Thursday, August 30, 2012

Дварим. Ки Теце.

Предыдущая глава Шофтим говорила о государственном устройстве Израиля. Наша глава Ки Теце переходит к разговору о социальных и семейных отношениях в Израиле. И множественность разнообразия социальных отношений в обществе отражены в 74-х законах, изложенных в главе. 

Глава начинается с закона о красивой военнопленной.
21.10. Когда выйдешь (Ки Теце) на войну против врагов твоих, и отдаст их Ашем, Эло'им твой, в руку твою, и пленишь плен его.
И увидишь в плену женщину, красивую видом, и возжелаешь ее, и возьмешь ее себе в жены. И приведёшь ее в дом твой, и пусть обреет она голову свою и отпустит ногти свои. И снимет платье пленения её с себя ...
Война это жестокость и насилие. И чтобы сдержать страсти в еврейской армии Моше передаёт закон, который должен несколько охладить солдатскую горячность. Во-первых, если ты изнасиловал "красивую видом", то теперь женись. Но не пеняй, если после того, как снимет она макеяж свой, и наряды свои, то тебе она разонравится. И тогда начнутся у тебя проблемы.
И Моше продолжает эту историю законами о любимой и ненавидимой жене, о сыне первенце от ненавидимой - все равно он будет иметь права первенца. И как следствие той ошибки молодости - получаешь сына буйного и непокорного, которого в конце-концов следует предать смерти, потому, что он стал пренебрегать родителями своими. 
В трактате Санхедрин написано, что такого случае в истории Израиля никогда не было и не будет. Да и закона о непослушном сыне вы не найдет среди 613 законов Торы.
Тогда для чего Тора приводит эту цепочку событий длинною в жизнь с такой грустной концовкой. И отвечает Талмуд, для того, чтобы мы это обсуждали и об этом размышляли, и с молоду хранили в чистоте душу свою.

22.1. Не увидь быка брата твоего или овцу его потерявшимися - сделаешь вид, что не видишь их - возвращая возврати их брату твоему.
... не увидь осла брата твоего, падающего на дороге... - не сможешь делать вид, что не видишь.
- Если ты увидел проблему, не отстраняйся от неё. Не делай вид, что тебя это не касается. Помоги брату твоему. Не говорится - сделай вместо него, а помоги в его проблеме, сделай вместе с ним. И даже если он враг твой, то сделай его для себя братом, другом.
И большинство тем нашей главы говорят - не уходи от реальности, ищи правду и выбирай пути к ней.
Ешё одна важная тема главы - тема социальной справедливости и забота о бедных.
24.10. Когда ссудишь ближнему твоему что-либо - то не входи в его дом, чтобы взять залог. Снаружи стой, а Муж, которому ты ссужаешь, вынесет к тебе залог наружу.
А если человек бедный он, то спать не ложись с его залогом.
Возвращай ему залог при заходе солнца и ляжет в одежде своей и благословит тебя...

Тора приказывает - никогда не унижай бедного или должника твоего. Береги их достоинство.
Но не провозглашается только чистая помощь бедному, а предлагается общественно-полезная работа по его самообеспечению.
24.19. Когда будешь жать твою жатву в поле твоем и забудешь сноп на поле, не возвращайся взять его: геру, сироте и вдове пусть будет он, чтобы благословил тебя Ашем, Эло'им твой, во всяком деле твоих рук.
Оставляя часть своего урожая на поле, это благо не только для бедных, но и для хозяина поля. Во-первых, он не тратит время на сбор урожая до последнего колоска, маслины или до последней ветки винограда, а во-вторых, этим своим поступком, он обретает благословение Ашем.

И в заключении рассмотрим закон о левиратном браке (ибум):
25.5. Если будут жить братья вместе, и умрет один из них, а сына нет у него - не будет жена умершего выходить за Мужа чужого. Брат умершего должен войти к ней и взять ее себе в жены, и сделает ей ибум. И первенец, которого она родит, встанет во имя брата мертвого - и не сотрется имя его из Исраэле.
Если умирает человек бездетным, один из братьев его обязан взять жену умершего в жены, чтобы "установить имя" брату своему. Такие браки называются левиратными. Но сделать это может только "Если братья будут жить вместе", т.е. они живут в одно время.
Если же брат не желает совершить левиратный брак, тогда - обязан он совершить церемонию "халица", с тем чтобы женщина могла выйти замуж за другого. В этой церемонии женщина снимает башмак с ноги  своего деверя, плюет перед ним на пол, и произносит: Так будет сделано мужу, который не отстроит дом брата своего. И наречется имя ему в Исраэле: Дом Разутого. Только после этого позволено ей выйти замуж за другого человека.
Абарбанэль говорит, что смысл заповеди ибум следует объяснить на основе понятия о реинкарнации. Реинкарнация - кабалистический термин, объясняющий возможность переселения душ из одного тела в другое.
Абарбанэль объясняет, что заповедуя ибум, Творец хотел дать душе умершего возможность переселиться в тело ребенка, рожденного от брака его брата с его вдовой. Из предания известно, что душа может реинкарнироваться только в тело, близкое по конституции к телу, в котором она находилась до смерти. Чтобы тело новорожденного было подобно телу умершего, Тора возлагает заповедь ибум на брата, рожденного от того же отца и жену умершего, о которой сказано "…плоть от плоти моей…".
В наше время ливирантный брак запрещен.
Прошлогодний обзор главы Ки Теце здесь.

No comments:

Post a Comment