Wednesday, May 6, 2015

Законы Шмиты-1. Спираль времени.


Тора многократно напоминает нам о святости шабата - седьмого дня недели.
Но в главе Бэар книги Ваикра, Тора переводит шабат на следующий уровень времени и открывает для нас новые удивительные законы шмиты - 7-го года, и йовеля - 50 года, которые должны свято соблюдаться в земле Израиля.
25.2. Когда придете в страну, которую Я даю вам, земля должна покоиться в субботу Б-га. Шесть лет засевай поле твое, и шесть лет обрезай виноградник твой, и собирай плоды ее земли. А в седьмой год суббота покоя будет для земли, суббота Б-гу: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезай. То, что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и винограда с охранявшихся лоз твоих не снимай; год покоя будет для земли.
25.10. И выделите пятидесятый год, и возгласите свободу в Стране всем ее жителям. Йовэль он будет для вас, и возвратитесь каждый к владению своему, и каждый к семейству своему возвратитесь. Йовэль это, пятидесятый год будет для вас: не сейте и не жните самосева его, и не с лозы его.

Вводя в наше сознание законы шабата, шмиты и йовэля Тора объявляет нам о некой тайне циклов времени, поддерживать которые в земле Израиля обязан сам человек. И это не назначение каких-то новых праздников, а нечто очень сокровенное и настолько важное, что нарушение этих законов карается изгнанием из земли Израиля. Мидраш говорит, что 70 лет Вавилонского изгнания, определено числом годов шмиты, которые евреи не соблюдали.

Вся наша жизнь проходит в пространстве омываемом потоком времени, управлять которым мы не властны. И как гребцы в лодке, мы плывем по реке времени, и не можем остановиться ни на секунду. И, как гребцы в лодке, мы смотрим только назад.
И такое восприятие времени дает её свойство линейности и её вектор направлен в бесконечность.
Но есть также парадигма цикличного времени, как цепь повторяющихся событий, которую мы привычно отмечаем в своем календаре. Цикличность наблюдается и на выделенных событиях нашей истории, отмеченных на оси времени.
И об этом говорил царь Шломо в "Коhелет"(1:9): То, что было, то и будет; и что совершалось - то и совершится; и нет ничего нового под солнцем.
Эти два вида времени образуют движение по спирали, которое развертывается в трехмерном пространстве. И такая спиральная структура времени проявляется на всех уровнях нашего мира.

Но Тора добавляет к нашему представлению о времени абсолютно новую для человека парадигму цикличности, построенную по основанию числа семь - шабат и шмита. И это не просто временные циклы, а функции развития. Число семь - это семь нижних сфиротпо ступеням которых реализуется план Творца. Семь сфирот отображенны на семи днях творения: шесть дней работа, седьмой - Шабат. И это уровень седьмой сфиры Малхут, в которой результат творения соединяется с замыслом Творца. 
Весь путь от сфиры шестого дня Йесод к Малхут прокладывает сам Творец, наполняя творение святостью. В Малхут - шабат. Отключается всякая созидательная энергия, мир переходит к состоянию "покоя" перед началом следующего нового цикла делания работ. 
И Тора выделяет несколько уровней шабата.
Шабат - седьмой день недели. Отдых человека, от будничных трудов.
Шмита, 7 год - шабат земли и свобода для еврейского раба (если отказывается, то ему прокалывают мочку уха). 
После достижения семи циклов шмиты (7☓7лет=49 лет), на 50-й год, наступает Йовэль - юбилейный год.
В году 52 шабата. В семи годах набегает 365 шабатов, т.е. шмита, это как один шабатный год. Земля должна тоже отдыхать один раз в своем шабатном году.
И седьмая шмита должна бы стать шабатом самой шмиты, но этот год занят шабатом земли. Поэтому Творец выделил дополнительный год - йовэль, как год шабата самой шмиты, как суббота суббот. 
В йовель достигнут самый высокий уровень свободы - земля продолжает отдыхать уже второй год и каждый возвращается к своим владениям, которыми он владел в начале этого цикла пятидесятилетия. А еврейский раб безоговорочно получает свободу. 
Йовэль - это праздник всепрощения. Поэтому Йовэль начинается трублением в шафар сразу после завершения Йом Кипура. Всё на земле Израиля возвращается к своему исходному состоянию.
Вся жизнь останавливается и даже счет годов шмиты не ведется. Только со следующего 51 года жизнь всё, как бы, начинается с самого начала и счет годов шмиты начинается с первого года.
Йовэль, это не цикл времени, а восьмой год 7-ой шмиты. Число восемь в Торе указывает на нечто, что за пределами природы, но внутри неё. В йовэль Творец, как будто, переносит мир в другую реальность, полной свободы от законов природы, свободы от всех границ.
Аналогично, после первого дня Песаха наступает 49 дней Счета Омера и на 50-й день наступает праздник Шавуот, день дарования Торы на горе Синай. 
49 дней Счета Омера  - это 49 врат познания которые были открыты для Моше, и в них есть намек, на тайну связанную с концом мира.  

Ибн Эзра говорил, что в законах шмиты и йовэля, определяемые через циклы шабата, заключены тайны вселенной. И указывает, что циклы Великого Шабата и Великого Йовэла, имеют протяженность, соответственно, на семь тысяч и пятьдесят тысяч лет.
Великий Шабат - это уровень Шабата Земли (планеты), о котором говорит Талмуд в трактате Санхедрин (97) - ... с момента творения мир будет существовать шесть тысяч лет, а затем наступит великий шабат Земли. Мир будет разрушен и земля будет отдыхать от своих детей. Но после седьмого тысячелетия Творец обновит Свой мир. Человек и животный мир будут возрождены с обновлёнными качествами и начнется новая эра человеческой истории.
Об ограниченности человеческой истории говорят многие мудрецы Торы. 
Интересно, что после разрушения Второго Храма, спустя 4000 лет человеческой истории, Большой Сангедрин, рассчитал календарь на оставшиеся 2000 лет, и не более.

Но если есть Великий Шабат, следовательно должна быть Великая Шмита и Великий Йовэль. И об этом говорит Ибн Эзра, поднимая законы шабата, шмиты и йовэля по спирали времени до высот Вселенной.
Соответвуя своей высоте будут и размеры изменения в мире в этих точках времени.
Учат Мудрецы Торы:
Великий Шабат - Земля отключена от энергии жизни. 
Великая Шмита - перестает существовать весь материальный мир.
Великий Йовэль - завершение всей истории творения. Прекращается существования всякого индивидуального сознания - душ и ангелов. Все возвратится в состояние полного единства  - "Я - первый и Я - последний, и нет никого кроме Меня" (Иешай 44.6).

Циклы шабата и шмиты, как бегущая волна, запущенная в среду времени и придающая ему направленную динамику и целесообразность. А спираль времени, становится подобна ДНК, несущая в себе всю программу истории развития мира.

Абсолютное и земное время.

Время, как основное свойства нашего пространства, связано с ним всеобщим законом относительности, согласно которому не существует общего времени, точнее, общей точки отсчета времени, даже для Творца.
В разных частях Вселенной время течет по-разному.
Но из какой точки Вселенной Ибн Эзра отсчитывал время во многие тысячи лет? 
Сама Тора нам указывает на эту точку - это взгляд Творца на своё творение. 
- В Берешит Раба (9.14): Один день Всевышнего равен тысяче лет.    
- В Теилим (90.4) царь Давид поет в своих псалмах: Ибо в твоих глазах тысяча лет, как день вчерашний, что прошел.
- Берешит 2.17 - И от дерева знания добра и зла не ешь от него, ибо в день, когда ты съешь от него, смертью умрешь. …  И было всех дней Адама, который жил, девятьсот тридцать лет, и умер (5.5).

Рав Матиягу Глазерсон в своих исследованиях взаимодействия Торы с материальным миром, вводит понятие Абсолютного времени, как времени, которое не связано ни с какими материальными сущностями.
И единицей этого времени служит слово "день" (ום') и зависимость этого времени и временем материальным:
  1 божественный день = 1000 земных лет
Это фундаментальное соотношение между временем нашего материального мира и абсолютным временем Творца. 
Данное соотношение замечательно ещё тем, что оно устанавливает мост между материалистическим восприятием мира, согласно которому миру много миллиардов лет, и иудаизмом, утверждающим, что миру около 6 тысяч лет. 
Как разъясняет Рамбан: Шесть дней Творения, по существу, это весь срок существования мира, ибо миру предстояло существовать шесть тысяч лет.
... после которых наступает 7000-й год Великого Шабата, и это ещё наше земное время.
Но выше Великого Шабата стоят циклы семи тысячи лет Большой Шмиты и значение этого уровня времени уже определены в Абсолютных масштабах времени.
Рамбан, говоря о Шести днях Творения, как о сроках существования мира, фактически определил универсальность этой формулировки, подымая её до Великой Шмиты и Великого Йовеля.
Мудрецы Торы во многих местах, рассказывая нам о далеких событиях, уходящих от нас за пределы земного времени, указывают их годы в Абсолютном масштабе времене.
Попробуем соотнести их значения с нашим земным временем.

Протяженность шести дней творения.

Рабби Нехуния бен га-Кана (70-130г.) был любимый ученик рабби Йоаханна бен-Закая, автора "Зогар".  Нехуния бен га-Кана автор книги "Бахир", в которой он впервые раскрывает учение о десяти Сфирот. Его авторитет огромен. 
Рабби Нехуния бен га-Кана объясняет, что Адам был создан в 42000-й год мира Вселенной.
Также и в мидраше "Торат а-Шмитот" говорится, что до создания Адама мир уже существовал 42000 лет.
Мы уже знаем, что когда говорят о временах творения высшего порядка, то эти годы всегда определены в категориях Абсолютного времени.
Исходя из соотношения 1 божественный день : 1000 наших лет, вычислим чему равен один божественный год:
         "Божественный год" = 365¼ дней  1000 = 365,250 земных лет. 
И рабби Ицхака Дамана из Акко (1250-1340) подсчитал, что возраст Вселенной в земном масштабе времени: 
           42,000  365,250 = 15,340,500,000 лет.
Космология показывает нам цифры того же порядка - 13-15 млрд. лет.
И это срок, в который укладываются все шесть дней творения.
Дни творения надо понимать, как ступени творения мира. Но они параллельны 6-и циклам Большой Шмиты (6 = 42000 / 7000). И это удивительное соответствие, которое надо бы иметь ввиду. 

До Великого Йовеля (50,000 лет), о котором говорил Ибн Эзра, осталась "всего" одна шмита - 7000 Абсолютных лет.
 
Великий Йовэль - это конец всего, полная очистка мироздания. 
Мы говорили, что йовэль - это 8-й год шмиты.
Посчитаем, когда наступит Великий Йовэль:
                    8000 ☓ 365,250 = 2,922,000,000 земных лет
Т.е. через 3 млрд. лет Вселенная закончит свое существование.
Интересно, что ученые говорят, что наше солнце должно погаснуть через 3 - 3.5 млрд. лет.
Согласно теории пульсирующей вселенной, мы находимся на половине пути жизни Вселенной и полный коллапс мира наступит через 6-7 млрд. лет. Тора же говорит (значит знает), что мир стоит на её последней ступени.

Но вернёмся на Землю.
Говорит каббала, миры создавались, разрушались и исправлялись, пока не достигался задуманный результат. 
И можно положить, что это относится к годам Великой Шмиты, когда "умирал" весь материальный мир.
Но на уровне Земли разрушение живого мира проходили множество раз в периоды Великого Шабата Земли. 
Мидраш рассказывает, что когда Моше поднялся на Синай для принятия Торы, то ангелы всполошились и обратились к Творцу: Как Ты можешь - такое сокровище, которое на протяжении 974 поколений до Сотворения мира Ты никому не показывал и не давал! А теперь Ты хочешь отдать её рожденному женщиной!
Рабби Шимон дополняет, что до создания Адама прошло 974 поколений, но все они были затем стерты.
“Ваикра раба" (4.4) так говорит о предыдущих земных мирах: Ты унес их как поток, они - словно сон.
В Тегил (90:5) сказано, 974 поколения, которые были до сотворения мира были снесены мгновенно, ибо были дурны.
Талмуд раскрывает нам тайну - до того, как Тора была дана Моше и всем евреям на Синае, прошло 1000 поколений. 
Но Моше отстоял от Адама на 26 поколений. Следовательно, до Адама было ещё 974 поколения, в которых жизнь рождалась, умножалась и … на 7000 году стиралась и затем возраждалась вновь (эти 974 поколения обобщены в циклах жизни Земли).
(Все числа в Торе несут в себе важные смыслы. 974 + 26 поколений от Адама до Моше = 1000 - это полнота реализации плана Творца. Это 10 сфирот поднятых на высоту тысяч.  26 - гематрия четырехбуквенного имени Творца (יהוה). На этих последних 26 поколениях лежала рука Творца. Он их вёл к Торе. Предыдущие 974 поколения ушли в прошлое и стерты).
Итак, 974 поколения до Сотворения мира связаны с циклами обновления Земли (Великого Шабата Земли), и были ступенями эволюции человека от первого гоминида до Адама.
Теперь подсчитаем, сколько лет назад появился этот первый человек:
                 974  7000 лет = 6,818,000 лет.
Значит, согласно Торе, первый доисторический человек появился 5-7 млн. лет назад. 
Согласно последним открытиям археологов, первый представитель рода Homo жил на Земле в период между 4 млн и 1 млн лет назад.

Некоторые комментаторы в значении 974, видят намек, что Тора была написана за 974 поколения до Адама.
Но в трактате "Иса Бэмидраш Теилим”, приводятся высказывания мудрецов: Тора предшествовала этому миру на две тысячи лет.
О том же говорится и в Мидраш Раба (8.2) - Тора существовала две тысячи лет до Сотворения нашего мира. И она служит проектом, по которому Творец создает миры. Он смотрит в Тору и строит здание нового мира.

Тора - это книга жизни, проект развития жизни.
Следовательно, Тора впервые была открыта Творцом с зарождением первой жизни. И это было по земным часам:
                     2000 лет  365,250 = 730,500,000 лет назад. 
Т.е. первая жизнь на земле, в которой "душа живая" появилась 700 млн. лет назад.
Что соответствует Кембрийскому периоду в хронологии земли. Самого загадочного периода в истории развития жизни на Земле, которую называют “Кембрийский эволюционный взрыв”, о котором палеонтологи говорят, что понадобилось более 3 млрд лет, чтобы простейшие клетки развились в многоклеточные организмы. А затем, всего за какие-то 70-100 млн лет, мир оказался заселен невероятным разнообразием многоклеточных животных. С тех пор, за более чем 500 млн лет, на Земле не появилось ни одного принципиально нового типа животных.
Для иудаизма загадки нет. Земля подготовила простейшие живые организмы, и тогда Творец открыл Тору и начал создавать животный мир.

Сказано в трактате Авода зара 9а: Учили в доме учения (пророка) Элиягу: шесть тысяч лет существует мир. Две тысячи лет – хаос, две тысячи лет – Тора, две тысячи лет – время Машиах.
По-видимому, 2000 лет определяет некоторый этап в процессе эволюции творения.
Можно расширить определение Талмуда, добавив, что первые 2000 лет (в Абсолютном времени) до рождения Адама Творец создавал жизнь и первого человека, а с рождением Адама, последующие 6000 земных лет стали тремя этапами (3  2000 лет) человеческой истории. 
Продолжение. Законы Шмиты-2.

No comments:

Post a Comment