Thursday, July 19, 2012

Бамидбар. Матот.

Эта глава достаточно подробно рассматривалась в прошлогоднем её обзоре и здесь мы остановимся на нескольких интересных деталях.
30.2. И говорил Моше главам колен сынов Исраэля так: Вот слово, какое заповедал Ашем: 
Если кто-либо даст нэдер для Ашем или поклянется клятвою запретить запрет на душу свою, то не лишит он силы слова своего; во всем, как вышло из уст его, исполнит.
Мате (מוט) - колено Израиля (Матот- מטות "колена Израиля". Правильнее - ветвь Израиля).
Но "мате" - ещё и "посох" (מטה). Который есть символ судебной власти (его числовое значение 54 как и в слове дан - корень слова "судить").
Главы колен были судьями, и посох служил символом власти.
То есть понятие мате выражает отчасти сущность еврейской иерархии.
И Моше рассказывает эти законы о нэдерах (обетах) и клятвах, именно сейчас, перед входом в эрец Кнаан, где каждое слово действительно приобретает высокую силу.
И говорит он только с главами колен, потому что не следовало бы эти законы слушать всем, но только мудрецам. Лишь у них есть и функции отмены этих обетов. А простых людей эти законы могут лишь смущать. Ведь очень часто люди дают обеты в результате своего легкомыслия или каприза.
К тому же, сами главы колен, как и нынешние политики, часто много обещают, но мало что исполняют.
И все должны знать -  Не обещай попусту.
31.1. И говорил Ашем Моше так:
Соверши возмездие за сынов Исраэля над мидьяном; затем приобщишься к народу твоему.
И говорил Моше народу сказав: Снарядите из вас Мужей для войска, и будут они против Мидьяна - дать месть Ашем против Мидьяна.
Тысячу из колена, тысячу из колена - от всех колен Израиля пошлите для войска.
И были переданы из тысяч Исраэля по тысяче из колена - двенадцать тысяч снаряженных в войско
И послал их Моше, тысячу от колена, в войско,  и Пинхаса, сына Элазара-коэна, в войско, и предметы священные и трубы для трублеиия у него в руке.
И ополчились они на Мидьяна, как повелел Ашем Моше, и убили они всех мужчин.
И царей Мидьяна убили они вместе с павшими их Эви, и Рекема, и Цура, и Хура, и Реву - пять царей Мид'яна, и Билама, сына Беора, убили они мечом.
Ашем сказал: ...Соверши возмездие за сынов Исраэля над Мидьяном.
Но в обращение Моше к народу звучит: ...дать месть Ашем против Мидьяна.
И это несоответствие имеет тот смысл, что ненависть Мидьян к евреям, была только потому, что они евреи и у них Тора. И это ненависть к Торе, и потому это дело мести уже не только от Израиля, но и от Ашем.
"..затем приобщишься к народу твоему" - можно понимать, что Моше станет полноценной частью народа Исраэля, только когда отомстит Мидьяну.
Потому что была у Моше одна неправильность, которую он должен сам исправить - это его ошибочная духовная ориентация на Мидьян. Он там долго прожил и учился у Итро, оттуда его семья. Мидьян в глазах Моше выглядел намного выше духовно, чем евреи Египта в их рабском состоянии.
И через Мидьян, как потомков Авраама, ему виделась реализация Торы. И сейчас в конце пути, он сам должен уничтожить эти свои старые идеалы, и это будет его последнее исправление.
Итак на войну с Мидьяном Моше послал 12000 воинов.
Но интересная фраза: Тысяча из колена, тысяча из колена. Дважды по тысяче, т.е. 24000 воинов?
И объясняют учителя, что на тысячу солдат от каждого колена, ушедших на войну с Мидьяном, другая тысяча из того же колена осталась в тылу, чтобы молиться за победу. Другими словами, на одного фронтовика приходился один "солдат-ешиботник", который обеспечивал в этом тандеме духовное прикрытие. И здесь Тора устанавливает принцип построения войск для ведения войны - одни воюют, другие обеспечивают духовное прикрытие. И тогда:
31.49 ..И ни убыло из воинов ни одного.
Но ни мало ли 12000 воинов. Ведь Мидьян был большой народ. Посмотрите, было взято в плен только "из женщин, которые не знали ложа мужского, всех душ тридцать две тысячи". Это были маленькие девочки. Т.е. Мидьян был весьма многочисленен, но для войны с ними были отобраны только те, кто не согрешил с мидьнками. И потому на войну были призваны и левиты. И таких духовно чистых набралось 12000 * 2.
Напомню, что когда в сборах колен Израэля учавствует колено Леви, то колена Эфраима и Менаше выступают, как одно колено Йосэфа. Таким образом всегда колен 12.
В этой войне были убиты пять мидьянитских царей. Но пять царей победил и Авраам, когда ввязался с ними в войну, чтобы освободить Лота.
Все в Торе сплетено в красивый узор, несущий глубокий смысл и идеи.
И пять царей имеют некий духовный смысл, отображенный в их именах. И победа над ними внутри себя - это освобождения от старых догм и принятие нового взгляда на реальность.
Авраам в начале своей просветительской деятельности, вынашивал планы всемирного признания единого Творца. И только после разгрома им армий пяти царей, произошло изменение его взглядов, и Ашем пообещал Эрец Кнаан его потомкам на вечное владение. Показывая, что только через специально выделенную ветвь из его потомков, можно будет исправить мир.
У Моше были подобные идеи всеобщего исправления мира. Не потому ли за ним из Египта, вместе с сыновями Яакова, вышла огромная масса народа из египтян, вероятно, даже больше чем евреев.
И уничтожение пяти мидьянских царей и их духовного лидера - Бильяма, окончательно  отрывает Моше от его старых идей.

No comments:

Post a Comment