Wednesday, July 1, 2015

О сути имен в названиях глав Торы.

Из 54 глав Торы, лишь шесть глав носят личностные имена персонажей Торы - Ноах, Сара (Хайей Сара), Итро, Корах, Балак и Пинхас.
Числа шесть и семь в Торе несут в себе глубокий сакральный смысл.
Шесть - это уровень достижения цельности формы творения. Адам был сотворен в шестой день. Шесть - это шесть нижних сфирот, описывающих ступени материализации плана Творца. 
Семь, это семь дней творения. Это высшая точка осуществления замысла Творца. 
В этой заметке я попытаюсь соединить шесть имен, вынесенных в заголовки глав Торы, в систему сфорот качеств народов мира.

Вначале напомню, кто разделил Тору на недельные разделы ("паршат-а-шавуа") и озаглавил их. Ведь изначально свитки Торы такого разделения не имели. Нам известно, что в эпоху Первого Храма или даже ранее был установлен трехгодичный цикл чтения Торы и для удобства Тора была поделена на 160 разделов.
Позже, в эпоху вавилонских гаонов (около 1000 лет назад) был введен годичный цикл чтения Торы и мудрецы поделили её на 54 паршиот (главы, разделы). Каждой парше они дали своё название, которое выбрали по смысловому слову из первого пасука данной парши. И озаглавливая шесть разделов Торы именами людей, мудрецы хотели донести до нас нечто важное, что они увидели и осознали с высоты своего времени.
Из этих шести персонажей три еврея и три не еврея. Такое необычное собрание возможно только когда евреи находятся в галуте, когда они живут и работают в чужой стране. С этого периода начинается духовное раскрытие и развитие народов мира, как некой духовной общности, и евреи, перенесенные Творцом в их среду, становятся для них активизирующим элементом.

В главе Ноах новое человечество было цельным и был у них один язык и соединены они были одной идеей. Идея, однако была против целей 
Творца, и он разделил их на 70 народов и рассеял по лицу земли.
В каббале это называется - они упали в клипот зла, где добро и зло не различимы. 
Нужен кто-то внешний к народам мира, кто извлечет искры святости из этих клипот и восстановит цельность народов. 
И этим внешним, по замыслу Творца, должен стать Израиль, который взял свое начало от специально спущенных душ Авраама, Ицхака и Яакова, чтобы затем порожденные от них 70 еврейских душ спустились в Египет и размножились там, став еврейским народом. Но чтобы вытащить евреев из клипот Египта нужен кто-то внешний, кто вне власти Египта - и таким тянущим стал Моше.   
Через Моше Творец вывел евреев из Египта и привел к границам эрец Кнаан. И это точка, в которой была достигнута высота единой духовной сущности народа - Израиль.
На древе сфирот Израиля, семь его нижних сфир мудрецы ассоциировали с духовными качествами наших праотцов и лидеров исхода - Аврамом (хесед), Ицхаком(гвура), Яаковом(Тиферет), Моше(Нецах), Аароном (Год), Йосэфом (Йосод) и после завоевания эрец Кнаан и построения Храма была достигнута сфира Малхут (царство Давида).

И подобно выходу евреев из Египта должно произойти исправление народов мира и освобождение их из клипот зла. И Израиль, который отстоит от народов мира, становится той внешней силой, которой назначено вытащить их оттуда.
Но должно быть желание народов идти к своему освобождению и осознания целей Творца. А это зависит от качеств их характера. И мудрецы через имена в заголовках Торы хотят нам этот характер показать.

Нарисуем древо сфирот народов мира и ассоциируем наших героев со сфирам в соответствии с их качествами.
Первые три имени Ноах, Сара и Итро будут составлять первую триаду сфирот -  Хесед, Гвура и Тиферет, определяющие характер народа.
Ноах - родоначальник всего нынешнего человечества. Ему были даны 7 заповедей для народов мира. Он символизирует качество милосердия и его место - сфира Хесед.
Сара - жена Авраама. Они были двумя частями одного целого. Трудно представить, кем был бы Авраам без Сары. Они были носителем знаний о Творце и стремились раскрыть их людям. Сара символизирует женское, принимающее начало. Она занимает место Гвуры - суд, сила сдерживающая и ограничивающая хесед от разных форм экспансии своих желаний. Она изгнала Ишмаэля из своего дома и она бабушка Эсава и Яакова.
Итро - коэн мидьянский. Ещё он тесть и учитель Моше. Говорит мидраш, что Итро испробовал и изучил все религии мира. Не было такого истукана, которому бы он не поклонялся. И в конце концов он пришел к Моше на Синай. 
Его именем названа глава, в которой Ашем дает евреям Тору. И в этом заключена идея принятия Торы народами мира, как конечной цели их исправления. 
В нашей схеме мы соотносим Итро с сфирой Тиферет. 
Треугольник - Ноах, Сара и Итро составляет духовную сущность народов мира. Это, конечно, не Авраам, Ицхак и Яаков, но тоже выглядит вполне прилично.
Следующая триада сфирот - Нецах, Год и Йесод ответственна за динамику духовного роста. И имена, соотнесенных с ними героев Торы (Корах, Балак и Пинхас), мы находим в книге Бамидбар, которую ещё называют книгой левитов или книгой дороги.
Нецах и Год - ноги сфирот. Они должны привести творение к шестой сфире Йосод. 
В пустыне ногами народа Израиля были Моше и Аарон, два родных брата дружных и согласованных. И поэтому они смогли пронести на себе весь народ и, пройдя через все испытания и проблемы, с победой подошли к эрец Кнаан. 
"Ноги" сфирот народов мира соотнесем с Корахом и Балаком, двумя антигероями Торы, хотя в духовном плане они были величайшие личности.

Корах из колена Леви. Он богач, мудрец и бунтарь. Борец за равноправие и справедливость. Он чувствовал в себе огромный духовный потенциал, который остался нереализованным. Его дети были соавторами книги Псалмов, его потомками был пророк Шмуэль и многие великие мудрецы Торы. За бунт против Моше земля проглотила его, что в контексте нашей темы можно понять, как - Творец спустил его в клипот народов мира.

Балак - мудрец, великий колдун и астролог. В то время, когда лагерь Израиля приблизился к границам Моава, Балак был у них царем. И глядя на сынов Израэля, на их походы и победы необъяснимый страх охватил его. Страх был настолько сильным, что "опостылела жизнь Моаву из-за Сынов Израиля". Постепенно страх перерос в идею уничтожения всего народа Израиля. Так Балак стал первым антисемитом в истории.

При этом духовный потенциал Балака был высок настолько, что его внучка Рут удостоилась стать бабушкой царя Давида. Другими словами, от Балака тянется духовная нить к Машиаху.
Вот такие ноги должны привести 70 народов мира к состоянию цельности.
Правая нога "Корах" рвется вперед к знаниям, свободе и справедливости. 
Левая нога "Балак" не хочет никуда идти. Она ненавидит правую и обвиняет её во всех своих бедах, мечтая отрезать её от своего тела.
Имея такие ноги далеко не уйдешь. Творец их подталкивает и хромая, народы мира должны дотянутся до уровня сфиры Йесод. 
На еврейском древе сфирот сфира Йесод соответствует Йосэфу.
У границ эрец Кнаан Моше передал управление народом Йоашуа, главе колена Йосэфа. Он поведет народ в землю Израиля. В этой точке еврейской истории произошло завершение создания народа, как единого духовного организма, именуемого Израиль. 
На сфирот народов мира сфиру Йесод вавилонские гаоны соотносят с Пинхасом. И в этом видится большой смысл.
Пинхас - внук Аарона, но и внук Итро. Он соединяет в себе эти два энергетических центра. Пинхас стал героем Торы из-за своей непримиримости к осквернителями имени Творца. Он без колебаний пронзил своим копьем Зимри (главу колена Шимона) и Козби (мидьянскую принцесу). Он пронзил их в момент их соития и этим спас свой народ от мора.
Пинхас прожил длинную жизнь и говорит Аризаль, что его следующим перевоплощением был пророк Элиягу, который был таким же ревнителем Творца, как и Пинхас. 
Сказано в мидраше, что Элиягу не умер, а вознесся к небесам. В еврейской традиции Элиягу всегда незримо присутствует на земле. И каждый Песах мы ставим пятый бокал с вином для пророка Элиягу. Говорят пророки, что перед приходом Машиаха Элиягу вновь материализуется в этом мире и будет судить народы. 
Символом такого суда и становится Пинхас с копьем в руке. И это станет новой точкой истории, когда очищенные народы мира вернутся в состояние своей цельности. 

Конечная сфира Малхут в еврейской системе определена, как царство Давида. Давид поднял народ Израиля на эту высоту, а его сын царь Шломо построил Первый Храм и этим завершил план Творца на этом историческом пути. 

Но кто же будет ассоциирован с Малхут народов мира.
В Торе есть седьмое имя - это Тора Моше.
И поднять народы мира к Торе Моше предстоит Израилю, который должен стать для них народом-коэном.

No comments:

Post a Comment