7.12. И будет: за то, что послушаете законы эти и будете хранить их - то будет хранить Ашем, Эло'им твой, для тебя союз и милосердие, о чем поклялся отцам твоим.
И будет любить тебя: и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, твой хлеб и вино твое, и масло твое, приплод скота и отар твоих на земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе.
Благословен будешь ты больше всех народов, не будет у тебя бесплодного и бесплодной, и также в скоте твоего.
И будет любить тебя: и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, твой хлеб и вино твое, и масло твое, приплод скота и отар твоих на земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе.
Благословен будешь ты больше всех народов, не будет у тебя бесплодного и бесплодной, и также в скоте твоего.
Слово Экев, хороший пример многогранности языка Торы и оно выбрано неслучайно.
Экев, переводят - "за то, что", "из-за", "причина", "последовательность", "пятка"..
Экев, переводят - "за то, что", "из-за", "причина", "последовательность", "пятка"..
И общий смысл: За то, что послушаетесь вы законов этих, даст Ашем добро вам на земле этой, иначе...
Рассмотрим смысловой вектор слова экев, как "пятка".
Рассмотрим смысловой вектор слова экев, как "пятка".
Раши объясняет, что Моше просит серьезно относиться к самым простым заповедям, которые человек часто топчет своей пяткой. Имеются ввиду, например, заповеди об отношениях человека к своему близкому. И если исполните хотя бы это, то будет вам хорошо.
Но пятка в Торе имеет гораздо более широкий смысл, который позволяет глубже раскрыть смысл слов Моше.
Например, нахальный змей, соблазнивший Хаву съесть яблоко. Это о нём: "ты будешь разить его в голову, а он разить тебя в пятку".
Змей - символ нашего дурного начала, наши дурные привычки, иллюзии, гордыня... И как бы человек не пытался "поразить их в голову", обращаясь к логике, здравому смыслу и голосу рассудка, у него все равно остается одно особо слабое место, своеобразная "ахиллесова пята". Пятка и это наша способность двигаться, но сама по себе она ничего не может.
Например, нахальный змей, соблазнивший Хаву съесть яблоко. Это о нём: "ты будешь разить его в голову, а он разить тебя в пятку".
Змей - символ нашего дурного начала, наши дурные привычки, иллюзии, гордыня... И как бы человек не пытался "поразить их в голову", обращаясь к логике, здравому смыслу и голосу рассудка, у него все равно остается одно особо слабое место, своеобразная "ахиллесова пята". Пятка и это наша способность двигаться, но сама по себе она ничего не может.
И смысловая цепочка "голова - пятка", как связь самого верхнего и самого нижнего говорит нам: "если послушаетесь вы законов этих, то..." будет ваша пятка способна двигаться туда, куда ей прикажет голова.
И наше поколение также называется поколение пятки. Мы - последняя деталь на теле исправленного Адама, который суть - народ Израиля.
Потому экев, это ещё и обращение Моше, через века, к нашему поколению.
Тора ассоциирует пятку с нашим праотцом Яаковым, который рождается, держась за пятку Эйсава. И само его имя однокоренное с экев.
Потому экев, это ещё и обращение Моше, через века, к нашему поколению.
Тора ассоциирует пятку с нашим праотцом Яаковым, который рождается, держась за пятку Эйсава. И само его имя однокоренное с экев.
Эсав - это хозяин материального мира. Яаков - духовного... И Яаков, держащийся за пятку Эсава, - это соединение двух крайних точек, высшей и низшей, что означает абсолютную целостность и завершенность, иначе говоря, проникновение Божественности в материю. И задачей нашего поколения замкнуть эту цепь. Но для этого нужно делать хоть что-то.
И ещё. Числовое значение слова "экев" равно 172. Из такого же количества слов состоит текст Десяти заповедей. Отсюда связь между соблюдением законов Торы и благами, обещанными Ашем.
8.10. И будешь есть и насытишься, и благословишь Ашем, Эло'им твоего, за страну хорошую, которую дал тебе. Берегись, чтобы не забыл ты Ашем, Эло'им твоего, не храня заповеди Его и суды Его, и законы Его, которые я приказываю тебе сегодня.
... И возвысится сердце твое, и забудешь Ашем, Эло'им твоего, который вывел тебя из земли Египет, из дома рабов.
..И скажешь ты в сердце твоем: сила моя и мощь руки моей сделали мне богатство это.
И помни Ашем, Эло'им твоего, что Он дает тебе силу делать богатство, чтобы исполнить завет Свой, о чем клялся Он твоим отцам, как сей день.
8.10. И будешь есть и насытишься, и благословишь Ашем, Эло'им твоего, за страну хорошую, которую дал тебе. Берегись, чтобы не забыл ты Ашем, Эло'им твоего, не храня заповеди Его и суды Его, и законы Его, которые я приказываю тебе сегодня.
... И возвысится сердце твое, и забудешь Ашем, Эло'им твоего, который вывел тебя из земли Египет, из дома рабов.
..И скажешь ты в сердце твоем: сила моя и мощь руки моей сделали мне богатство это.
И помни Ашем, Эло'им твоего, что Он дает тебе силу делать богатство, чтобы исполнить завет Свой, о чем клялся Он твоим отцам, как сей день.
Экев, это обращение к нам, в наше время, время наивысшей активности человека, как преобразователя мира. И гордость евреев своими успехами, успехами Израиля, успехами знаменитых евреев в мире - является скрепляющим всех нас материалом.
Это нормально, если только постоянно осознавать, что всё это дано нам от Творца. Что это часть его плана, в котором на первые роли в его сценарии выводится его народ. И когда артист гордится успехами своего персонажа, то не смешно ли это. И поэтому всегда надо помнить, что есть высшая сила, управляющая всем в мире, и она - источник твоей энергии. И наша работа в том, чтобы приложить усилия, для реализации своего таланта, дарованного нам Ашем.
Но своими моральными достоинствами мы никак не можем гордиться , потому что, ни нам о них судить.
Но своими моральными достоинствами мы никак не можем гордиться , потому что, ни нам о них судить.
9.5. Не за праведность твою и прямоту сердца твоего ты приходишь овладеть их землей, но за нечестие этих племен Ашем, Эло'им твой, изгоняет их пред тобою, и чтобы исполнить слово, каким клялся Ашем твоим отцам, Аврааму, Ицхаку и Яакову.
И знай, что не за праведность твою Ашем, Эло'им твой, дает тебе эту добрую землю во владение ею; ибо народ жестоковыйный ты.
Помни, не забудь, как сердил ты Ашем, Эло'им твоего, в пустыне
И знай, что не за праведность твою Ашем, Эло'им твой, дает тебе эту добрую землю во владение ею; ибо народ жестоковыйный ты.
Помни, не забудь, как сердил ты Ашем, Эло'им твоего, в пустыне
"Народ жестоковыйный" - это наша национальная черта. Здесь это звучит как порицание - уж больно вы все о себе хорошего мнения, слишком много в вас лишней гордыни.
9.10. Строптивы были вы перед Ашем с того дня, как я узнал вас.
Эта особенность евреев - строптивость, тяжелое принятие другого мнения, раздражала и Моше. Но так ли это плохо, и не таковыми хотел ли видеть нас сам Ашем. Можно ли жаловаться на сталь, что она плохо гнётся.
Но именно жестоковыйность, упрямство помогло евреям выжить в галуте и сейчас ставит их постоянно на передний край. Евреям до всего есть дело. Они вперед идущие, открывающие новые пути в этом мире.
9.10. Строптивы были вы перед Ашем с того дня, как я узнал вас.
Эта особенность евреев - строптивость, тяжелое принятие другого мнения, раздражала и Моше. Но так ли это плохо, и не таковыми хотел ли видеть нас сам Ашем. Можно ли жаловаться на сталь, что она плохо гнётся.
Но именно жестоковыйность, упрямство помогло евреям выжить в галуте и сейчас ставит их постоянно на передний край. Евреям до всего есть дело. Они вперед идущие, открывающие новые пути в этом мире.
No comments:
Post a Comment