Thursday, August 23, 2012

Дварим. Шофтим.

16.18. Судей и распорядителей поставь себе во всех вратах твоих, которые Ашем, Эло'им твой, дает тебе, по коленам твоим; чтобы они судили народ судом справедливости.
Не покриви судом, не лицеприятствуй и не бери мзды, ибо мзда ослепляет глаза мудрецов и искажает речи правые.
Справедливость, справедливость преследуй, ради того, чтобы ты жил и наследовал страну, которую Ашем, Эло'им твой, дает тебе.

Моше начинает разговор об организации власти в Израиле - его судебного и политического устройства.
Судебная система Израиля строится снизу, от местных судов, которые должны быть в каждом городе. Эти малые суды назывались "Малый Санхедрин" и состояли из 23 человек. Они рассматривали споры внутри своего города, и его законодательство учитывало особенности психологии своего колена.
И был "Большой Санхедрин", который состоял из 71 человека и заседал в специально помещении Иерусалимского Храма. Он рассматривал сложные вопросы, которые не смогли решить малые суды. Большой Санхедрин - высший судебный орган Израиля, который регулировал всю законодательную систему страны.

Суд должен быть судом справедливости - мишпат цедек. Цедек - это справедливость, но ещё и милость. И слова Моше "Справедливость, справедливость преследуй" можно прочитать как "справедливости и милости добивайся", а вещи эти часто трудно соединимые.

Неожиданно Моше начинает говорить о запрете сажать у жертвенника культовые деревья, о недопустимости приносить в жертву увечное животное, и о запрете устанавливать мацеву - жертвенник из цельного камня, как это делалось у народов Кнаан. Все эти слова Моше, идущие в контексте разговора о судебной системе, отображают суть еврейского суда.
Моше уподобляет судебную систему Израиля жертвеннику в храме.
Жертвенник - символ статичности, постоянства связи с трансцендентным. Не как дерево, которое символ динамизма сил природы. Жертвенник в храме сложен из множества неотесанных камней. И множественность неотесанных камней жертвенника, символизирует множественность характеров народа Израиля. И суд должен учитывать многообразие каждого человека, но стремиться к справедливости без порока.

Если судья малого суда не может принять правильное решение, то он обращается в Большой Сангедрин. И их постановление будет является законом.
17.8. Если сокроется от тебя что-либо для разрешения ...
И приди к коэнам, левитам, и к судье, который будет в те дни, и вопроси, и скажут тебе слово решения.
И поступи по слову, какое скажут тебе с того места, которое изберет Ашем, и соблюдай исполнить во всем, как укажут тебе.
.. А Муж, кто поступит дерзко, не слушая коэна, стоящего, чтобы служить там Ашем, Эло'им твоему, или судьи - то умереть должен, и устранишь ты зло из Исраэля.

Если этот Муж считает, что сангедрин ошибается, то для себя он может делать, как считает правильно. Но если он будет учить других по своему пониманию, то это уже бунт против верховной власти, и Муж этот должен быть казнен.

Следующая ветвь власти - царь, которого можете поставить над собой, а можно и без него. Но в любом случае, это возможно сделать только после полного овладения страной. И главная цель царя, чтобы он стал центром, объединяющим весь народ Израиля.

Наша глава также содержит запреты идолопоклонства и колдовства, и в противовес колдунам Моше выдвигает новую функциональную ступень власти - пророки.
18.15. Пророка из среды твоей, из братьев твоих, как я, поставит тебе Ашем, Эло'им твой - его слушайте.

Пророк выбирается Ашем и через него Ашем возвещает свою волю. Пророк не принадлежит себе, он весь во власти Ашем. Он его уста.
И в отличии от языческих колдунов, еврейский пророк не занимается гаданием и заклятиями, а через полученное пророчества соединяет народ с Ашем. И в этом его главная воспитательная функция.

20.1. Когда выступишь на войну против врага твоего и увидишь коней и  колесницы, народ, многочисленнее тебя, то не трепещи перед ними, потому что Ашем, Эло'им твой, с тобой.
И будет: когда близитесь к битве, подойдёт коэн и будет говорить народу...
Был коэн, специально помазанный для ведения войны, и перед началом боевых действий он освобождает от службы всех, кто занят всякими личными заботами: кто  только что женился, или построил дом, или насадил виноградник, или боится и "робок сердцем".
Конечно, после такого отсева армия станет значительно малочисленнее вражеской. Но зато в ней царит высокий боевой дух. И потому говорит Тора - "не трепещи перед ними, потому что Ашем, Эло'им твой, с тобой".
  

Прошлогодний обзор главы Шофтим здесь.

No comments:

Post a Comment