Thursday, July 5, 2012

Бамидбар. Балак.

22.1.  И двинулись сыны Исраэля, и расположились станом в степях Моава по ту сторону Йардена против Йерехо.
И видел Балак, сын Ципора, все, что сделал Израиль эмореям. И устрашился Моав народа сего, ибо многочислен он; и опротивело Моаву из-за сынов Израиля. И сказал Моав старейшинам Мидиана: теперь объест народ этот все вокруг нас, как поедает бык зелень полевую. А Балак, сын Ципора – царь Моава во время то.

Это весьма необычная глава. Здесь впервые Тора рассказывается о колдунах и их мистических приемах.
Напомню краткое содержание главы.
Балак, царь Моава, обратился к Мидьянскому пророку Биламу с просьбой проклясть евреев, стан которых расположился у его границ.
Несмотря на запрет Эло'им, Билам оседлал свою ослицу и отправился к Балаку. По дороге ангел Ашем трижды преграждал путь Биламу, ехавшему на ослице. И когда, наконец, Билам увидел ангела, тот предупредил его о недопустимости проклятий Израиля и приказал ему говорить лишь то, что ангел положит ему на его уста. И в результате Билам трижды пытался изречь проклятия, но все три раза его уста изрекали только благословения.
И чтобы задобрить возмущенного Балака, он подговаривает его подослать моавских девиц к лагерям станов Исраэля, чтобы попытаться развратить Израиль и таким образом навести на него гнев их Эло'им.
И только вмешательство Пинхаса, сына Элазара, предотвращает мор, который поразил уже 24 тыс. сынов Исраэля.
Теперь рассмотрим наших героев повнимательней.
Глава названа именем моавского царя Балака сына Ципора. За что ему такая честь.
Имя Балак означает опустошитель, истребитель. И Ципор - это не имя его отца, а это птица, использованная для гадания и предсказаний. Балак, великий колдун и астролог, сын школы оккультных наук "Ципоры".
Он из мидьян, но моавитяне поставили его своим царём, чтобы он с помощью своих колдовских чар смог защитить их. Но не нашел Балак звезды Израиля на небосводе, дабы воздействовать на неё. И потому говорится в Торе: "Вот, народ этот отдельно живет и между народами не числится". Вот он - есть, но его нет на звездной карте 70 народов мира. Корень всех еврейских душ, своего будущего народа,  Ашем поместил над этой астрологической системой, под прямым своим управлением.  
Балаку этот уровень недоступен.
И "опостылела жизнь Моаву из-за Сынов Израиля".
Но такими же словами говорилось и о египтянах (Шемот, гл. 1.12), и были эти слова на устах пуремского Амана, и в разных вариантах эти слова звучат у всех народов до сегодняшнего дня. И в них корень антисемитизма. Такое состояние отрицания Израиля народами мира Балак смог внедрить на уровне их ангелов. Отсюда иррационализм антисемитизма.
В нём страх людей перед новым и им абсолютно не понятным, страх перед непостижимым для них моральным уровнем Израиля. Такая высота заставляет людей меняться, делать интеллектуальные усилия, и это выводит их из себя. И потому Балак - это символ антисемитизма, сил неприятия моральных принципов, спускаемых Ашем в этот мир.
И это та сила, которая переводит евреев в состояние овцы среди 70 волков, когда само её выживание, уже вечное чудо и целиком зависит от Ашем. И время от времени Ашем буквально выдергивает бедную овечку из пасти зубастой и этим проявляет себя миру.
Но именно такая организация мира и была задумана Творцом. Потому Балак и стал одним из его героев, выполнив возложенную на него столь важную миссию. Зло и добро, которые на уровне Творца неразличимы.

И зовёт Балак мага и пророка Билама, способного повлиять на энергии метафизического уровня, а это уровень слов и огромных духовных усилий.
22.5. И послал Балак послов к Биламу, сыну Беора, в Птор, сказав: вот, народ вышел из Египта; вот покрыл глаз земли, и сидит напротив меня.
А сейчас, пойди пожалуйста, прокляни мне народ этот, ибо он сильнее меня... ведь я знаю: кого ты благословишь, тот благословен, а кого проклянешь, тот проклят...
22.21. И поднялся Билам утром, и оседлал он ослицу свою, и пошел он с князьями Моава.
Но похожее мы читали в Берейшит 22.3, когда Авраам собирался вознести своего сына Ицхака на жертвенник:  "И поднялся Авраам рано утром, и оседлал своего осла, и взял двух отроков с собой".
В этой внешней схожести действий Авраама и Билама, показаны намерения Билама, его прием проникновения в метафизические среды - повторяя действия прошлого, он пытается войти в это прошлое и исправить его по своему понятию. Например, помешать Аврааму найти место жертвенника или уничтожить Ицхака, и таким образом изменить историю евреев. Ведь на метафизическом уровне нет понятия времени, а есть причинно-следственная связь (Такой прием часто используют фантасты в своих произведениях).
Но, нужно отметить разницу в сборах Билама и Авраама.
1 - Билам поднялся утром, а Авраам поднялся рано утром -  он уже опоздал.
2 - Билам оседлал ослицу, а Авраам оседлал осла.
Осел (хомор) созвучно с материя. Авраам обуздал, подчинил материю своему высокому духу. 
Ослица (атон) корень слова таава - сладострастие. Билам оседлал ослицу ради своих эгоистических желаний.
На такой ослице далеко в метафизическое прошлое не уедешь.

22.22. И воспылал гнев Эло'им, что пошел он, и стал ангел Ашем на дороге помехой ему, а едет на ослице своей, и два отрока его с ним.
И увидела ослица ангела Ашем, стоящего на пути, и меч его обнаженный в руке его, и свернула ослица с дороги, и пошла по полю. И бил Билам ослицу, чтобы возвратить ее на дорогу.
И стал ангел Ашем на тропе меж виноградников, ограда с одной стороны и ограда с другой. И увидела ослица ангела, и прижалась к стене, и прижала ногу Билама к стене, и снова он бил ее.
И вновь перешел ангел, и стал в месте узком, где нет пути уклониться вправо или влево. И увидела ослица ангела Ашем, и легла она под Биламом; и воспылал гнев Билама, и бил он ослицу палкой.
Три пути перекрыл ангел Ашем биламовской ослице. Три пути - это три основы Израиля, которые хотел поразить Билам.
Авраам - хесед, уровень милосердия, и путь её не ограничен, можно пойти и вправо и влево.
Ицхак - гвура, уровень суда, ограничения. Для биламовской ослице мала тропа, чтобы свернуть: и прижала ногу Билама к стене.
И Яаков - тиферет, гармония, равновесие. Некуда уже ослице свернуть. Все пути в прошлое, настоящее и будущее для Билана перекрыты. И легла ослица под Биламом.
И он становится игрушкой в руках Ашем. И тогда вместо проклятий Израиля, из уст его выходят лишь благословения Израиля на всех трёх уровнях времени.

No comments:

Post a Comment