Tuesday, March 11, 2014

Этот загадочный Пурим

Пурим самый необычный параздник в еврейском календаре. Этот веселый карнавал с песнями, вином и праздничным застольем празднуется в память о чудесном спасения иудеев от злобного Амана, первого в истории, кто хотел в один день решить еврейский вопрос. Чудо этого спасения описана в книге Эстер - Мегилат Эстер, и относится к событиям 2500 летней давности, когда после разрушения 1-го Храма евреи были изгнаны из своей земли и расселены по всем областям огромного персидского царства.
Сюжет мегелы всем известен, и я лишь представлю ее героев.

И было это в дни Ахашвероша, того Ахашвероша, который властвовцал от Индии до Куша (Эфиопии) - над 127 провинциями. В те дни когда царь Ахашверош, воссел на царский престол свой, что в столице Шушан.
Ахашверош, был любителем пышных пиров со своими подданными. И во время последнего пира возгорелся гнев его на царицу Башти, жену его. И изгнал он её. И стали искать для него новую царицу.
Был в столице один Иудей, имя его Мордехай, сын Яира, сын Шимени, сын Киша, из колена Вениямина.
И был он воспитателем Хадассы - она же Эстер, дочери дяди его, так как не было у нее ни отца ни матери. Девушка эта обладала красивыми чертами и была хорошим видом.
И когда издал царь указ собрать всех девушек красивых видом для выбора ему в царицы, тогда была взята и Эстер в царский дом под надзор Хегея, стража жен.
И взята была Эстер к королю Ахашверошу, в королевский дом его...

После этих событий возвеличил варь Ахашверош  Амана, сына Хамдаты, агагитянина, вознес его, и поставил ложе его выше всех князей, которые у него. И все служащие при царе, что были у царских ворот, кланялись и падали ниц перед Аманом, ибо таков был указ царя. Мордехай же не кланялся и не падал ниц.

Удивительно, что эта совсем короткая история становится настолько важной частью еврейской истории, что во-первых, она была включена в Танах, став его последней, 34-ой книгой (Танах - 5 книг Торы, книги Пророков и писанния).  
Во-вторых, по её слову уже более 2300 лет мы празднуем Пурим. 
В-третьих, мудрецы Талмуда, утверждают, что в конце времен, после прихода Машиаха, все пророческие книги и все писания будут отменены, как исполнившиеся, но Мегилат Эстер не сотрется и Пурим останется.
Рабби Цадок а-Коэн из Люблина говорил, что особенность Пурима, в том, что он проливает свет на всю историю от Сотворения мира до конца дней. 
А Аризаль утверждает, что Пурим превосходит своей духовностью Йом Ки-пур, который означает "как Пурим", то есть он не достигает своего Пурима. 


Слово Мегила - свиток, однокоренное с "мегале" — раскрывать. А имя Эстер от הסתרה  - сокрытие. 
Тогда название Мегилат Эстер можно перевести, как "раскрытие сокрытого", что определяет главную идею книги, в которой за, казалось бы, естественной ходом событий просматривается воля Творца и его высший замысел.
Драма Пурима разыгрывается, когда евреи рассеянные по всем 127 областям Ахашверошовского царства, казалось, потеряли связь с Творцом и больше не плачут об утрате Храма. Ведь галут - это длинная темная ночь, когда ничего не видно, и это время сокрытия "лица" Всевышнего, сокрытие его явного проявления в этом мире. 
И такое состояние называют двойное сокрытие, когда сокрыта сама идея сокрытия - я даже не позреваю, что за всеми событиями нужно искать отпечатки Его следов. 
И Мегилат Эстер хочет донести до нас, что-то очень глубокое и  важное, скрытое за каждым её словом и каждой её цифрой.
Даже имя Творца этого захватывающего спектакля здесь ни разу явно не упоминается.

Название праздника Пурим от персидского слова "пур" - жребий, но пурим, это его множественное число. 

Сказано:
И показалось ему(Аману) унизительным наложить руку на лишь одного Мордехая. И пожелал Аман истребить всех иудеев, которые были в царстве Ахашвероша - народ Мордехая.
В первый месяц, который есть месяц нисан, в двенадцатый год властвования царя Ахашвероша, бросили пур - то есть гораль (жребий) - перед Аманом со дня в день и с месяца на месяц, и пал жребий на двенадцатый месяц. то есть на месяц Адар.

Аман бросал жребий не по поводу того, уничтожать евреев или не уничтожать, а когда это сделать. И пал пур на 13 адара. То есть у него был год на подготовку этой акции. Но пока Амана кидал "Пур", на верху кинули "гораль" для иудеев. Наш гораль против его пура - ну кто устоит. 
Учат мудрецы, что везде в мегиле, где написано царь без определения Ахашверош, имеется в виду царь царей - Всевышний.
И сказал Аман царю Ахашверошу: Есть один народ, рассеянный и разрозненный среди всех народов по всем областям царства твоего, и законы их отличны от законов всех народов, а закон царя они не выполняют, и царю не следует так оставлять их.
Если царю угодно, то пусть будет предписано истебить их, и десять тысяч талантов серебра я отвешу в руки приставников, чтобы внести в царскую казну.
Вот такую характеристику дал Аман евреям - живут разрозненно, законы Торы не выполняют, и ты (Всевышний) должен отсечь их души от своего пристола. Ведь и цена им всем в базарный день 10000 талантов серебра. Так оценил галутных евреев Аман (как он рассчитал см. здесь).
Но Тора в книге Шмот (38.26) нам рассказывает, что каждый еврей давал от себя на строительство Мишкана по пол шекеля. И когда все монеты взвешивались, то получили вес в 100 талантов. 
И мидраш говорит, что половину шекеля стоит сам еврей, но вторую половинку шекеля добавляет ему Ашем - и это составляет цельность одного еврея. 
Строительство Мишкана было их совместным предприятием и каждая еврейская душа включает в себя часть от Ашем. 
Но только когда евреи едины они стоят в 100 раз меньше, чем когда они сами по себе. Единство отрывает их от законов природы.
Аман не понимает сути евреев и поэтому так сильно переплачивает. 
Но он готов переплатить много больше, ради реализации своего замысла. 
Он потеряет своё серебро сразу, как только Эстер прикажет Мордехаю "Иди и собери всех евреев!".
Здесь не упоминаются разные группы евреев, не говорится народ Израэля. Нет, Эстер приказывает просто собрать всех евреев, ведь их души всегда соединенны с творцом. Но их нужно собрать.
Тогда снял царь перстень свой с руки своей, и отдал его Аману, сыну Амадаты, агагитянину, врагу иудеев.
И сказал царь Аману: серебро отдается тебе и народ - поступай с ним как тебе угодно.
Всевышний предоставляет Аману полную свободу - вот тебе народ, давай, попробуй извести его. И мы знаем чем эта игра со Всевышним для него закончилась. Он таки и был повешен на столбе, который сам приготовил для Мордехая.


Иудей Мордехай и амалекитянин Аман - евреи и Амалек. Две непримиримые силы, которые вместе сосуществовать не могут.
Впервые мы познакомились с Амалеком в Торе, когда он напал на сынов Израиля при исходе из Египта. Напал сзади, уничтожая детей, женщин, больных и слабых. И Моше послал Йошуа на битву с Амалеком, и ослабил Йоашуа Амалека.
И сказал Ашем Моше: запиши это на память в книгу и внуши Йеошуа, что совершенно сотру я память об Амалеке из под небес". И воздвиг Моше жертвенник, и назвал его Ашем – знамя моё". И сказал: "... что война у Ашем против Амалека из рода в род.
Слово Амалек – עמלק можно прочитать как לק עם – "народ-кровопийца"; это народ, мечтающий напиться крови Израиля. Его ненависть к евреям иррациональна и сам человек не в состоянии его победить, но только если у него есть помощь от Ашем. И из рода в род Амалек будет восставать против евреев, в надежде на разрыв этих связей. Но Амалек оказывается и главной силой, которая подталкивает нас к Творцу.
Одна из необычных заповедей Пурима - выпить столько вина, чтобы уже не различать где Мордехай, а где Аман, или правильнее - не различать "Барух Мордехай" (благословем Мордехай) от "Арур Аман" (проклят Аман).
Смысл этой заповеди раскрывается через гематрии этих слов - гематрия "Барух Мордехай" равна 502, и гематрия "Арур Аман" тоже 502!  
А значит их играет один и тот же актер в двух масках. Они два полюса одной силы - один притягивает свет Творца, другой от него бежит.
Можно сказать, что герои мегилы составляют треугольник в вершине которого царь Ахашверош, в основании Аман и Мордехай. А в центре Эстер, как символ осиротевшей еврейской души растерянной и гонимой, но сохранившей свое духовное единство и надежду на защиту Ашем. В народе это называют уши Амана или гоменташн, составленное из слов гАман и таш - слабость. Т.е. слабость Амана - это когда евреи, как маковые зернышки сплотились для противостояния его замыслам.
Но победить Амана можно только, если Ашем ожесточит против него сердце Ахашвероша. А это возможно, если на приказ Эстер евреи откликнутся, как один. 
Мегила описывает идеальный случай, поэтому исход того Пурима закончился праздником. Но в 2000-летней галутной истории у евреев было много разных Пуримов, больших и малых и не всегда находился голос призывающий к соединению. И тогда план Амана частично проходил. 
В мегиле есть слова с увеличенными или уменьшенными буквами. Было ясно, что они несут какую-то информацию о будущем, какое-то предупреждение нам. Но, к сожалению, понять их мудрецы могут только после свершившихся событий.  
Так Хватам Сафер нашел смысл двух увелеченных букв ת и ח в слове слове (1.6) חור и в слове (9.29) ותכתוב . Он учит, что здесь скрыто, что замысел Амана частично был реализован Богданом Хмельницким в год 1640 -  (408 - תייח) .
Другая тайна волновавшая мудрецов, есть в списке имен десяти повешенных сыновей Амана - три буквы меньше нормального размера - ת  ,ש ,ז ,
И после войны, все увидели, что они указывают на год 1947 (תשייז), когда были повешаны 10 главных фашистских преступников.
Но все же, в чем смысл веселья Пурима.
По простому смыслу - евреи чудесным образом избежали полного истребления и уничтожили своих врагов.
И это надо праздновать 2500 лет? 
За это время мы испытали много других трагедий. 
Что-то не так, иначе зачем Мегила Эстер включена в Танах.

Магила Эстер написана в конце Вавилонского изгнания. Впереди, чудесным образом отстроен Второй Храм, но дальше евреев ждет 2000-летнее Римское изгнание, в котором часто никто не был уверен доживет ли он до завтрашнего дня. И Мегила хочет поддержать нас перед, казалось бы, беспросветным будущим. Показать, что Ашем не отрекся от своего народа, а только встал за занавес, и оттуда управляет миром и поддерживает нас в этой нашей тяжелой работе по исправлению человека.
Не отрекаются любя, и перед страшным прыжком в эту бездонную ночь галута Ашем нам подмигнул, дал нам знак из Пуримского спектакля и принес в наши души понимание и оптимизм.
Мегила собрала нас рассказать, что же ожидает евреев впереди и показать нам сущность нашего главного будущего врага - Амана амалекитянина, принесшего в мир такую иррациональность, как антисемитизм. До Амана антисемитизма не было. 
Как народ, амалекитяне давно не существуют, но они существуют как духовная сущность противостоящая творцу, который его и создал.

Амалек рассеян по душам наших притеснителей и мы их видим каждый день. Были гиганты разрушений, такие как Богдан Хмельницкий, Гитлер, Сталин. Были и поменьше. Но главное сражение будет впереди. Амалек будет истреблен, но только в конце времен, когда произойдет полное исправление человека (полный тикун). А пока он очень полезное для Ашем средство воздействие на нас, своих подопечных.
В Пурим мы радуемся, что 13 адара евреи собрались, чтобы отстоять свою жизнь. Аман был повешен, а  во всех 127 областях Ахашверошевского царства было убито 75000 его соратников. А в столице Шушане убито 500 и десятерых сыновей Амана повесили. 
Но 14-го адара в Шушане, по разрешению царя, убили ещё 300 амолекитян. Но нигде не грабили.
И следующий день сделали днем пира и радости, потому что чудеса совершил для нас Ашем и обратилась печаль в радость. 
Известно, что в Танахе нет одной цифры просто так, для статистики. И эти числа 75000 и 500 и 300 несут огромный смысл, связанный с завершением работы в этом мире. Но их истинная суть откроется нам только в конце времен. И это будет тот удивительный смех, который называется "смех Ицхака". Когда все перевернется самым неожиданным образом и "будет свет, веселье, ликование и достоинство".
В системе еврейских праздников каждый из 9 праздников занимает свое место в ступенях духовного продвижения евреев. 
Год начинается с Песаха - рождения народа Израэля. А заканчивается год Пуримом - победой над Амалеком и это символизирует этап полного завершениия работы евреев в этом мире.
И вот это мы и отмечаем в Пурим - мы радуемся не прошлому, а будущему.
И это наш бесконечный оптимизм длиною в вечность, что, конечно же, чисто по еврейски.
И скажем Лехайм!

No comments:

Post a Comment