Tuesday, May 9, 2017

Лаг Ба-Омер и ученики рабби Акивы.

Лаг Ба-Омер, 33-й день Счета Омера, разделяет 49 дней омера на две части - скорбную и радостную.  У евреев такое разделение составляет суть многих традиций. Тяжесть и скорбь потерь плавно переходят в радостные ритмы песней и танцев, к вере в прекрасное будущее. Как говаривала Голда Меир, пессимизм - это роскошь, которую евреи не могут себе позволить.
Основанием для соблюдения дней траура стало высказывание Талмуда, что 
в период отсчета омера умерло двенадцать тысяч пар учеников рабби Акивы…, ибо не почитали они друг друга. Они умерли тяжелой смертью от эпидемии Аскара (дифтерии). Их смерть опустошила мир. 
И пошел рабби Акива на юг и стал учителем своих новых учеников - рабби Меир, рабби Йеѓуда, и рабби Йосе, рабби Шимон, и рабби Эльазар бен Шамона. 
В сущности, от этих новых учеников рабби Акивы вышла вся мудрость Торы, которая будет наполнять народ Израиля до конца дней. И это становится радостной частью дней Омера. Но источником этой мудрости был рабби Акива. 

Путь к Шавуот - это путь к получению Торы. Все события этих дней связаны с Торой и с нашим отношением к ней. Поэтому мидраш, рассказывая о смерти 24т. учеников рабби Акивы, лишь одним своим коротким сообщением покрывает всю историю отношения евреев между собой и между собой и Торой. 
Но откуда происходит такое точное количество учеников 24000?
И почему указаны они, как 12000 пар? 
Почему один мидраш говорит о гибели учеников рабби Акивы от эпидемии, а другой мидраш, что они погибли во время восстания Бар Кохбы, защищая Байтар?  
Можно услышать множество разных объяснений. Но давайте, сперва, посмотрим на историю этого периода.
Рабби Акива родился за 40 лет до разрушения Второго Храма римлянами ( ~69 г.).
Он прошел путь от безграмотного батрака, до одного из величайших мудрецов Торы. Тысячи учеников окружали его и следовали за ним. 
Это было неспокойное время, когда вся Иудея была порабощена Римом. Менялись императоры, и по-разному складывались их отношение с евреями. От милости и миролюбия к неприкрытой ненависти и подавлению любого свободомыслия. 
Не было уже ни Храма, ни иудейского царя, ни первосвященника. Тысячи лучших из народа были убиты или угнаны в рабство. Оставалась лишь одна надежда на мессию, посланного Творцом спасти народ свой.  

И такой человек появился в Израиле, звали его Шимон. Он отличался огромной силой и благородной внешностью. Со всего Израиля стекались к нему люди, видя в нем спасителя Израиля.  
После первой же с ним встречи рабби Акива признал в нем Машиаха и назвал его Бар Кохба - сын звезды. Присоединение рабби Акивы и тысяч его учеников к Бар Кохба подняло его авторитет до небес.
Собрав и подготовив свое войско, Бар Кохба восстал против римлян (127г.) и стал освобождать город за городом. Согласно мидрашу он освободил 900 городов и 50 крепостей Иудеи. Не надо относиться к этим цифрам буквально. Как и подобает историческим сказаниям, эти цифры, по-видимому, несут в себе некий сакральный смысл. 
Примерно в 129г. Бар Кохба освободил Иерусалим и начал отстраивать Храм.

В этот период относительного спокойствия к Бар Кохбе обратились Самаритяне с предложением союза и военной помощи.
Рабби Акива был  категорически против принятия помощи от язычников. 
Но несмотря на протесты рабби Акивы и военного совета, Бар Кохба присоединил Самаритян к себе. Он настолько уверовал в свою непобедимость, что стал полагаться лишь на собственные силы и здравый смысл. Сильные отряды Самаритян привлекали его больше, чем помощь небес.
"Я верю лишь в мою силу. Лишь бы Всевышний не помогал нашим врагам.", говорил Бар Кохба. Рабби Акива понял, что перед ним лжемессия. 
Разочарованный в своих надеждах, он покинул Иерушалаим, и лишь с одним своим верным слугой отправился на юг, где жили несколько его учеников. 

Огромная римская армия под командованием непобедимого Юлия Севера двинулась на подавление восстания Бар Кохбы. Бар Кохба оставил Иерушалаим и перевел свою армию в неприступный Байтар. 
Более двух лет римляне осаждали Байтар и несли тяжелые потери. Сам император Андриан прибыл в Иудею, чтобы своим присутствием ободрить свою армию. Но силы римлян иссякали, и Андриан решили снять осаду и уйти от Байтара. 
В этот момент самаритяне незаметно вышли из города и предложили свою помощь императору. Они восстали против Бар Кохбы и открыли тайные проходы в город. 
9 Ава римляне ворвались в город.
Почти все защитники города погибли и среди них были 12 тысяч учеников рабби Акивы.
Мидраши рассказывает, среди его учеников, живущих в Бней-Браке, началась эпидемия дифтерии, унесшая 12т. их жизней. 

Новые римские законы, под страхом смерти запрещали изучение Торы, но рабби Акива продолжал занятия с пятью своими новыми учениками, ставшими теми, кто поддержал свет Торы для нас.
Здесь историческая хроника переплетена с мидрашами. Но только так, из далека времен, история может наполниться назидательной мудростью, и подняться над временем.

Но что это за цифра 24000 учеников рабби Акивы, которые умерли от эпидемии 
в Бней-Браке или пали, защищая Бейтар. Кто их так точно подсчитал.   
В Торе мы уже несколько раз встречали эту цифру. 
Первый раз мы встречаем её в мидраше на главу Торы "Ваишлах", в которой Шхем похитил Дину, дочь Яакова, и лежал с ней. Два сына Яакова Шимон и Леви не стерпели такого вероломства и вошли, и уничтожили город Шхем, убив 24000 мужчин.
Затем, в книге Дварим (25.1) мы читаем, как в наказание за открытый разврат с мидьянками Всевышний навел мор на 24000 мужчин колена Шимона.
В третий раз Талмуд нам указывает на 24000 учеников рабби Акивы, погибших от эпидемии.
На помощь нам приходит каббала и объясняет, что речь  идет о реинкарнации душ, прошедших путь от язычников Шхема. 
В следующем своем перерождении они были перенесены на ступень евреев колена Шимона и, наконец, мы видим их на немыслимой высоте учеников рабби Акивы. Мудрецы Торы разглядели путь этих душ и высветили их для нас через это число 24000.

Но сказано 12000 пар учеников. 
Ответ мы найдем в главе "Матот", в которой Ашем велит Моше отомстить Мидьяну за попытку развратить сынов Израэля.  
31.4. Тысячу на колено, тысячу на колено - по всем коленам Израиля пошлите для войска. ... двенадцать тысяч было снаряжено для войска.
Дважды повторено "тысячу на колено". Т.е. каждое колено выделило одну тысячу для войны и одну тысячу для духовной поддержки - молиться для победы. Так Моше молился с поднятыми к небесам руками, пока Иегошуа воевал с Амалеком.
На войну с Мидьяном выступило 12000 пар воинов Израиля.
На эти же 12000 пар учеников рабби Акивы и указывает Талмуд - 12000 учеников воевали в армии Бар Кохвы. Другие 12000 учеников, находясь в Бней-Браке, были заняты Торой и молитвами. Все работали на победу.

Можно лишь строить догадки - если бы Бар Кохба послушался слов рабби Акивы, то победа сопутствовала бы ему, и не погибли бы все ученики рабби Акивы.

Либо, наоборот, не будь этой странной эпидемии, унесших столько жизней его учеников, то достигли бы их молитвы небес и сбылись бы мессианские надежды Израиля. 
Но не сложилось. Комментаторы объясняют, что в этот хор молитв вкралась рассогласованность, неуважительное отношение к Торе другого. 
70 граней у Торы и 600000 пониманий, каждой из них. Это и составляет полноту её объема. Надо уметь и желать все эти стороны соединить.
Ученики рабби Акивы были переполнены Торой, но не снисходили делиться ею. У них не было своих учеников. Их голоса никто не слышал. 
Мера за меру. Они умерли от дифтерии - болезни горла, не оставив нам даже своих имен.
И четырехнедельный траур в дни омера обращен к событиям настоящего, призывая евреев к единению, взаимопониманию и взаимоуважению. К потребностям давать, делиться Торой своей.
Достижение этих личностных качеств и составляют цель счета Омера.

Таково общее понимание слов Талмуда о причине болезни учеников рабби Акива.

С другой стороны, их души прошли длинную жизнь от последователей Авраама и жителей Шхема до учеников рабби Акивы и защитников Байтара. 
Они были переполнены Торой рабби Акивы. Это был их высший интеллектуальный и духовный пределы, они исчерпали весь свой потенциал и Всевышний забирает их из этого мира к высотам Ган-Эдена.

Наступает новая глава еврейской истории, и нужны новые гиганты духа и мудрости, которые подготовят народ к этому длинному пути.

И пять мудрецов Торы - рабби Меир, рабби Йегуда, рабби Йосе, рабби Шимон и рабби Элазар бен Шамму становятся верными учениками рабби Акивы.
Каждый из них в силу своих необыкновенных талантов занимался определенной областью еврейской науки, но обретенные ими знания систематизировались и выстраивались в единую систему, отраженную позднее в книгах Талмуда, комментариях к книгам Танаха и множества алахических книг, составляющих неразрывную цепь еврейского наследия и непрерывного божественного постижения.   
Из учеников рабби Акивы особо выделялся Рабби Шимон бар Йохай (Рашби), который был великим знатоком Алахи и хранителем великой каббалистической мудрости. Он составил для нас книгу Зогар, раскрывающую глубину внутреннего смысла Торы.
Рабби Шимон бар Йохай покинул этот мир в Лаг ба-омер. 
День своей кончины Рашби завещал своим ученикам отмечать, как радостный праздник в честь полного завершения им всех его главных трудов. 

No comments:

Post a Comment