Thursday, August 16, 2012

Дварим. Рээ.

В предыдущей главе Экев, Моше объяснял причинно-следственную связь между соблюдением законов Торы и благами, обещанными Ашем Израилю.
Наша глава Рээ ("смотри") продолжает эту тему, но уже белее детально.

11.26. Смотри, я даю пред вами сегодня благословение и проклятие. 
Благословение, если послушаете мицвот Ашем, Эло'им вашего, которые я приказываю вам сегодня;
И проклятие, если не послушаете мицвот Ашем, Эло'им вашего, и уклонитесь от пути, который я приказываю вам сегодня - ходить за Эло'им другими, которых не знали вы.
Моше говорит народу Исраэля, смотри перед тобой лишь два пути: путь благословления и путь проклятия. И каждый решает для себя, жить ему в Эрец Кнаан по приказам Торы - и этот путь благословения. Или жить по прихотям своих желаний. Причем получение благословления предполагает, что будет тебе хорошо во всех твоих путях без особых твоих усилий.
Проклятие же, означает, что каждое твое мероприятие будет приносить тебе сплошные проблемы. И в этом суть данной тебе свободы выбора.

11.29 И будет: когда приведет тебя Ашем, Эло'им  твой, в страну, в которую ты приходишь наследовать её, то дашь благословение на горе Гpизим, а проклятие на горе Эйваль.
Ведь они на стороне Иордана, за дорогой захода солнца, в стране Кнаани, обитающего в степи, напротив Гильгаля, у дубрав Морэ.
Потому что вы переходите Иордан, чтобы наследовать страну...

Переход через Иордан - это переход к качественно новому уровню в отношениях народа Исраэля и Ашем. И для поддержания этих новых отношений должен быть заключен новый Союз между ними.
И если сорок лет назад на Синае был заключён Союз между Ашем и всем народом, как бы вслепую - "сделаем и будем понимать", то новый Союз заключается с народом, как сообществом сознательных индивидуумов.
И само действие строится иначе. Тогда, на Синае, весь народ стоял внизу и слушал речения с вершины. Сейчас – шесть колен должны расположиться на горе Гризим, шесть – на горе Эйваль, а колено левитов будет между ними, в месте Шхем. То есть сегодняшний выбор каждый делает, преодолев большой подъем, стоя на вершине, когда выше – только небо.
Но описание, где расположены эти горы очень непонятное. И оказывается есть два Гильгаля и две пары гор Гpизим и Эваль - одни Гpизим и Эваль находится возле Шхема, другие возле Йерихона.
И Моше говорит нам - если ваше сознание находится на уровне Эрец Исраэль, то Союз должен заключаться в центре Эрец Исраэль, на берегу Иордана.
Если же у вас сил лишь на овладение Эрец Кнаан, то Союз будет заключен напротив Гильгаля  у города Шхем.
Уровень Эрец Исраэль относится к будущим временам, когда Израиль расселится и достигнет покоя по обе стороны Иордана, и тогда будет заключен новый Союз в степи, напротив Гильгаля у Иерехона.

Но законы Торы в Эрец Кнаан не для скручивание рук, а для свободной, полной, успешной жизни.

12.7 И ешьте там пред Ашем, Эло'им вашим и радуйтесь любым своим занятиям - вы, и дома ваши, которыми благословил тебя Ашем, Эло'им твой. Не делайте более так, как мы всё время делаем здесь сегодня; каждый всё, что правильно в его глазах.
Жизнь должна быть полной и радостной, только береги себя, чтобы не делать вопреки законам Ашем. И в главе идет разговор о главных законах Ашем для Израиля. И они поражают своей простотой, хотя очень необычны в глазах других народов, например:
- Ешь только кошерных животных, но не ешь никакой их крови.
- Отделяй десятину от своего урожая для коэнов, протягивай руку нищему и помогай Левитам.
- В седьмой год, год Шмиты, отпусти раба своего, и рассчитайся с ним, и дай ему подарки. В год Шмиты прощаются все долги ближнего своего и брата своего.
- Три раза в году в праздники Песах, Шавуот и Сукот все мужское население должно принести от своего урожая в место, которое изберет Ашем (Храм).

14.1. Сыны вы Ашем, Эло'им вашему - не делайте на себе надрезов и не делайте плеши меж ваших глаз по умершему.
Ибо народ святой ты для Ашем, Эло'им твоего, и тебя избрал Ашем быть ему народом, достоянием из всех народов, которые на лице земли.

- подчёркивается особая святость народа Израиля, который для народов мира становятся "коэнами человечества". И требования здоровья и цельности сформулированные в Ваикра для коэнов, распространяются сейчас на весь народ. Поэтому следует беречь своё тело и не наносить себе никакие надрезы и наколки.


Прошлогодний обзор главы Рээ здесь.

No comments:

Post a Comment