Monday, February 2, 2015

Ту би-Шват - Новый год деревьев

Ту би-Шват (ט"ו בשבט) значит “15-е число месяца Шват”.
И в еврейском календаре этот день отмечем, как "Новый год деревьев". 
Ту би-Шват специфический праздник Израиля, когда день уже заметно удлинился, земля прогрелась и раннецветущие деревья стали наполняться соками. Набухают почки и начинается пора цветения. И это точка перехода от зимы к началу весны. И по сложившейся традиции по всему Израилю начинается массовое приобретение лопат для посадки новых фруктовых деревьев.
Ту би-Шват, как все еврейские праздники, несет в себе глубокий сакральный смысл и гармонично вписываются в систему еврейского календаря.

Новый год, это всегда начало отсчета дней в новом цикле времени, но в еврейском календаре всё необычно и мы находим в нем аж 4 новых года, которые все связаны с законами Торы. 
- 1-го НисанаНовый год царей. С этого дня цари Израиля отсчитывали свое царствование. С 1-го Нисана начинается отсчет месяцев года, как было приказано Торой (Шмот 12.2) : "Месяц этот для вас - глава месяцев: первый он для месяцев года. ".    А 14-го Нисана - Песах.
- 1-го ЭлулаНовый год животных. С этого дня начинался отсчет годов для отделения десятины от всех «чистых» видов животных, чтобы принести их в Храм
- 1-го Тишрея - Рош аШана, начинается отсчет лет истории человечества от сотворения мира.
- 15-го Швата - Новый год деревьев. С этого месяца отсчитывается возраст фруктового дерева. И это важно, потому что нельзя есть плоды дерева, которому меньше трех лет. Помимо этого, Тора повеливает отделять от урожая каждого года десятину (маасер) и передавать ее левитам, беднякам, сиротам, вдовам. Десятина отделяется только от нового урожая. И 15-е Швата разделяет новый урожай от старого - только фрукты, собранные после 15 Швата, считаются плодами нового урожая.

Из этого списка Новых годов только Рош аШана относится к основным еврейским праздникам, другие три выступают, как вторичные.
И легко увидеть в Ту би-Шват необычность даты начала года - не 1-го, а 15-го. И изучая наш календарь, можно найти на противоположной  стороне календаря симметричную Ту би-Шват дату и это 15-е Ава (Ту бе-Ав) - день отмеченный, как конец периода бедствий в истории Израиля. 

Месяц Ав - это 5-ый летний месяц. А месяц Шват - 5-ый зимний месяц.
Оба праздника знаменуют собой переход от состояния грусти и печали к состоянию радости и оптимизма. Они подготавливают нас к началу нового периода в нашей жизни. 
15-го Ава начинается период в 45 дней до Рош аШана, а 15-го Швата - 45 дней до 1-го Нисана - нового года царей, нового цикла отсчета месяцев.
Это периоды, когда человек чувствует в себе приток энергии и энтузиазма. И число 45 становится его знаком и это гематрия слова Адам (אדם) - "человек".

Но если в период двух храмов 15 Ава был очень большим и шумным праздником года, а 15-е Швата, как-бы вообще не замечали, то сейчас в Израиле Ту би-Шват превратился в очередной национальный праздник, а 15-го Ава стало относительно тихой датой. И в этом есть свой смысл. 
Обе даты находятся в самых высоких точках своих сезонов. 
15-е Ава высшая точка в череде насыщенных событиями весенне-летнего периода от Песаха до 9 Ава. Но после скорбных дней от 17 Тамуза до 9 ава, начиная с 15-го Ава идут дни наполненные веселием свадьб и зрелым оптимизмом. И с этой высокой точки времени хорошо виден весь пройденный путь и это время для подведения итогов.
Дни укорачиваются, а ночи увеличивается и наступает пора сбора урожая во всех смыслах этого слова. И мир начинает свое движение к зимнему успокоению.
Но после 15 Швата жизнь опять пробуждается и весь потенциал в ней заложенный начинает проявляться во всей своей силе и красоте.
И Израиль, который всё ещё в процессе своего возрождения, интуитивно ощущает своё родство с 15 Шватом, как с днем возрождения жизни в её самых продуктивных проявлениях.

Ту би-Шват напоминает еврею о его связи с Землёй Израиля, и о её абсолютной уникальности. Тора называет её "земля текущая молоком и медом". 
С момента завоевания евреями земли Кнаан Творец назначил эту землю женой еврейского народа. И она все дни была ему верна и только ему дарила свои божественные плоды. 
И в периоды изгнания евреев из своей земли (Вавилонского и Римского), она терпеливо хранила свою верность и казалась для всех опустошенной старушкой не способной к плодоношению. Но возвращался её возлюбленный, еврейский народ, и она сбрасывала с себя траурные одеяния и рождала для него чудеса своего цветения и земледелия.
На этом их браке стоит печать Творца и этим все сказано.

No comments:

Post a Comment