Wednesday, October 3, 2012

Дварим. Вэ Зот а Браха.

Мы с божьей помощью подошли к завершающему разделу Торы, в которой Моше дает благословения коленам Израйля. 
Вэ Зот а Браха - "Вот благословение".
33.1. И вот благословение, которым благословил Моше, Муж Эло'им, сынов Исраэля перед смертью своей.
В Торе благословения наших праотцов всегда было перед их смертью, когда ослабла привязанность тела к материальному миру и облегченная душа, связанная со своим источником, приобретает ясность видения и особую силу благословения.
И Моше начинает свои благословения колен Израиля не по порядку их первенства, а по будущим их наделам в Эрец Исраэль в порядке от южного колена к северному. Но все благословения опираются на благословения Яакова, данные своим сыновьям в Берейшит-49.

33.6 Пусть будет жить Реувен и не умрет, и да будут его люди в числе.
В Торе Рувен весьма проблемный. Он был лишен Яаковым статуса первенца, а тот кто упал с первенца, тому очень трудно потом выжить.
Он и сейчас выбрал себе самый южный удел в Заиордании и единственный его сосед - колено Гада. Но сейчас, он вместе со всеми братьями собираются воевать за Эрец Кнаан, и потому Моше молится за него, чтобы он не умирал и сохранил себя.
33.7. А это о Йегуде. И сказал он: Услышь, Ашем, голос Йегуды и к народу его приведи его; руки его сражаются за него, и в помощь от врагов его будь.
Йегуда благословляется на лидерство в народе Израиля и Ашем будет в помощь ему в его войнах. Это колено будущих царей Израиля.
В своих благословениях Моше не упоминает колено Шимона.
Их недавний открытый разврат с моавитянками был самым страшным испытанием для Моше и всего народа. Потому Моше даже не хочет его упоминать.
Необузданность и гнев Шимона проклял ещё Яаков - будет проклят гнев Шимона и Леви. (Берейшит 49.5-7). Но Леви сам исправил свой гнев, направив его на ревность за Ашем, как это было в случае с "Золотым тельцом".
Для исправления агрессивности Шимона его надел в Эрец Исраэль был выделен внутри надела Йегуды. И в нем он, как меньшинство, обречен раствориться.
Тогда в благословении Йегуде должно быть и благословение Шимону: Шимон от "шма" - услышь... голос Йегуды и будь в помощь ему от врагов его.
Шимон будет согласовывать свою агрессивность с воинственностью Йегуды. И это переводит войны Йегуды от оборонительных к наступательным, расширяющими территории своего царства.

Далее идет длинное благословение Леви. Он не имеет своего удела в Эрец Исраэль - он расселен по 48 городам колен Израилевых. Но главный его удел - это Храм и коэнство.
33.8. А о Леви сказал: тумим Твои и урим Твои - для мужа милосердного твоего (это про Аарона)...
Учат правопорядком Твоим Яакова и Тору Твою Исраэлю; возлагают курение Тебе и всесожжение на жертвенник Твой.
 
Леви - учителя Торы и главные законодатели в народе своем.
Основная черта колена Леви - они непримиримые воители против врагов Ашем. От этой их непримиримости коэны Хашмонаим вышли на неравную войну с Селевкидской Сирией, победили их и принесли нам Хануку.

33.12. О Биньямине сказал: любимый - Ашем в пребудет уверено при нем; укрывает его всегда и между плечами его пребывает.
Биньямин - самый младший из братьев и единственный, кто рожден в Эрец Кнаан. Разноцветная рубашка, пошитая Яаковым для Йосэфа, должна была быть передана Биньямину. Ведь разноцветная рубашка - это символ объединения братьев, а это свойство Биньямина. А Йосэф был в состоянии постоянного конфликта со своими братьями.
Биньямин - символ молодого поколения, символ будущего. И от него зависит, куда пойдет история, и с кем будет Биньямин, тот и останется в ходе истории.
И надел его "между плечами" - между горами Йегуды на юге и Йосэфа на севере, где Ашем и установит свое постоянное присутствие - Иерусалимский храм.
33.13. А о Йосэфе сказал: Благословенна Ашем земля его от сладости небес - от росы и от бездны, лежащей внизу.
... Первенец быка его - великолепие его, и рога буйвола - его рога, которыми забодает народы до края земли. И это десятки тысяч Эфраима, и это тысячи Менаше.
Йосэф - главный преобразователь земли. Он благословлен на успех во всех своих начинаниях и потому он экономически наиболее сильный.
Йосэф в коленах Израиля представлен своими детьми Эфраима и Менаше, которые реализовывают его активную энергию, благословляемую Ашем.
33.18. А о Звулуне сказал: Радуйся, Звулун, при выходе твоем, и ты, Иссахар, в шатрах твоих. Народы на гору позовут, там принесут они жертвы праведные. Ибо изобилием морей питаться будут и сокровищами, сокрытыми в песке.
Звулун занимается морской торговлей, а основное занятие Иссахара - изучение Торы. И Звулун поддерживает его учебу материально. Но Иссахар также возделывает свою плодородную землю. И Звулун вывозит его пшеницу в заморские страны. Благодаря своему богатству и святости Звулун притягивал интерес других народов к Израилю, принося народам мира знания об Ашем.
А о "сокровищах, сокрытых в песке" - это об умении Звулун-Иссахара делать стекло.
Звулун и Иссахар - это единство бизнеса и Торы, и это модель единения материального и духовного.
33.20. А о Гаде сказал: Благословен расширяющий простор Гаду. Как лев покоится он, терзает раменницу и темя...
Гад имеет просторные територрии на восточном берегу Иордана и имеет возможность раширять свои границы на восток.
Он военное колено и как лев покоится и никого не боится.
В наделе Гада будет могила Моше.
33.22. А о Дане сказал: Дан - молодой лев, выпрыгивает из Башана.
Он молодой лев, потому что будет много воевать. Дан не признает авторитетов и склонен к анархии. И поэтому в войнах своих он пользуется в основном партизанскими метода - выпрыгивает.
33.23. А о Нафтали сказал: Нафтали, насыщен желанием и полон благословения Ашем; морем и югом владей.
В благословении Яакова Нафтали отмечен речами изящными.
И его надел - прекрасная восточная Галилея, располагающая к занятию исскуствами. Он главная эстетическая составляющая в народе Израэля и благаславлен Ашен на таланты свои.
33.24. А об Ашере сказал: Благословен среди сынов Ашер. Будет любезен он братьям своим, и окунать будет в елей ногу свою.
Железо и медь затворы твои, и как дни твои старость твоя.
Ашер благославлен на богатство и успех. Его богатство от производства огроное количество велоколепного оливкового масло. И корабли его разносят славу земли Израиля миру.
Характер его открытый и дружелюбный и все братья любят его. И жизнь его в безопасности.
34.1. И взошел Моше с равнин Моава на вершину горы Нэво, что пред Йерехо; и показал ему Ашем всю землю: Гилад до Дана.
И весь Нафтали, и землю Эфраима и Менаше, и всю землю Йегуды до моря последнего...

Моше осматривает страну от Нафтали - с севера. В направлении противоположном направлению данных им благославений.
Взгляд Моше соответствует направлению взгляда Авраама, который продвигался по ней с севера на юг. И это направление духовной энергии передаваемой Моше этой земле.
Благословения коленам Израэля, были направлены на совершенствование качеств присущим каждому колену. И эти благославения будут до времени, пока колена живут в Эрец Израэль. Затем колена исчезнут из истории, но их огромная духовная энергия переходит на весь еврейский народ. И в характере каждого из нас будет от благославения Дана, Нафтали, Йосэфа, ... кому что предназначено в этом мире.
И этот последний взгляд Моше на Эрец Израэль - это его благословение этой земли на вечное наше владение ею, как и было обещано Аврааму, Ицхаку и Яакову.
34.5. И умер там Моше, раб Ашем, на земле Моава, по слову Ашем.
И похоронил его в овраге, в земле Моава, против Бет-Пеора, и не знал никто могилы его до сего дня. А 
Моше было сто двадцать лет, когда он умер; не потускнел его глаз и не иссякла свежесть его. И оплакивали сыны Исраэля Моше на равнинах Моава тридцать дней; и завершились дни скорбного оплакивания Моше.
А Йеhошуа, сын Нуна, исполнился духа мудрости, ибо возложил Моше руки свои на него; и слушали его сыны Исраэля, и делали, как повелел Господь Моше.



No comments:

Post a Comment