Thursday, September 13, 2012

Дварим. Ницавим.

После перечня благословений и проклятий, которые вылил на наши головы Моше, в прошлой главе, он переходит к процедуре заключения Союза Ашем с народом Израиля.  
29.9.  Вы стоите сегодня пред Ашем, Эло'им вашим: главы ваши, колена ваши, старейшины и распорядители ваши, каждый Муж Исраэля.
Дети ваши, жены ваши, и гер твой, который в среде стана твоего, от твоего дровосека до твоего водочерпия. 
Перед Ашем стоит не толпа, как было у Синая, а народ с организованной  структурой управления - главы колен и старейшины . И странные слова "от дровосека до водочерпия" указывает на разные типы людей внутри народа - дровосек уничтожает деревья, водочерпий их взращивает. Но сейчас все здесь, как один национальный организм, в котором все одинаково важны и ценны.
29.11. Чтобы вступил ты в Союз Ашем, Эло'им твоего, и в клятвенный договор Его, которую Ашем, Эло'им  твой, заключает с тобой сегодня.
Ради того, чтобы поставить тебя сегодня Ему народом, а Он будет тебе Эло'им, как говорил Он тебе и как клялся Он отцам твоим, Аврааму, Ицхаку и Яакову.
Какая разница между союзом и клятвенным договором?
Союз - это слова благославений и проклятий произнесенные в главе Ки Таво на горе Эйваль и горе Гризиль. И на все слова эти народ должен был ответить амэн. Т.е. Союз - это обоюдное согласие.
А клятвенный договор - это благословения и проклятия, которые как оговоренные контрактом премиальные или санкции, в случае допущенных нами ошибок. Но зато контракт этот навеки:
29.13 И не с вами одними я заключаю Союз этот и клятву эту. А с тем, кто есть здесь с нами, стоит сегодня перед Ащем, Эло'им нашим, и с тем, кого нет здесь с нами сегодня.
В Союз включаются также все последующие поколения во все времена. Так народ Израэля подписался на тяжелую, безсрочную работу по исправлению мира. И за поведением каждого идет скрытый и открытый контроль.
29.28. Тайное - для Ашем, Эло'им нашему, а явное - нам и нашим детям вовеки, чтобы исполнить все речи Учения этого.
С тайными преступлениями будет разбираться Ашем. А открытые обществу преступления должно наказываться самим обществом. Но если общество знало о преступнике и не остановили его, то наказание ляжет на все общество:
30.1. И будет когда сбудутся над тобой все эти слова, благословение и проклятие, которые я изложил пред тобою, и примешь к сердцу твоему среди всех народов, куда удалил тебя Ашем, Эло'им  твой.
И возвратишься до Ашем, Эло'им твоего, и
послушаешь голоса Его как все, что я приказываю тебе сегодня: ты и сыновья твои, всем сердцем твоим и всею душою твоей.
И возвратит Ашем, Эло'им твой, пленников твоих ...
В Торе слова "И будет" настроены на радость и позитив.
И отсюда глава делает скачек в будущее без каких-либо условий и разговоров о свободе выбора. Здесь просто говорится, что все благословения и проклятия обязательно сбудутся и тогда возвратишься ты к Ашем. И вернет Он тебя в Эрец Исраэль.
Правильно переосмыслив свои ошибки, через проходящие исторические процессы, ты определишь свое место в этом мире, и примешь это к сердцу своему и вернешься до Ашем. Первое возвращение будет не полным - "до Ашем".  Но раскаявшись в своих ошибках, ты ментально уже изменил прошлое, которое станет той ступенью, которое поднимает тебя сейчас. И такое изменение прошлого в иудаизме называется Тшува. Только тшува позволяет использовать энергетику прошлого для влияния на будущее.
И здесь Моше дает план возвращения в Эрец Исраэль, состоящий из семи этапов:
- 30.1 ... И примешь к сердцу твоему...
- 30.2 ... И слушать будешь голоса Его ...
- 30.3-4 ... И возвратит тебя Ашем от всех народов, где рассеял тебя ...
- 30.5. .. И овладеешь ею (захват страны) ..
- 30.6 ... И обрежет Ашем сердце твое и сердце твоего потомства..
- 30.7 ... И обрушит все эти проклятия на твоих врагов ..
- 30.8 ... И будешь слушаться голоса Ашен и исполнять Его заповеди..
Этап "30.6. И обрежет Ашем, Эло'им твой, сердце твое и сердце потомства твоего ..." означает, что отныне будет невозможно возвратиться к греху. Твое сердце никогда более не очерствеет и  станет тебе все ясно и открыто.
Слова "и будешь слушаться голоса Ашем" повторяются на первом этапе плана возвращения в 30.1 и на его последнем этапе 30.8.
И здесь Моше говорит о двух видах тшувы: национальная тшува, цель которой – возвратить народ Израиля в его землю, и личная тшува, которая является результатом национальной тшувы. И эта личная тшува, приведет к исполнению всех заповедей Торы и исполнение их станет естественным, как сама жизнь.
В общем смысле тшува - это исправление осознанного недостатка, мешающего приблизиться к Творцу.
И рав Кук уже говорит о тшуве иудаизма, подпорченного галутом.
На следующем уровне можно говорить о тшуве мироздания, отталкивающего творение от Творца. А Раши пишет о тшуве самого Ашем. Его тшува - это возвращение евреев из галута, когда и Ашем с тобой вернется.
30.19. Призываю в свидетели против вас сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я вам, благословение и проклятие. Избери жизнь, чтобы жил ты и потомство твое.
Небо - это духовные миры, и уйти на небо, означает смерть. И большенство духовных учений народов мира таки ставят смерть впереди жизни. Ведь это и есть, по их идее, присоединение к Богу и это рай и вечный покой.
Но вечный покой, еврейское сердце вряд ли порадует. И Тора призывает совсем к другому - "выбери жизнь" и установи связь с Ашем здесь на земле. Приведи небо на землю. Чтобы жил ты на земле как можно дольше. У Ашем здесь планы громады и он имеет на тебя большие виды.

No comments:

Post a Comment