Thursday, July 26, 2012

Дварим. Дварим.

Дварим - значит 'слова'. Книга Дварим - это слова Моше, разъясняющие законы Торы евреям перед переходом через Иордан в Эрец Кнаан.
Мы помним, что Моше был косноязычен и в обращениях с сынами И
сраэля Аарон был его голосом. И наши учителя объясняют, что косноязычие ему было положено на время Дарование Торы, дабы не было и малейшего подозрения, что Моше говорит Тору своими словами.   
Но в конце пути, после смерти Аарона, Ашем возвращает ему чистоту речи.
И тогда все его упреки и наставления становятся всем понятны и доступны.
Моше выстраивает свои слова в речи, чтобы они вошли в сознание всего народа Изра
иля на все поколения.
Но слово 'Дварим', это также жесткие речи, слова порицания. Моше будет вспоминать все трагические моменты происшедшие с нами в пустыне, потому что это были упущенные возможности исправления мира.
1.1. Вот слова, какие говорил Моше всему Исраэлю на берегу Иордана: в пустыне, в степи, напротив Суфа, между Паран, и между Тофель и Лаваном, и Хацэрот, и Ди-Заав.
Одиннадцать дней пути от Хорева через гору Сеир до Кадеш-Барнеа.
И было в сороковом году, в одиннадцатом месяце, в первый (день) месяца говорил Моше сынам Исраэля, во всем, как повелел Ашем ему о них
.
Названия этих мест, скорее не географические, а символические названия промахов Израиля:
Суф - ссора у Тростникового моря (Шмот. Бэшалах 15.24);
Паран - ужасная история с разведчиками (Бамидбар. Шлах);
Хацэрот - история с Корахом (Бамидбар. Корах);
Ди-Заав - золотой теленок (Шмот. Ки Тиса).

Их перечисление - это упреки Моше евреям, но они все же прошли пустыню. Пусть не за 11 дней, а за 40 лет. И все же.
И говорит Раши о "Ди-Заав" - нет такого места. А это просто означает "слишком много золота". Моше упрекает самого Ашем, что он дал евреям слишком много золота при выходе из Египта, и это было неоправданно большим испытанием для них.
1.3. И вот, в сороковом году, в одиннадцатом месяце, в первый день месяца, говорил Моше сынам Исраэля обо всем, что приказал Ашем ему для них.
После того, как разгромил он Сихона, царя Эмореев, который жил в Хешбоне, и Ога, царя Башана, который жил в Аштароте, в Эдреи, по ту сторону Иордана, в стране Моав, начал Моше разъяснять учение это, сказав:...
После победы над царями Сихона и Ога и захвата их земель, Израиль утвердился как государство на восточном берегу Иордана. И на этой части земли Израиля и начал Моше разъяснять Тору. И тогда Тора принимает форму национальной конституции народа Израиля.
За 40 лет жизни в пустыне  народ Израиля сильно обновился, и теперь мало кто помнил события исхода и смог бы их полностью осознать.
И Моше, как мудрец, пророк и царь Израиля, в конце своего пути (за месяц и 7 дней до своей кончины),  переосмыслив пережитые им события, сам должен объяснить Тору своему народу.
Поэтому книгу Дварим ещё называют Мишнэ-Тора - повторение Торы.
Первые 4 книги Торы - это слова Ашем, которые записал Моше.
Слова Ашем - это многомерная математическо-лингвистическая форма передачи информации, построенная на особенностях языка иврит.
Но это и язык глубоких символических образов, для постижения которых требуются большие интеллектуальные и духовные усилия целых поколений знатоков Торы. И поэтому, каждый изучающий Тору способен увидеть в ней только те её грани, которые доступны на его интеллектуальном и духовном уровнях.
Но в Дварим, Моше компилирует Тору в пространственно-временную структуру, доступную для нашего понимания. И тогда его слова Торы позволяют также отразить все периоды истории еврейского народа до конца времён.
1.6. Ашем, Эло'им наш, говорил нам на Хорэве сказав: Довольно вам сидеть у горы этой!  Обратитесь и отправляйтесь в путь, и идите к горе эмори и ко всем соседям его на равнине, на горе и в низине, и на юге, и на побережье морском, на землю кенаани и к Леванону до потока великого, потока Прат.
Смотри, Я дал пред вами землю. Идите и владейте землей, о которой клялся Господь вашим отцам, Аврааму, Ицхаку и Яакову, дать им и семени их за ними.
Моше начинает разговор не с Исхода и Синая, а с главной цели создания Творцом народа Израиля - владение ими Эрец Исраэль (его границы указаны здесь значительно шире, чем Эрец Кнаан).
Затем Моше вспоминает о времени, когда он организовывал систему судебной власти. Потому что государство может существовать только, имея инструмент судебной власти.
1.21. Смотри: дал Ашем, Эло'им твой, пред тобою землю. Взойди, овладей, как говорил Ашем, Эло'им отцов твоих тебе - не трепещи и не страшись!
И приблизились ко мне все вы и сказали: Пошлем мужей пред собою, и они разведают нам землю и принесут нам ответ, что до пути, по которому нам восходить, и что до городов, к каким нам идти.
И хорошо в глазах моих было это, и взял я из вас двенадцать мужей, по одному от колена.
И обратились они, и взошли на гору, и дошли до долины Эшкол, и высмотрели ее.
И взяли они в руки свои от плодов земли, и снесли к нам, и доставили нам ответ, и сказали: Хороша земля, которую Ашем, Эло'им наш, дает нам.
Но не пожелали вы подняться и воспротивились устам Ашем, Эло'им вашего.
...Также и на меня прогневался Ашем из-за вас, говоря: И ты не придешь туда
.
Сейчас история с разведчиками, в устах Моше звучит совсем по-другому, чем в кн. Бамидбар. Моше всё дает в ретроспективе.
Если раньше он видел главным - получение Торы, учебу и воспитание народа.
То сейчас, он стал мудрее, и видит, что это была ошибочная ориентация вождей Изра
иля. Что получение Торы не есть центральное событие.
Но, начиная с ухода от Синая, главное - это страна Эрец Исраэль.
Заметим, что в его словах нет ни слова о самих разведчиках и их плохих словах о земле Кнаан. Вся вина возлагается на народ в целом и на его руководителей, в первую очередь. И теперь везде Моше будет обращаться к народу Израиля, как к одному человеку. Целостному и устремленному в будущее.
И даже через три тысячи лет евреи говорят: это мы стояли у Синая, это мы не захотели войти в Эрец Исраэль, это мы виноваты в разрушении храмов...
А о хорошем, что много говорить, это норма, ею ли похваляться.

No comments:

Post a Comment