Wednesday, April 4, 2012

Ваикра. Шмини.

Глава Шмини - ключевая глава книги Ваикра.
7 дней Моше с Аароном и его сыновьями готовились к началу работы в Мишкане.
И вот, на 8-ой день наступил торжественный момент начала службы коэнов в Мишкане.
Шмини - "восьмой" и в метафизическом плане это число определяет начало нового цикла времён, который мы называем "будущий мир".
8 - соответствует началу восьмого дня творения, это граница нашей реальности и будущего, которое недоступно для нашего воображения.
И Мишкан - это модель этого будущего мира, он как маяк на историческом горизонте.
И наша глава ведёт репортаж с этого волнительного события - открытие Мишкана и установление постоянной связи с Ашем. Но это случится только если вся служба в Мишкане будет проведена в точности, как передал Моше.
(Ракета не взлетит, если главные участники её запуска схалтурят).

9.1. И было, в день восьмой призвал Моше Аарона и его сынов и старейшин Исраэля;
И сказал он Аарону: Возьми себе молодого тельца в очистительную жертву и овна во всесожжение, без порока, и принеси пред Господом.
И сынам Исраэля говори так: Возьмите козла в очистительную жертву и тельца и агнца, по первому году, без порока, во всесожжение.
... И взяли (с собой) то, что повелел Моше, пред Шатром Собрания; и приблизились они, вся община, и стали они пред Ашем.
И сказал Моше: это слово, которое приказал Ашем - сделаете, и откроется вам слава Ашем.
Пока всё идет по плану. Моше, как инструктор, командует всеми операциями - Аарон и сыновья впервые сами выполняют их.

9.7. И сказал Моше Аарону: Подступи к жертвеннику ...
И подступил Аарон к жертвеннику...
 - Аарон принёс от себя корбан - молодого бычка. А от всего народа Исраэля - общественный корбанот козла, телёнка и ягнёнка. И сделали Аарон и сыновья его все операции с корбанот, как говорил Моше.     
 И вот, волнительный момент.
9.23. И вошел Моше и Аарон в Шатер Встречи; и вышли они, и благословили народ. И явила себя слава Ашем всему народу.
И вышел огонь от Ашем, и испепелил на жертвеннике ола и жиры; и увидел весь народ, и возликовали они, и упали они на лица свои.

Есть контакт!

10.1. И взяли сыны Аарона - Надав и Авиу, каждый совок свой, и положили на них огонь, и возложили на него воскурение; и приблизили они перед Ашем чужой огонь, который Он не приказывал им.
И вышел огонь от Ашем, и испепелил их, и умерли они пред Ашем.
Всё произошло, пока Моше и Аарон были заняты благословлением народа.
Надав и Авиу люди необыкновенно высокого духовного уровня и любимцы всего народа. Но эмоциональный подъём вокруг был настолько велик, что их эмоции вышли из-под контроля, и желание прикоснуться к запредельному стало дороже жизни. И они сделали то, что сделали. И были они испепелены, как ола - корбан всесожжения.
И через много веков следственная комиссия мудрецов Торы выявит множество нарушений, которые сделали эти ребята. 
Но повторить их поступок хотели бы многие. И если заглянуть в книгу Бамидбар. гл. Корах - то мы увидим, что вот так сгореть от огня Ашем, готовы были даже самые мудрые из народа Исраэля. Только лишь прикоснуться к этой силе и умереть - не это ли счастье. Но это не путь Торы, которая жизнь.

10.3. И сказал Моше Аарону: это то, что говорил Ашем сказав: через ближних моих Я выделюсь, и перед всем народом прославлюсь - и промолчал Аарон.
- Моше напомнил, что говорил ему Ашем на горе Синай, когда давал указания о строительстве Мишкана - "И буду открываться там Я, в Шатре Встречи, сынам Исраэля - и выделюсь в славе Моей (Шмот - 29.43)".
И, наверное, подумал Аарон - азохен вэй, но промолчал.

Что значит выделиться? Это показать перед всем народом свою абсолютную власть и величие. Но тот, через которого можно выделиться, должен быть самым высоким из народа. И Моше полагал, что это будет он или Аарон. Но ими оказались сыны Аарона.
И выделиться - это не обязательно сгореть, как Надав и Авиу. Они проявили нетерпение сердца своего, и нарушили правила игры. И Ашем выделился перед народом через строгость свою. А мог бы через милосердие своё, и тогда расширились бы рамки нашей близости, и по-другому пошла бы человеческая история.
Последствием этого поступка, стало сужение функций Храма, как в пространстве, так и во времени - Ашем введет резкое ограничение на вход Аарона в шатер за занавес - только раз в год в Йом Кипур.

Но продолжается посвящение коэнов. И место Надава и Авиу занимают два младших сына Аарона - Эльазар и Итамар.
10.6 И сказал Моше Аарону, и Эльазару и Итамару, его сынам: волос ваших не отпускайте и одежд ваших не разрывайте, чтобы вам не умереть, и чтобы не разгневался Ашем на всю общину. А ваши братья, весь дом Исраэля, оплакивать будут сожженное, что спалил Ашем.

Ничего не может остановить работу в Мишкане, потому как значение этой работы имеет вселенское значение. Устанавливается вектор движения истории человечества отсюда и до конца времён. До этого вся жизнь - рассматривалась, как привычный природный процесс, как замкнутый цикл, который не разорвать.
Эту мысль повторяет нам Пасхальная Агада:
Рабами мы были у фараона в Египте, и Ашем, Эло'им наш, вывел нас оттуда рукою крепкой и мышцей простертой. И если бы Святой, Благословен Он, не вывел наших предков из Египта, то мы с детьми и внуками нашими были бы порабощены фараоном в Египте до сего дня.
Агада писалась через 1000 лет после выхода из Египта, но сейчас уже прошло 3000 лет и что, до сих пор мы бы были в Египте?
И ответ до наивности прост - Да!
Исход из Египта, бег из рабства к свободе - это был невероятный для человеческого разума поступок, идущий против законов природы.
Не отсюда ли проклятия - "Чтоб ты жил в эпоху перемен!".
Посмотрите на страны Востока - до недавнего времени их менталитет не изменялся в течении тысяч лет. Мистическая карма, которая как печать на твоей судьбе. Фатализм - это же природное явление, против которого не пойдёшь. И такова была вся древняя философия.
Исход из Египта разрывает этот круг предрешенности судьбы. Возникает понятие 'требование свободы', которое порождает изменения в мире, движение к новому. Получается, что прогресс - это чисто еврейское изобретение. И потому мы сейчас не в Египте.  а в несущемся еврейском поезде под названием жизнь.
Но только поднявшись до заданного Ашем(ом) морального уровня, мы сможем добраться до станции "будущий мир", и билеты туда продают здесь в Мишкане (Храме).

В конце главы Тора переходит к законам кашрута - строго ограничения употребления животных в пищу. Эта диета исходит из принципа - "ты есть то, что ты ешь".
И Ашем указывает основные отличительные признаки кошерных (разрешённых) животных от запрещённых.
11.1 И говорил Ашем Моше и Аарону, сказав им:
Говорите сынам Исраэля так: Вот живое, какое вы можете есть, из всего скота, что на земле:  Все, что что имеет копыто и расщепляет (надвое) копыта, жует жвачку из скота, - его ешьте.
Но такого не ешьте из жующих жвачку и имеющих копыто: верблюда, ибо он жует жвачку, но копыта не разделяет, - нечист он для вас;
И шафана, ибо он жует жвачку, но копыта не имеет, - нечист он для вас;
И зайца, ибо он жует жвачку, но копыта не имеет, - нечист он для вас;
И свинью, ибо она имеет копыто и расщепляет копыто, но жвачки не жует, - нечиста она для вас;
От их мяса не ешьте, и к падали их не прикасайтесь, нечисты они для вас.
10.9. Это ешьте из всего, что в воде: все, что имеет плавник и чешую в воде, в морях и в реках, тех ешьте.
А все, что не имеет плавника и чешуи в морях и в реках, из всех мелких существ водяных, из всякой живой души, что в воде, - гнусны  они для вас.
И этих гнушайтесь из птиц, не должно есть их: орел, и стервятник, и гриф;
И коршун, и сокол по виду его;
Всякий ворон по виду его;
И страус, и сова, и чайка, и ястреб по виду его;
И удильщик, и сыч, и сова,
И мышь летучая, и пеликан, и сип,
И аист, цапля по виду ее, и удод, и кожан;
Всякое насекомое летающее, ходящее на четырех, гнусно оно для вас.
- Про характер всех разрешённых животных (коровы, овцы, козы, олени), можно сказать, что они не агрессивны.
А все запрещённые птицы, это хищники, которые давят свою жертву.
Рыбы, не имеющие плавников питаются всякими отбросами и потому должны быть отвратительны для нас.
Но более глубокий ответ мне не доступен.


No comments:

Post a Comment