Thursday, July 12, 2012

Бамидбар. Пинхас.

25.1 И поселился Исраэль в Шитим, и начал народ развратничать с дочерьми Моава.
И звали они народ на трапезы жертвенные своим Эло'им, и ел народ, и поклонялись перед Эло'им их.
И прилепился Исраэль к бааль-пэору, и воспылал гнев Ашем против Исраэля...

Бааль-пэор мидьнский идол, которому все коллективно поклоняются и перед ним опорожняются или что-то в этом роде. Его лозунг - мы все одинаковые, все равные в своём естестве, все от обезьяны и потому стыд нам чужд.
Вносить такое в Израиль, означает нивелировать всю систему его ценностей - структуру семьи, морали, отказаться от законов Торы.
И начался мор в среде Израиля.
25.6. И вот некто из сынов Исраэля пришел и привел к братьям своим Мидьянку на глазах у Моше и на глазах у всей общины сынов Исраэля, и они плакали у входа в шатер собрания.
И увидел Пинхас, сын Эльазара, сына Аарона-коэна, и встал он из среды общины, и взял он копье в руку свою,
И вошел вслед за Мужем Исраэля в шатер, и пронзил обоих: Мужа Исраэля и женщину в чрево ее, и остановился мор у сынов Исраэля.
И было умерших от мора двадцать четыре тысячи.
... А имя мужа из Исраэля, убитого, который был убит с мидьянкой, Зимри, сын Салу, предводитель отчего дома от Шимони.
А имя убитой мидьянки, Козби, дочь Цура, - глава родов дома отца в Мидьяне он.

Вот такое глупство перед самым входом в Эрец Кнаан. Но по сюжету это событие, очень похоже на события похищения Дины - дочери Яакова (Берейшит 33.18): И пришел Яаков в город Шхем и расположился перед лицом города. И вышла Дина, и увидел её Шхем и взял её и лежал её и мучал её.
И взяли Шимон и Леви мечи свои, и пришли в город уверенно, и убили всех мужчин, и взяли Дину из дома Шхема и вышли.
И там и тут - Яаков-Исраэль шел и остановился, устал, не дойдя до цели своего похода и тогда несчастья наваливаются на него.
И там и тут соединяются два фанатика - Шимон и Леви, которые подчиняются только своим горячим сердцам. Но если в истории с Диной их фанатизм был направлен во имя восстановление чести семьи Яакова, то в нашей главе они восстали друг против друга.
Зимри на глазах у всей общины объявляет открытый разврат с мидиянкой, полагая, что так он остановит мор в своём колене.
Но взрыв левита Пинхаса, убившего Зимри, был во имя спасения всего Израиля. Он шел на явное самоубийство и только вмешательство Ашем спасает его и от расправы. Ашем заслоняет его и дает ему свой вечный союз - Шалом.
25.13. И будет ему и потомству его после него заветом коэнства вечным, за то, что ревновал он за Эло'им своего и искупил сынов Исраэля.
Это было последнее испытание народа перед входом в эрец Кнаан:  найдётся ли кто-нибудь в среде общины Израиля, кто без оглядки кинется на защиту национальных идеалов. И Пинхас был тем, кто сделал это. И он стал примером для будущих героев, например, Маковеев. Общество долго не протянет без людей, готовых без оглядки на законы и логику, броситься на защиту своих идеалов.
И потому глава названа именем Пинхас - он показатель зрелости народа Израиля, его готовности начать новую жизнь среди народов мира и умения отстоять свои духовные ценности, когда это необходимо.
И если посмотреть на героев Торы, чьими именами мудрецы отметили некоторые её главы, то вырисовывается интересная схема.
Ноах, Сара, Итро, Корах, Билам, Пинхас - Все они символы, которыми отмечены ключевые функции на схеме творения.
Ноах - прародитель всех 70 народов мира.
Сара - праматерь еврейского народа, его женское начало.
Итро - символ тех людей из народов мира, которые желают присоединиться к евреям (геры).
Корах - символ новых идей, будоражащих общину Израиля. Его энергия может и разрушить, и создать. Но это всегда прогресс.
Балак - символ антисемитизма. Заслон между народами мира и еврейским народом. Только те, кто спалит в себе антисемитизм, смогут быть приобщены к живым еврейским идеалам. Попытка обойти этот заслон, похожа на желание человека переплыть реку с пудовыми гирями на ногах. Например, христианство вместо присоединения к живому еврейскому народу, сохранило в себе антисемитизм и получила мертвый идеал, которому поклоняется доныне.
И, наконец, Пинхас, которому Ашем даровал коэнство навеки. Он несет в себе положительную энергию вечного народа, его мужскую составляющую.
И тогда Сара и Пинхас, это -(минус) и +(плюс) того генератора духовной энергии мира, который называется Израиль.
Вернёмся к нашей главе.
25.16. И говорил Ашем Моше сказав:
Враждуй с Мидьяним, и поразите их!  Ибо враждебны они против вас в деле пэора и в деле Козби.
Всё началось с Моава, но поразить надо Мидьян. Хотя Ашем запретил Израилю воевать с Моавом, у Моава был страх перед Израилем. Это страх быть разорёнными и ограбленными (в разных смыслах), и потому они хотели ослабить Израиль. И их можно понять.
Мидьян же никто не трогал. Но они подобно амалеку набросились на Израиль. И если амалек - это война на национальном уровне, то Мидьян хотел уничтожить Израиль на духовном уровне. И потому Ашем и приказывает поразить их и утвердить своё духовное превосходство над всякими там пэорами.
26.1. И было после мора. И сказал Ашем Моше и Эльазару, сыну Аарона-коэна :
Определите число всей общины сынов Исраэля от двадцатилетнего и старше по дому их отцов, всех идущих в войско в Исраэле.
Это очередной пересчет сынов Исраэля, перед переходом реки Иордан. Пересчет проводился в порядке размещения станов и внутри них по семьям из вошедших в Египет.
В Египет вошло 70 членов семьи Яакова. Они и составляют семьи, включенные в пересчет. Этот пересчет по семьям будет затем служить тем показателем, по которому будет делиться земля в эрец Кнаан. Но количество выделяемого семье надела земли будет зависеть от количества мужчин в семье, с которыми она сейчас финишировала. Интересно, что выделяемый надел определялся не столько площадью земли, сколько показателем её качества, его стоимостью.
И исчисленных сынов Исраэля было 601730. Это меньше, чем было после последнего пересчета, но все же больше минимальной составляющей в 600000, которые обеспечивают сынам Исраэля успех в любом благом начинании.
Только в таком когале еврейских душ явно пребывает Ашем.
Можно напомнить, что на момент войны за независимость 1949 года, в Израиле было чуть более 600000 евреев. А на период 6-ти дневной войны в Израиле было уже 600000 мужчин. И т.д.  

Далее Ашем назначает Иеошуа приемником Моше. Сам Моше в эрец Кнаан не войдёт.
27.18. И сказал Ашем Моше: Возьми себе Йеошуа Бин Нуна - Мужа, в котором дух, и возложи руку свою на него.
И поставь его пред Эльазаром-коэном и пред всей общиной, и дай ему повеление перед глазами их.
И дашь ему от величия своего на него, чтобы вся община сынов Исраэля слушала его.
... И сделал Моше, как приказал ему Ашем.
Прошлогодний обзор главы Пинхас здесь.



No comments:

Post a Comment