Thursday, June 21, 2012

Бамидбар. Корах.

16.1 И взял Корах, сын Ицара, сына Кеата, сына Леви, и Датан и Авирам, сыны Элиава, и Он, сын Пелета, сыны Реувена, и встали перед Моше, и также Мужи из сынов Исраэля, двести пятьдесят, знатные общины, мужи именитые, созываемые на собрание.
И собрались они против Моше и против Аарона, и сказали им: довольно вам, ведь вся община, все выделенные, все святы, и в среде их Ашем. И почему возноситесь вы над обществом Ашем?!
И услышал Моше, и пал на лицо свое.

Новая глава, новые проблемы. Корах восстал против Моше и Аарона!
И за это его именем называется глава Торы?  За что ему такая честь?
У Леви было 4 сына: Амрам, Ицар, Хеврон и Узиэль.
Аарон и Моше были сыновья Амрам.
Корах первенец Ицара, двоюродный брат Аарона и Моше. Он был очень богат (я слышал, что первая монета называлась именем Кораха), он знатен и к тому же умен. И Корах считал, что раз Моше сын Амрама, забрал себе царский пост, то справедливо было бы, чтобы он, Корах, как первенец, стал главным коэном, вместо Аарона, которого, как он полагает, назначил сам Моше.

Но настоящим ударом по его амбициям стала процедура приведения левитов к службе, когда их полностью обрили, помыли, их размахивали ... и поставили перед Аароном и его сыновьями, для работы в Мишкане. И почувствовал себя Корах униженным, как никто. К тому же его не избрали главой своего рода. Он первенец, и такой себе великолепный, но не получает никакой власти!
И Корах выстраивает идею переворота, взывая к чувствам всех первенцев в народе Исраэля, и ко всем, кто ищет приближения к высшему, но для которых это стало уже недоступно. Ведь только кэны могут приносить жертвы Ашем. Тогда, как у всех народов мира, это прерогатива первенцев. Верните наш статус!
И удачный момент настал - после истории с разведчиками, когда стало известно, что все взрослые мужчины погибнут в пустыне, люди стали во всём обвинять Моше. Всегда, после социальных катастроф, наступает кризис власти - теряется доверие народа к своим руководителям.
И решил Корах, что настал его час. И восстал Корах.
Тора показывает три группы общества, которых взял Корах:
 - сыны колена Рувена - Датан и Эвиран.
 - Он, сын Пелета из того же колена.
 - двести пятьдесят знатных мужей.
И было, конечно, много народа их всех поддерживающих.
Датан и Эвиран - это по сути символические имена в Торе, представляющие злоязычие и склоки внутри народа. Их нынешние роли - борцы за восстановление первородства их деда Рувена. Тогда они смогли бы претендовать на место Моше. Они знают, что это утопия, но они так ненавидят Моше, и ищут любой повод, что бы унизить его перед народом. Ради этого они готовы  даже умереть. Такая беспричинная ненависть, смертельна для Израиля. Её разносчиков надо уничтожать с корнем.
16.26. И говорил Моше общине так: отступите от шатров этих нечестивых людей и не коснитесь ничего им принадлежащего, чтобы не погибнуть за все вины их.
И отступили они от жилища Кораха, Датана и Авирама со всех сторон, а Датан и Авирам вышли, встав у входа свои шатры, с их женами, и их сынами, и их младенцами.
...И разверзла земля уста свои, и поглотила их и их дома, и всех людей, которые у Кораха, и все достояние. И сошли они и все, им принадлежащее, живыми в могилу, и покрыла их земля, и пропали они из среды общины.
А весь Исраэля, которые вокруг них, побежали от голоса их, ибо сказали они: Как бы не поглотила нас земля.

Следующая группа Кораха - определена именем Он, сына Пелета. Это образ человека толпы. Он ничего не требует и ничего не хочет, но все шумят и он с ними. Мидраш поёт славу его жене, которая уберегла его от этой бунтующей компании. 
Далее идут 250 мужей, высших руководителей в народе. Они были заражены идеей приближения к Ашем, и видят возможность хотя бы на миг побыть в роли первосвященника. За это они не задумываясь отдают свои жизни. Их вдохновлял подвиг Надава и Авиу, погибших сыновей Аарона.
Ясно, что все эти люди высокого духовного потенциала. Но этот их возвышенный эгоизм оказался и самым разрушительным, потому что внёс хаос в сообщество, за которое они и были ответственны. После их сгорания от огня Ашем, народ ещё больше возроптал. И начался мор в стане Исраэля.
Сама идея равенства "все выделены, все святы" и право служения каждого еврея в Храме весьма привлекательна, но она не реальна на данном этапе. Святость народа, как оно понимается в Торе - это непрерывная работа длиною в жизнь народа Израиля, и ее не достичь одним хотением.
16.5. И говорил он (Моше) Кораху и всей его общине так: наступит Утро, и даст знать Ашем, кто есть Его и кто свят, и его приблизит к Себе.
И говорит Моше возьмите себе совки, Корах и вся община его. И дайте в них воскурение перед Ашем Завтра, и будет Муж, которого выберет Ашем - он выделенный!
Здесь ударение на слово Утро и слово Завтра. И эти слова в Торе несут смысл будущего. Утро - это когда кончилась ночь галута, ночь изгнания, и наступило Утро. Когда всё стало видно и все события земного и духовного миров объединяются в одну ясную картину плана Ашем. И это будет "завтра", то будущее, когда можно будет сказать, что весь народ поднят на духовную вершину - весь народ стал свят.
Но сейчас, только Аарон и его сыновья избраны быть коэнами. Ашем выделил их даже на генетическом уровне, поэтому только потомки Аарона пригодны для службы в храме.
16.35. И огонь вышел от Господа, и пожрал двести пятьдесят человек, приносивших курение.
Число 250, это гематрия слова נר - свеча.
Они сгорели как свеча, освящая имя Творца. Они получили то что хотели. Ведь их поколение обречено на смерть в пустыне - так не лучше ли нам умереть перед Ашем возвышенной смертью, подобно Надаву и Авиу, сыновьям Арона. 
Так чувствовало себя всё то поколение, поэтому Кораху легко было и поднять на бунт, используя все своё красноречие.
Основным лозунгом восстания Кораха было "Долой выделенность левитов - весь народ свят". И в этом проявляется близорукость умного Кораха и всех его последователей. Они привыкают к ежедневным чудесам и не замечают, что здесь в пустыне, из материала "сыны Исраэля" Ашем создает стройную структуру кругооборота метафизической энергии по каналу - коэны - левиты - народ Израиля - народы мира. Все работают на своем уровне.
Коэны, обеспечивают работу Храма - центра управления энергообмена с верхними мирами. Они опираются на левитов, которые излучают эту энергию на народ Израиля. Народ Израиля - распространяет её на народы мира.

И также в другую сторону: энергия от народов мира воспринимается евреями, фильтруется ими и через уровень левитов подымается к коэнам.  И далее, через механизм жертвоприношений эта энергия, которая суть информация, трансформируется в верхние миры. 
Левиты стали выделенной кастой, соединяющих весь народ с храмом. Это их основная функция. Они даже не имеют своего место на земле Израиля.

И Корах пытается разрушить эту структуру, зародив идею равенства и братства, отказа от выделенности внутри народа Израиля и выделенности самого Израиля из среды народов мира. Но отказ от духовной иерархии лишает общество духовных ориентиров, а это прямая дорога к её моральной деградации. И Ашем жестоко пресекает их бунт.
Корах - это болезнь общества, зараженного всякими прекрасными утопическими идеями, которыми человечеству нужно обязательно переболеть. И после сомнений и разочарований наступает просветление, и люди начинают по новому видеть себя в этом мире.
И тогда оказывается, что Корах становится ступенькой между вчера и завтра, отказа от старого, ложного и подъёмом на новый уровень видения своего будущего.  Без Кораха этого подъёма не произошло бы.
Прошлогодний обзор главы Корах здесь.

No comments:

Post a Comment