что если бы скрижали были отняты, то в них уже не было бы никакого смысла.

Урок Золотого Тельца состоит в том, что невозможно уклониться от избранности Израиля и от получения Торы, даже, если мы и согрешим очень сильно.
Маhараль разъясняет почему грех Тельца произошел именно в момент получения скрижалей. Он объясняет это в рамках постоянной борьбы между природным и над-природным.
Природа требует однородности, а все над-природное исключительно, не подчинено общему закону. Однородность и исключительность всегда воюют друг с другом. Обычный не выносит уникального. Встреча Моисея с Богом и получение Торы – событие уникальное, и природа восстает против него всеми своими силами.
Еще до греха Тельца, Бог возвестил Моисею, что ангел будет вести Израиль -
23:20 "Вот Я направляю ангела перед тобою, чтобы хранить тебя в пути и привести тебя в то место, которое я приготовил".
И комментарий Раши говорит: "Здесь им было возвещено, что в будущем они согрешат и Шехина скажет им: "ибо Я не пойду в твоей среде".
Т.е. из-за греха Тельца Бог не будет Сам вести народ, а пошлет вместо этого ангела. В соответствии с этим, грех Тельца – это часть плана Дарования Торы, поскольку после такого поднятия, очевидным образом следует ожидать преткновения.
Моше медлил прийти, так как его положение соответствовало идеалу, и он не мог соответствовать уровню народа в тот час - а поэтому необходимо было время для того, чтобы ликвидировать этот разрыв. Но задержка Моисея и грех народа прояснили нам, что Божественный Выбор народа Израиля не зависит даже от самого еврейского народа и вовеки не изменится.

No comments:

Post a Comment