Thursday, September 6, 2012

Дварим. Ки Таво.

26.1. И будет: когда придешь на землю, которую Ашем, Эло'им твой, дает тебе в удел, и овладеешь ею и поселишься на ней.
И возьнесешь из начатка всякого плода земли, что получишь от Страны твоей, которую Ашем, Эло'им твой, дает тебе, и положишь в корзину, и пойдешь к месту, которое изберет Ашем, Эло'им твой, установить там Имя Свое.
И придешь к коэну, который будет в те дни, и скажешь ему: рассказал я сегодня Ашем, Эл'оим твоему, что пришел я в Страну, которую Ашем поклялся нашим отцам дать нам.
И возьмет коэн корзину из руки твоей, и поставит ее пред жертвенником Ашем, Эло'им твоего.
Моше переходит к разговору о перспективе жизни в Эрец Исраэль. И начинается она в мажорных тонах - вот придешь, и овладеешь  и поселишься. Поселишься, значит когда будет разделена земля между коленами Израиля, и ты успокоишься и будет хорошо тебе, тогда выполнишь заповедь "Бикурим" - принесения первых плодов своего урожая в Храм.
Заповедь эта имеет глубокий смысл, в основе которого лежат принципы отношения между народом Израиля и его землей.
У всех народов мира отношения со своей землей строятся по схеме "сын - мать", народы произрастают из своей земли, она их вскормила и согрела и никогда их не бросит.
Но еврейский народ родился вне Эрец Исраэль. Ашем привел его в землю эту для вечного владения ею. И отношения евреев с Эрец Исраэль строятся по уникальной схеме "муж - жена". Их отношения - это отношения в семье.
И если земля для народов мира - это источник силы, которую им дает природа. И силы природы эти не несут в себе морали и даже искажают её. То отношения народа Израиля со своей землей строятся исключительно на принципах морали. А иначе непутевый муж может быть изгнан из дома.
И заповедь Бикурим помогает обновить отношения в семье, не превратить их жизнь в рутину - начатки того, что родила тебе земля, следует нести в Храм, дабы благодорить Творца за землю, которую он дал мне.
16.5 И ответишь, и скажешь перед Ашем, Эло'им твоим: арамейцем, скитальцем был отец мой, и спустился в Египет и проживал там и стал там народом великим... И творили зло нам египтяне, и истязали нас, и обременяли нас тяжкой работой. И возопили мы к Ашем, Эло'им отцов наших...
Каждый приносящий Бикурим должен громко напомнить перед Ашем свою национальную биографию, дабы не забыть смысл проживания в Эрец Исраэль.
А биография такова - папа арамеец (Вавилон), мама Египет. Были трудные преждевременные роды, но Ашем спас нас, поднял и привел к Эрец Исраэль, которая, как жена для народа Израиля.
Интересно, что Адам, как источник человечества, тоже зарожден вне земли, и затем был спущен на планету Земля. Т.е. было создано отношение "человечество - Земля". И внутри человечества Ашем строит подобное отношение "евреи - Эрец Исраэль". В таком подобии вся Земля отображена в Эрец Исраэль, которая как мини-земля человечества.
А в народе Израиля, отражен характер всего человечества - он мини-человечество. Такова идея Творца - через работу с этой малой частью воздействовать на все человечество.

Далее Моше напоминает о требовании выделения десятины для Левитов, сиротам и вдовам. И переходит к разговору о действиях, по переходу Иордана.

27.2. И будет, в день, когда перейдете через Йарден на землю, которую Ашем, Эло'им твой, дает тебе, то установи себе камни большие и покрой их известью.
И напиши на них все слова Торы этой по переходе твоем - ради того, чтобы пришел ты в страну, которую Ашем, Эло'им твой, дает тебе: Страну,  текущую молоком и медом, - как говорил тебе Ашем, Эло'им отцов твоих.
И будет: когда перейдете Йарден, установите камни, о которых я повелеваю вам сегодня, на горе Эйваль, и покрой их известью.

Открывается новая книга в истории человечества, евреи входят в новый для них мир. И начинают они со слов Торы, начерченных на 12-и покрытых известью камнях. Мудрецы говорят, что слова Торы были записаны на камнях этих на семидесяти языках, и этим, провозглашается универсальность Торы и доступность её идей для всех народов мира.

27.5. И построй там жертвенник Ашем, Эло'им твоему, жертвенник из камней, не занеси над ними железа.
... И зарежешь шламим, и будешь там есть и радоваться перед Ашем, Эло'им твоим.
И напиши на камнях все слова Торы этой ясно очень.


Жертвенник - это благословения, а Тора - это учение.
И когда на жертвеннике ты принесешь шламим (жертвы) и будешь есть и веселиться, тогда то, что ты записал, станет тебе очень ясным и ты в благословении постигнешь всю Тору.

Все идет в будущем времени - Тора станет для тебя ясной, только через опыт твоей жизни в Эрец Исраэль. И через весь исторический опыт еврейского народа все народы мира тоже смогут воспринять Тору, идущую из Израиля.

И в тот же день Моше приказывает народу, что при переходе Иордана колена Шимона, Леви, Йеуда, Иссахар, Йосеф и Биньямин встанут для благословений на горе Гризим.
Остальные 6 колен встанут на проклятие на горе Эйваль. И Моше передает слова 12 проклятий, которые по мнению Ицхака Абарбанеля, соответствуют преступлениям каждого из 12 колен, совершенным ими в прошлом или которое совершат в будущем.


Затем Моше напоминает, будете хранить законы данные тебе Ашем, то будешь благословлён. Иначе - проклят ты будешь в городе и проклят в поле. Проклят ... проклят... и так много, много раз.

Похожие проклятия были в книге Ваикра, глава Бэхукотай.  И Рамбан говорит, что проклятия в Бэхукотай, говорят об изгнании в Вавилон после разрушения первого Храма.
А проклятия нашей главы относятся к разрушением второго Храма и изгнания евреев из своей земли.
Но Абарбанэль спорит с мнением Рамбана, и доказывает, что разрушения второго Храма и изгнание народа Израиля - это продолжение Вавилонского изгнания (галута). И этот галут продолжается и по сей день.
А проклятия нашей главы приходятся на будущий период.

И по шкале Виленского Гаона эти проклятия приходятся на период 1840-1940 гг. Что мы сами уже можем подтвердить.

No comments:

Post a Comment