Thursday, September 20, 2012

Дварим. Вайелех.

Раздел Вайелех рассказывает о прощании Моше с народом и передачи власти Йеошуа.
31.1. И пошел Моше, и говорил слова эти всему Исраэлю.
И сказал им: Сто двадцать лет мне сегодня, не смогу ещё выходить и входить, ибо Ашем сказал мне
- Не перейдешь через Йарден этот.
Моше идет к каждому из колен, чтобы с ними попрощаться, поддержать, и объяснить им свой уход.  И ещё Моше должен благословить каждое колено перед их переходом через Иордан.
И одно из толкований слов "не могу входит и выходить..." -  не могу я больше вами управлять. Я не могу входить в шатер, принимать слова Ашем и выносить их, и передавать вам. Я уже не царь и не учитель.
Моше был учитель в пустыне, места несвободы. За Иорданом, евреи получат свободу и будут учиться ею пользоваться. И будет там уже другая Тора и другие учителя.
Ещё заметь, что здесь Тора поставила предел человеческой жизни - 120 лет. После этого, как бы здоров человек не был, душа его не может более входит и выходить - и это тоже то, что говорит Моше.
31.3. Ашем, Эло'м твой. Он переходит пред тобою. Он истребит эти народы пред тобою, и ты наследуешь их. Йеошуа - он пойдет пред тобою, как говорил Ашем.
Моше видит, что народ в смятении. Они ещё не представляют свою жизнь без него. И они не уверены, будет ли присутствие Ашем в их лагере, когда Моше не станет. И он успокаивает их - меняется лишь лидер, а Ашем остается и будет воевать вместе с вами. Так что крепитесь и мужайтесь. 
31.9. И записал Моше Тору эту, и дал её коэнам, сынам Леви, несущим ковчег Союза, и всем старейшинам Исраэля.
Начинается передача наследия Моше, его Тора. Он передает её Леви, как учителям народа, и старейшинам, как членам Санэдрина, носителям законодательной власти - и это учение Устной Торы.
И далее обращаясь к Йеошуа, Моше приказывает, что в конце семи лет, в год Шмиты, в праздник Сукот царь должен читать Тору перед народом.
31.12. Собери народ, мужчин и женщин, и малых детей, и твоего пришельца, который во вратах твоих, чтобы они услышали и чтобы они изучали и трепетали перед Ашем, Эло'им вашего, и старались исполнить и хранить все слова Торы этой.
В год Шмиты, в Сукот царь читает Тору перед всем народом не для делания заповедей, а для возбуждение в людях чувства общности и уважения к Торе, для подъема их морали.
Тора царя - это письменная Тора. Царь должен читать Тору, потому что по ней он делает из нее политические выводы и общие моральные инструкции для своей политики.
И сказал Ашем Моше позвать Йеошуа и встать в Шатре Встречи. И назначил Ашем Йеошуа новым лидером Израиля.
31.16 И сказал Ашем Моше: Вот ты ложишься с отцами твоими - и встанет народ этот и будет следовать за Эло'им племен земли, в среду которых он приходит, и он оставит Меня и нарушит Союз Мой, который Я заключил с ним.
В который раз и Моше, и Ашем пеняют на будущую нерадивость евреев в земле, в которой они собираются жить. Но ведь это нормальное отношение родителей к любимому сыну, впервые в жизни надолго уезжающего далеко от дома. Все ваши напутствия ему будут заключаться в предостережениях от неправильных поступков. И сильно это поможет? Он будет сам учиться на своих синяках.
31.17. И воспылает Мой гнев на него в тот день, и Я покину их и сокрою лицо Моё от них, и будет он на погибель, и постигнут его злоключения многие и беды, и скажет он в день тот: а не потому ли, что нет Эло'им моего в среде моей, нашли меня беды эти?
Я же сокрою лицо Моё в тот день за все то зло, какое он сделал, обратившись к Эло'им чужим.
Если причина, по которой народ возвращается к Ашем, только чтобы защитить их от бедствий, то Ашем не принимает такое потребительское отношение к нему. Ведь их обращение, это тот же уровень идолопоклонства. На такое обращение не будет ответа - Он скроет своё лицо. И это будет разговор с уже взрослым народом.   
И чтобы напоминать сынам Исраэля о правильности их пути, Ашем приказывает Моше записать Его Песню свидетельства и научить её всех евреев.
31.21. И будет: когда постигнут его многие злоключения и беды, то отзовется песнь эта пред ними свидетельством, ибо она не забудется устами потомства его.
И записал Моше эту песнь в тот день, и научил ей сынов Исраэля.
    
После всех этих не очень оптимистичных предсказаний разных кризисов в народе, у Йеошуа могли возникнуть сомнения - а не в тупик ли будет вести весь наш поход.
31.23 И дал Ашем наказ Йеошуа, сыну Нуна, и сказал: Крепись и мужайся! Ибо ты приведешь сынов Исраэля на землю, о которой Я клялся им, и Я буду с тобой.
Все эти разговоры нужны, чтобы народ устрашить. А ты, как их царь, отбрось все свои сомнения в правильности нашего пути. И я буду с тобой.

И записал Моше песню эту и закончил писать всю Тору. И приказал левитам, несущим ковчег, положить Тору внутрь ковчега.

No comments:

Post a Comment