Wednesday, June 27, 2012

Бамидбар. Хукат.

Глава Хукат, наверное, самая насыщенная события глава Торы. 
Глава начинается законом о "красной корове", который был дан ещё при открытии храма, и затем переходит к событиям последнего года странствий евреев по пустыне.
19.1. И говорил Ашем Моше и Аарону сказав:
Это закон Торы, который приказал Ашем сказав: говори сынам Исраэля, чтобы взяли тебе телицу красную без изъяна, у которой нет увечья, на которой не было ярма
. И отдайте ее Эльазару-коэну, и выведет он ее за стан, и зарежет ее перед собой.
 ... А человек чистый соберет пепел коровы и положит вне стана на чистое место, дабы было это у общества сынов Исраэля на хранении для воды очистительной: это жертва грехоочистительная. И пусть собравший пепел коровы вымоет одежды свои; И нечист он до вечера.

Пепел красной коровы, растворенный в "живой воде", нужен был для очищение человека, который становится нечист от прикосновения к мертвому. И потому не может войти в храм. И тогда побрызгает чистый на нечистого в 3-й и 7-ой день и очистит его. Но сам чистый становится нечистым - и помоется в воде и будет чист вечером.
Хукат а-Тора - законы Торы, которые хука - не подлежат простому осмыслению.
Закон о красной корове, как видно из пасуков, содержит в себе внутреннее противоречие - вода с пеплом красной коровы очищает нечистого, но чистого, который этот пепел собрал или использовал, делает ритуально нечистым.
И ссылаются на царя Соломона, которому были понятны, как ему казалось, все законы Торы, кроме этого. Стараясь разобраться с законом о "красной корове", он понял, что до конца не понимает и остальные законы, да и вся Тора оказалась непостижима. Вся Тора - хука.
Получается, что в понимании закона о красной корове содержится ключ к правильному пониманию всей Торы. Но если это такой непостижимый хук, то и Тора никогда не будет нами постигнута. И каждый довольствуется теми крохами, которые нам кажутся, все же, понятны. И это есть наши индивидуальные уровни прочтения и постижения Торы. Кто более, кто менее, по способностям своим. Но сумма пониманий Торы всех поколений евреев, плюс современные технические исследования (коды Торы, математические исследования Торы и т.п.) могут приблизить нас к пониманию её сути. И когда-нибудь останется только синтезировать все знания нашего мира и события в нём происходящие, и выйти на уровень один. И тогда щёлкнет замочек, зазвенит звоночек и мир перейдёт в новое измерение своего бытия. Игра продолжается.

20.1. И пришли сыны Исраэля, вся община, в пустыню Цин в первом месяце, и остановился народ в Кадеш. И умерла там Мирьям, и погребена была там.
И не было воды для общины, и собрались они против Моше и против Аарона..
И говорил Ашем Моше сказав:  Возьми посох и собери общину, ты и Аарон, брат твой, и говорите скале на глазах у них, и даст она воды свои, и ты извлечешь для них воду из скалы, и напоишь ты общину и их скот.
И взял Моше посох, как повелел ему Ашем. И собрали Моше и Аарон общество пред скалою. И сказал он им: Внемлите же, строптивые! Из этой ли скалы извлечь нам для вас воду?! И поднял Моше руку свою, и ударил скалу своим посохом дважды, и вышло много воды, и пила община и их скот.

Прошло ещё 38 лет и умерло всё старое поколение, которому не разрешено было войти в землю Израиля. Но к старому поколению относятся и Моше, и Аарону, и Мирьям. И хотя женщин это, кажется, не касалось, но Мирьям была лидером женщин во всём народе, а для новой жизни старые лидеры уже не годились. Лишь Йеошуа и Калев войдут, как сказал Ашем.
Умерла Мирьям, и с ней пропала вода в источниках, которые появлялись на стоянках стана. Людей мучала жажда и они естественно пришли на Моше требовать воду. Они все чувствуют себя заложниками Моше. Он для них и царь, и бог... 
Но прочитаем это по-другому.
И произошло это в пустыне Цин. Цин, корень слова цон - прохладный. Евреи подошли к границам Эдома, а за ним уже Эрец Кнаан. И дальше новая жизнь. Страшно. Ведь их вырастили в пустыне и 40 лет народ живет лишь Торой. И теперь в них появилась цин - прохлада к дальнейшему продвижения к Кнаан, и потому опустились они до ссоры с Моше.
Вода - это символ Торы, источника знаний. Умерла Мирьям и пока Моше и Аарон долго оплакивали Мирьям, народ не мог сидеть без Торы. Людей мучала жажда знаний. И они собрались против Моше. И Моше должен был извлечь воду из скалы, сказав ей - голосом. Скала - это наши сильные желания, наше упрямство. И сейчас, когда люди взволнованы концом исхода, а Моше и Аарон смертью сестры, бить по скале, как бить по желаниям людей, своим посохом, а требовалось говорить с ними терпеливым голосом. Поддержи народ и дай им глубину Торы Эрец Исраэль. Ведь посох в руках твоих, это не символ насилия, а символ поддержки. И назвали это место "Воды раздора".
20.12. И сказал Ашем Моше и Аарону: За то, что вы не дали Мне веры, чтобы явить Мою Святость на глазах у сынов Исраэля, потому не приведете вы это общество на землю, которую Я дал им.
Это, конечно, не причина, а предлог, потому что решение было принято ранее. Ведь написано "землю, которую дал Я им", не вам. Они учителя пустыни. И они свои функции выполнили. 
20.14. И направил Моше послов в Кадеш к царю Эдома...  Пройдём, пожалуйста, по стране твоей, не будем пить воду из колодца - дорогой царя пройдём, пока не пройдём границу твою.
...И отказался Эдом дать Исраэлю пройти через свой предел, и отстранился Исразль от него.
И в путь отправились из Кадеш, и пришли сыны Исраэля, вся община, к горе Ор.
Эдом, есть Эдом - это наша западная цивилизация. И в каждом слове всех пасуков Торы про Эдома, содержится всё будущее отношений между христианским и иудейским мирами.

И умер Аарон на вершине горе Ор, на рубеже земли Эдома. 
20.28. И снял Моше с Аарона его одеяния, и облачил в них Элазара, сына его. И увидела вся община Израиля, что скончался Аарон. И оплакивал Аарона тридцать дней весь дом Израиля.
Аарон нес мир в дома Израиля. Дом Израиля - это семья, женщина.  Аарон приносил мир в каждый дом. Он умел примерять людей между собой и находить компромиссы ради мира в семье и мира между семьями - поэтому его оплакивал весь Израиль.
Но вот в последней главе книги Дварим, когда умер Моше, то написано "И оплакивали сыны Исраэля Моше ..." - оплакивали Моше не все, потому что он был судья Изра
иля, царь, политик и, конечно, не все были им довольны.

И стали сына 
Исраэля обходить страну Эдома, поворачивая обратно, в сторону Тростникового моря, к началу своего пути. И произошел моральный надлом в их среде,
21.4. ..И не выдержала душа народа дороги и опротивели им скитания. И говорил народ против Эло'им и против Моше: зачем вывели вы нас из Египта, чтобы нам умереть в пустыне? Ибо нет хлеба и нет воды; и душе нашей опротивела эта ничтожная пища.
Но здесь что-то новое - они уже знают, что это Эло'им вывел их из Египта.
А Моше лишь проводник Его воли. Но у них изменилось восприятие реальности. 
Выросло новое поколение народа Израиля, не знавшая рабства Египта.
Оно выросло под покровом облаков славы, с маном и колодцем с водой всегда следовавшим за станом.
Но умерла Мирьям и умер Аарон, и исчез волшебный колодец с живительной водой. И исчезли облака славы.
И открылась народу иная реальности - реальности пустыни, где нет воды, ничего не растет, и лишь ядовитые змеи. Которые появились в большом количестве, и жалили они народ, и погибло много. Не сообщается, сколько погибло народу. Когда Тора говорит много, не называя сколько, то понимают два. Два ужаленный еврея, это уже много.
И лечит их от укусов медный змей на высоком шесте, которого приказал сделать Ашем. И всякий, кто взглянул на него, подняв глаза ввысь, был исцелен от змеиного яда.
Но если всмотреться в текст главы глубже, то можно увидеть, что здесь речь идет не сколько о жалящих змеях - срафим, сколько о змее, как о символе злоязычия (лашон хара) - "И говорил народ против Эло'им и против Моше". Осознав глупость своих слов они просят у Моше избавить их от злоязычия - удалить от них змея. Того змея, который нашипел на ухо и Хаве, и Мирьям. Из-за него Мирьям не вошла в Кнаан (помните, за что Ашем наказал её проказой). В этом суть рассказа и из этого раздела выводят основные законы запрета на "лашон хара".

Но теперь, после небольшой встряски, народ готов к битвам за свою землю.
И они на своём пути разбивают эморейских царей Сихоном и Огом, не желающих пропустить их в Эрец Кнаан. И овладевают эморейскими землями и городами, лежащей к востоку от Иордана. 

No comments:

Post a Comment