Thursday, August 2, 2012

Дварим. Ваэтханан.

Ваэтханан на иврите - умолял, взмолился. И о мистике его числового значения рассказывалось в прошлогоднем обзоре.

3.23. И я умолял Ашем во время то, сказав:
Адонай Эло'им мой, Ты начал являть рабу Твоему величие Твое и крепкую руку Твою; ибо кто Эль на небесах и на земле, который сделает подобное деяниям Твоим и как гвура твоя.
Перейду я, пожалуйста, и увижу Землю добрую, которая на стороне Иордана: гору прекрасную эту и Ливанон.
В обращении к Ашем Моше использует имя "Адонай Эло'им", которое есть обращение раба, непонимающего желания своего господина. А имя Эль означает просьба о милосердии на суде.
Моше до этого ни разу за себя не просил. Но в конце своего пути, он осознал, что главная цель исхода - это Эрец Исраэль, а законы Торы - это средство духовного развития, позволяющее удержаться на земле этой.
И можно сказать, что молитва Моше, это молитва об упущенных возможностях.
Ицхак Абарбанэль отмечает, что Моше хотел, во-первых, выполнить  заповеди, особенные для земли Израиля. Во-вторых, исправить ошибку разведчиков. В-третьих, пройти по земле Израиля до места будущего Храма: увижу Землю добрую, гору прекрасную и Ливанон.
Земля добрая - это Кнаан.
Гора прекрасная - это гора Цион в Иерусалиме и гора Мориа, на которой будет стоять Храм.
А Леванон – это и есть Храм.
3.26. Но гневался Ашем на меня за вас и не слушал меня. И сказал Ашем мне: Довольно тебе. Не продолжай говорить более ко Мне об этом.
Поднимись на главу вершины и подними глаза твои к западу и к северу, к югу и к востоку, и узри глазами твоими, ибо не перейдешь ты Иордан этот.

"из-за вас" - лемаанхем, которое можно перевести здесь, как "ради вас" - ради вас не слушал меня Ашем.
После отказа народа войти в Эрец Кнаан, духовный уровень народа значительно понизился. И Творцом был запущен новый сценарий истории, где для Моше уже нет места. Слишком большая разница духовного состояния Моше и народа Израиля. Учителя говорят, что духовный уровень Моше был настолько высок, что если бы он перешёл сейчас Иордан, то Храм, который был бы при нём возведен, стоял бы вечно. Но тогда последствия для евреев были бы печальные. 
Цель Ашем, чтобы народ стал самостоятельным. И Разрушение Храма - это важнейшее средство этапа исправления народа.
Тору называют книгой ошибок, но на самом деле это не ошибки, а два уровня продвижения к цели. Сначала Ашем показывает цель, как идеал, к которому нам сейчас не дотянуться. Затем Он уже посылает евреев в длинный путь к этому идеалу. И этот путь - вся история человечества.

Ашем не дает Моше войти в Эрец Кнаан, но он даёт ему большее. Он даёт ему возможность: Подняться на главу вершины и поднять глаза свои во все стороны света. Этот оборот часто встречается в Торе.
Почти то же Ашем сказал Аврааму после отделения от него Лота: подними глаза твои и посмотри с места, на котором ты стоишь, к северу и к югу, и к востоку, и к западу. Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки.
И смысл "подняться и увидеть" - это подняться над временем и пространством и через глубину дарованного Ашем пророчества, узреть всю историю мира до конца времён.
Ашем открывает Моше весь свой план исправления человечества через народ Израиля. И Моше увидел во всех подробностях все перипетии своего народа, его силу и слабость, и его взлеты и падения.
И ясность его видения позволяет Моше с математической точностью разложить речи свои по темам глав так, что каждая из десяти глав книги Дварим предсказывает то, что произойдет в последнюю тысячу лет нашей истории, и точно предсказать состояние народа в разные ее периоды.
И не удивительны ли его слова, что если не будете жить по законам Ашем, то:
4.27. И рассеет Ашем вас среди народов, и вы останетесь малочисленными среди племен, куда уведет вас Ашем.
И служить будете там Эло'им их - изделиям рук человека: дереву и камню.

Дерево - символ христианства (крест), а камень - символ ислама (камень в Каабе). Но ведь дистанция между Моше и этими символами более 1000 лет.

И теперь, получив такое откровение, он начинает передачу Израилю всех законов и судов
4.1. Ради того, что бы вы жили и пришли и наследовали Страну, которую Ашем, Эло'им отцов ваших даёт вам.
И одним из ориентиров правильного продвижения Израиля, является реакция народов мира на его духовное состояние.
4.6. И храните и делайте, ибо это мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав всех законы эти и скажут: как мудр и разумен народ, этот великий народ.
Ибо кто народ великий, к которому Эло'им близки, как Ашем Эло'им наш, при всяком взывании нашем к Нему?
И кто такой народ великий, у которого законы и суды справедливые, как вся Тора эта, которую я даю вам сегодня.

Вроде бы никогда народы не выражали особого восхищения законами Торы. Они принимали общегуманитарный смысл "Моисеева закона", но отвергали все еврейское в нём. Для них это всегда выглядело ложным.
Только при царе Соломоне, после построения Иерусалимского Храма, народы мира с восторгом смотрели на Израиль. На святость и благосостояние его народа, и мудрость его государственного устройства. И только в этот период законы Торы были реализованы целиком - Тора справедлива, только когда она цельна. И становится ясной задача страны Израиля – это полная реализация Торы.

Затем Моше рассказывает о событиях исхода из Египта и о Даровании Торы. Он отмечает, что события эти беспрецедентны в человеческой истории.
И Моше раскрывает новому поколению всю глубину монотеизма через слова, которые стали важнейшей молитвой евреев "Шма Израэль".
6.4. Шма Исраэль Адонай Элоэну Адоной ахад.
(Слушай, Исраэль: Ашем - Эло'им наш, Ашем един!)
И люби Ашем, Эло'им твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем достоянием твоим.
И да будут речи эти, которые я заповедую тебе сегодня, на сердце твоем.
И внушай их сынам твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и поднимаясь...
Наверное, миллионы евреев произносят эту несложную молитву "Шма Израэль" каждый день. Но смысл ее очень глубокий и посвящены ей многие книги.
В ней Исраэль - это каждый еврей, который часть единого целого, названного народом Израиля.
Слушай Исраэль - постарайся понять, проникнись глубиной смысла, почувствуй всем сердцем.
Ашем, Эло'им наш - Ашем Единый.
Ашем выражает качество милосердия. Эло'им - качество суда. Но это всегда один Ашем, который един в двух своих качествах.
И сейчас Ашем, Эло'им наш. Но в будущем он станет Ашем Единый для всего человечества.

1 comment:

  1. Моше рабейну разложил слова с пророческой точностью.

    ReplyDelete