Thursday, August 9, 2012

Дварим. Экев.

7.12. И будет: за то, что послушаете законы эти и будете хранить их - то будет хранить Ашем, Эло'им твой, для тебя союз и милосердие, о чем поклялся отцам твоим.
И будет любить тебя: и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, твой хлеб и вино твое, и масло твое, приплод скота и отар твоих на земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе.
Благословен будешь ты больше всех народов, не будет у тебя бесплодного и бесплодной, и также в скоте твоего.

Слово Экев, хороший пример многогранности языка Торы и оно выбрано неслучайно.
Экев, переводят - "за то, что", "из-за", "причина", "последовател
ьность", "пятка"..
И общий смысл: За то, что послушаетесь вы законов этих, даст Ашем добро вам на земле этой, иначе...
Рассмотрим смысловой вектор слова экев, как "пятка".
Раши объясняет, что Моше просит серьезно относиться к самым простым заповедям, которые человек часто топчет своей пяткой. Имеются ввиду, например, заповеди об отношениях человека к своему близкому. И если исполните хотя бы это, то будет вам хорошо.
Но пятка в Торе имеет гораздо более широкий смысл, который позволяет глубже раскрыть смысл слов Моше.
Например, нахальный змей, соблазнивший Хаву съесть яблоко. Это о нём: "ты будешь разить его в голову, а он разить тебя в пятку".
Змей - символ нашего дурного начала, наши дурные привычки, иллюзии, гордыня... И как бы человек не пытался "поразить их в голову", обращаясь к логике, здравому смыслу и голосу рассудка, у него все равно остается одно особо слабое место, своеобразная "ахил
лесова пята". Пятка и это наша способность двигаться, но сама по себе она ничего не может.
И смысловая цепочка "голова - пятка", как связь самого верхнего и самого нижнего говорит нам: "если послушаетесь вы законов этих, то..." будет ваша пятка способна двигаться туда, куда ей прикажет голова.
И наше поколение также называется поколение пятки. Мы - последняя деталь на теле исправленного Адама, который суть - народ Израиля.
Потому экев, это ещё и обращение Моше, через века, к нашему поколению.
Тора ассоциирует пятку с нашим праотцом Яаковым, который рождается, держась за пятку Эйсава. И само его имя однокоренное с экев.
Эсав - это хозяин материального мира. Яаков - духовного...  И Яаков, держащийся за пятку Эсава, - это соединение двух крайних точек, высшей и низшей, что означает абсолютную целостность и завершенность, иначе говоря, проникновение Божественности в материю. И задачей нашего поколения замкнуть эту цепь. Но для этого нужно делать хоть что-то.

И ещё. Числовое значение слова "экев" равно 172. Из такого же количества слов состоит текст Десяти заповедей. Отсюда связь между соблюдением законов Торы и благами, обещанными Ашем.

8.10. И будешь есть и насытишься, и благословишь Ашем, Эло'им твоего, за страну хорошую, которую дал тебе. Берегись, чтобы не забыл ты Ашем, Эло'им  твоего, не храня заповеди Его и суды Его, и законы Его, которые я приказываю тебе сегодня.
... И возвысится сердце твое, и забудешь Ашем, Эло'им твоего, который вывел тебя из земли Египет, из дома рабов.
..И скажешь ты в сердце твоем: сила моя и мощь руки моей сделали мне богатство это.
И помни Ашем, Эло'им твоего, что Он дает тебе силу делать богатство, чтобы исполнить завет Свой, о чем клялся Он твоим отцам, как сей день.

Экев, это обращение к нам, в наше время, время наивысшей активности человека, как преобразователя мира. И гордость евреев своими успехами, успехами Израиля, успехами знаменитых евреев в мире - является скрепляющим всех нас материалом.
Это нормально, если только постоянно осознавать, что всё это дано нам от Творца. Что это часть его плана, в котором на первые роли в его сценарии выводится его народ. И когда артист гордится успехами своего персонажа, то не смешно ли это. И поэтому всегда надо помнить, что есть высшая сила, управляющая всем в мире, и она - источник твоей энергии. И наша работа в том, чтобы приложить усилия, для реализации своего таланта, дарованного нам Ашем. 
Но своими моральными достоинствами мы никак не можем гордиться , потому что, ни нам о них судить.

9.5. Не за праведность твою и прямоту сердца твоего ты приходишь овладеть их землей, но за нечестие этих племен Ашем, Эло'им твой, изгоняет их пред тобою, и чтобы исполнить слово, каким клялся Ашем твоим отцам, Аврааму, Ицхаку и Яакову.
И знай, что не за праведность твою Ашем, Эло'им твой, дает тебе эту добрую землю во владение ею; ибо народ жестоковыйный ты.
Помни, не забудь, как сердил ты Ашем, Эло'им твоего, в пустыне
"Народ жестоковыйный" - это наша национальная черта. Здесь это звучит как порицание - уж больно вы все о себе хорошего мнения, слишком много в вас лишней гордыни.
9.10. Строптивы были вы перед Ашем с того дня, как я узнал вас.

Эта особенность евреев - строптивость, тяжелое принятие другого мнения, раздражала и Моше. Но так ли это плохо, и не таковыми хотел ли видеть нас сам Ашем. Можно ли жаловаться на сталь, что она плохо гнётся.
Но именно жестоковыйность, упрямство помогло евреям выжить в галуте и сейчас ставит их постоянно на передний край. Евреям до всего есть дело. Они вперед идущие, открывающие новые пути в этом мире.





No comments:

Post a Comment