Wednesday, September 26, 2012

Дварим. Аазину.

В конце прошлой главы Вайелех Ашем повелел Моше написать Песню "Аазину", в которой всё, что Моше ранее говорил народу Исраэля, нужно записать в поэтической, лаконичной форме удобной для запоминания. Песня эта должна стать для народа Исраэля песней-свидетельства его глубокой связи с Ашем.  И чтобы весь народ во всех поколениях своих знал её.
Аазину раскрывает перед нами всю историю еврейского народа, начиная с того, что уже произошло и описано в Торе, и, кончая тем, что еще предстоит случиться: предсказанием о вступлении в Землю Обетованную, об изгнании из нее евреев, о пребывании страны в запустении в отсутствие сынов Израиля, и об окончательном возвращении евреев в Эрец-Исраэль. 
Когда Ашем заповедовал Моше записать эту песню и обучить её весь народ Израэля, он добавил: дабы была Мне песнь эта свидетельством о сынах Израиля
И Рамбан утверждает, что это свидетельство означает перечисление в этой песне всех душ сынов Израэля от Синая, до конца времен. И зная тайну кодов Торы и получив от Ашем мудрость можно найти в этой главе упоминание о каждом еврее и его пути. И об этом есть замечательная история о р.Авнера, ученика Рамбана.

                 Аазину - "слушайте".


32.1 Внимайте, небеса – и буду я говорить,
слушай, земля речения уст моих.
Прольется, как ливень, ученье мое,
разольется слово мое, как роса:
дождем – на травы,
каплями – на траву.
Когда Имя Ашем провозглашу -
воздайте величие Эло'им нашему.
Он – оплот, совершенно деяние Его,
все пути Его - мишпат.
Нет в Нём неправды.
Праведен и прям Он.
Нет в нем искажений.
Но сыновья его - в них порок,
поколение упрямое,
любящее кривые пути.
Вот такое лирическое вступление, в котором есть Ашем - наш оплот,  и есть его проблемные дети - еврейский народ. И далее песня призывает нас обернуться к истории:

Он создал тебя, и сотворил тебя!
Помни дни древности.
Когда Ашем давал уделы народам,
и разделил Он сынов Адама,
то установил пределы народов по числу сынов Исраэля.
Ибо доля Ашем - народ его.
Яаков - удел его.

После Вавилонской башни Ашем разделил все человечество на 70 народов.
И в соответствии с этим он создал еврейский народ из 70 сынов Израиля, спустившихся в Египет. Еврейский народ создавался, как некая квинтэссенция человечества. Человечества в миниатюре, связанное с остальными народами невидимыми нервными струнами. 
Он нашел его на земле пустынной,
в пустоте воя пустынного.
И хранил его, как зрачок глаза Его.
 
Как орел пробуждает гнездо свое,
над птенцами своими парить будет -
простирает крылья свои,
и вознесет его на крыло своё.

Красивый образ отношения Творца к своему творению.
Парить - это "касаться, но только почти касаться", это побуждение к действию.
Орел не может насильственно нести своих птенцов, а только если они сами на него заберутся. И здесь смысл взаимоотношений Творца и еврейского народа. Он старается побудить людей к самостоятельному действию, Он не заставляет их. Но человек должен сам продвигаться, чтобы взобраться на подставленное ему крыло.  И вознесет Он птенцов своих и никто не посмеет напасть на них, ... но кроме стрелы самого человека.
Далее песня говорит, как поднят и перенесен был народ в Эрец Израэль и откармливал его Ашем сливками, жиром и виноградом...
32.15. И разжирел Йешурун, и стал брыкаться
- потучнел, растолстел, покрылся жиром.
И оставил он Эло'а, создавшего его.
И унизил он Оплот спасения своего.
Жертвы приносят чертям, в которых нет божественности;
богам, которых ранее не знали:
новичкам, едва явившимся,
предки-то ваши их не боялись!
...
И увидел Ашем, и разгневался на Своих сынов и дочерей Своих.
И сказал: Я скрою лицо Моё от них,
увижу каков будет конец их, ибо поколение изменников они,
сыны в которых нет верности.

И далее в поэтической форме идут описания наказаний, посылаемых Ашем на своих непутёвых детей. Но ведь для того и раскормил, чтобы стали брыкаться. И похоже, что все цепи событий происходящие с еврейским народом, есть часть плана Ашем.
И песня сочувственно жалеет евреев, по глупости своей оставшихся без советчика.
32.29. Если бы поумнели,
смогли бы понять, последствие своё.
Как бы мог один преследовать тысячи,
а двое обратить в бегство десять тысяч,
если бы не продал их оплот их, и Ашем выдал бы их?
Ибо не как Оплот наш их оплот, а враги наши - судьи.

И когда увидит Ашем, что совсем ослабла рука Изра
иля и нет никого, кто бы защитил его,

И скажет: где же Эло'им их - оплот, у которого укрывались?
Пусть встанут они и помогут вам, и дадут вам убежище!
Узрите же ныне, что Я - Я это, и нет Эло'им кроме меня.
Я умерщвляю и Я оживляю, Я ранил и Я исцелю,
и нет спасения от руки Моей.
Вот вознесу Я к небу руку Мою и скажу: жив Я вовеки!
Когда заострю Я сверкающий меч мой
и
  станет вершить суд рука Моя,
обращу Я мщение на врагов Моих
и Моим ненавистникам воздам.
Напою стрелы Мои кровью,
и меч Мой пожирать будет плоть,
из крови убитых и плененных,
головы разгромленного врага.
Воспойте народы народ Его,
ибо за кровь рабов Своих отомстит он,
и мщение совершит над врагами их.
И искупит землю Свою и народ Свой.
Вот такой конец песни, раскрывающий события конца времен. А они вот - не вдалеке перед нами. После всех бед и страданий, перед последней чертой, Ашем спросит Израиль - ну и где же твоя доблестная и непобедимая, которой ты так гордился? И где друзья твои. Что, стали тебе волками? 
И вымет Ашем меч свой и будет судить народы за все, что они сделали евреям.
И это будет кровавый шок, за которым последует полное моральное очищение человечества. И ради этого, тоже, был создан, поднят на орлиное крыло и спущен в этот мир народ Израиля.
                                                           ------------------  
32.45. И закончил Моше говорить все слова эти всему Израэлю.
И сказал он им: Обратите сердца ваши ко всем словам, которыми я свидетельствую вам сегодня, чтобы вы заповедали своим сынам соблюдая исполнять все слова Учения этого.  Ибо не слово пустое, это для вас, но это жизнь ваша. И этим продлите вы дни на земле, куда вы переходите через Йарден для овладения ею. 
Соблюдение Торы - залог долгой жизни Эрец Израэль. И все, что предсказано, сбудется, потому что мы и мир не совершенны и требуют исправления. Но потери и жертвы наши стоят в прямой зависимости от нашего понимания и принятия слов Торы.

32.48. И говорил Ашем Моше в тот самый день так:
Взойди на эту гору переходов, гору Нево, которая на земле Моава ..
И умри на горе этой, и приобщись к народу твоему...
"В тот самый день" - בעצם , и полный смысл этого слова: "в разгаре дня".
Моше уходит умирать в разгаре дня перед глазами всего народа, для которого смерть Моше хоть и ожидаемая, но для людей
 абсолютно невообразимая.
И отмечают наши учителя - в трех местах Торы сказано "в тот самый день":
- .. вошел Ноах в ковчег. И люди говорили, мы не дадим Ноху войти - пусть погибает вместе с нами!  Но кто сможет помешать планам Ашем.
- .. вывел Ашем народ свой из Египта. И говорили египтяне - не дадим евреям выйти, лучше перебьем их всех до одного.
- но сейчас народ говорит - не отпустим Моше от нас. Ведь что мы без него.
И в этом одна из причин, почему Моше должен уйти: 
пока Моше жив, народ настолько привязан к нему, что он блокирует их дальнейшее развитие. А это мешает планам Ашем.

No comments:

Post a Comment