Thursday, June 14, 2012

Бамидбар. Шлах.

Глава Шлах рассказывает о конфликте народа Исраэля и землёй Израиля (эрец Кнаан). Приход в эрец Кнаан, это цель исхода евреев из Египта. И эту землю Ашем обещает им отдать на вечное пользование.
И вот, через 13 месяцев после исхода, весь стан Израиля остановился перед границей эрец Кнаан.
Из главы Дварим мы знаем, что пришли к Моше главы колен с просьбой послать разведчиков перед собой, чтобы разведать дороги, по которым мы должны идти к городам для их захвата. И понравилась Моше эта идея.  
13.1. И говорил Ашем Моше сказав:
Пошли от себя мужей - и разведают землю Кнаана, которую Я даю сынам Исраэля. По одному мужу от колена его отцов пошлите, каждый знатен среди них.
И послал их Моше из пустыни Паран по слову Ашем, все эти мужи суть главы сынов Исраэля.
 

Впервые, за время пребывания сынов Исраэля в пустыне, Моше предоставлена свобода выбора. Хочешь послать, посылай.
Интересно, что Шлах Леха (שלח לך) - пошли от себя, правильно перевести пошли для себя. Пошли для себя, чтобы, ты Моше, лучше узнал эту землю, в которую ты не войдёшь. Может быть поэтому такое удивительное задание, которые он даёт разведчикам.
13.18. И осмотрите землю, какая она, и народ, обитающий ва ней, силён он или слаб, мал он или велик числом.
И какова земля, на которой он обитает, хороша она или плоха, и каковы города, в которых он обитает, в открытых ли станах или в крепостях.
И какова земля, тучна она или тоща, есть на ней древо или нет; крепитесь духом и возьмите от плодов земли. 

Пора же была порой первинок винограда.
Он не посылает их разведать дороги и пути, а чтоб сказали ему хороша земля или плоха, тучна она или тоща. Как будто от этого зависит входить туда или нет. Мы не можем заподозрить Моше в сомнении необходимости завоевания земли Кнаан, о которой столько говорил Ашем. Но тогда, его задание разведчикам звучит несколько провокационно. Мы помним из предыдущей главы, как эти люди провоцировали его с "хотим мясо". И Моше, как бы говорит - а теперь, ребята, проверим вашу святость. Сможете ли вы подняться выше своего рацио или будете искать то, что хотите найти.
И поднялись они на юге, и дошел до Хеврона... 
13.21. И возвратились они, высмотрев землю, по прошествии сорока дней.  ...И пошли они, и пришли к Моше и Аарону, и ко всей общине сынов Исраэля в пустыню Паран, в Кадеш, и принесли им ответ и всей общине, и показали им плод земли.
И рассказали они ему, и сказали: Пришли мы на землю, куда ты послал нас, и подлинно течет она молоком и медом, и вот ее плод.
Однако могуч народ, обитающий на этой земле...


Такое пустое чукченское 'однако', здесь имеет значение абсолютной невозможности завоевания сейчас эрец Кнаан. Потому что народ её слишком силён, они могучие исполины и мы выглядим в их глазах, как саранча. А земля, по которой мы прошли - эта земля, пожирающая своих обитателей.


14.6. А Йеошуа, сын Нуна, и Калев, сын Йефуне, из высматривавших землю, разорвали одежды свои.
И сказали они всей общине сынов Исраэля так: Земля, по которой прошли мы, чтобы высмотреть ее, хороша та земля чрезвычайно.
Если благоволит к нам Ашем, то приведет Он нас на эту землю, и даст Он нам землю, которая течет молоком и медом.
Только против Ашем не восставайте! И не страшитесь народа земли, ибо они хлеб для нас! Отступила их сень от них, а Ашем с нами. Не страшитесь!
И сказали вся община: побить их камнями, но слава Ашем явила себя в шатре собрания всем сынам Исраэля.

Вот такая история, после которой, евреи ходили по пустыне ещё 40 лет, пока не умерло всё нынешнее взрослое поколение, кроме Йеошуа и Калева.
Весь народ получил то, что просил - "лучше умереть в пустыне", да будет так, сказал Ашем.

Тора, многогранна и эту главу можно долго разбирать и исследовать. Ведь эта история оказала и оказывает гиган
тское влияние на всю историческую судьбу еврейского народа.
Что ж такого ужасного сделали 10 разведчиков, лучших из сынов Исраэля.
Они очень хорошо знали уровень своего народа, они их учителя и судьи.
Но увидев, что такое эрец Кнаан, они пришли к единому выводу: даже если Ашем поможет евреям захватить эту землю, то всё равно не смогут евреи, недавние рабы, долго удержать свой духовный уровень и не развратиться на ней. Этот мир человеческий и управление им идет по человеческим законам, а не по закону чудес, как сейчас в пустыне. И вывод их был однозначный - рано народу покидать пустыню. Пусть ещё поучится и уйдет подальше от своего египетского прошлого.
Разведчики знали, что идут против воли Ашем, но другого пути, для сохранения будущего народа они не видели. Ну, не герои ли? Безумству храбрых, поём мы песню!
А мы никогда не узнает, каким же образом Ашем собирался отдать эту особую землю евреям и обеспечить их жизнеспособность на ней.
Ведь Он собирался изгнать живущих на ней исполинов, которых всё же развратила эта земля. Исполины, конечно же, исполинов в духовном смысле. Но тогда, что говорить о евреях, которые по сравнению с ними, как саранча (так казалось разведчикам). 
Но говорят мудрецы, что в фразе "...они сильнее чем мы (ממנו - мимену)" следует читать не мимену, а мимено - "как Он". Т.е. разведчики усомнились в всесильности Ашем. Уж больно большая разница была между реальностью и Его замыслом. Это было выше их понимания. Здесь нужно было полное доверие, полное убирание себя. Но разведчики это сделать не смогли. И в этом их великий промах.

Тора очень ёмко, но глубоко определила суть земли Кнаан, как земля, текущая молоком и мёдом, и пожирающая своих обитателей, и хороша земля эта очень-очень.

"Земля, текущая молоком и мёдом" - красивая метафора, определяющая щедрость земли. Но молоко и мёд - это ещё и единственные продукты, которые берутся из некошерного. Мёд от некошерной пчелы, а молоко из мясного вымя. И смысл этого, в возможности исправления некошерного в кошерное. Земля подымает людей с их духовно-низкого уровня, но может опустить духовно высоких. Принизить их влияния и авторитет. И это тоже, по-видимому, было внутренним страхом разведчиков.
Эта земля, старается выровнять духовную составляющую всего народа.
И потому земля эта ещё и хороша очень-очень.
Когда Тора говорит хорошо очень. То первый раз имеется в виду, что это таки хорошо само по себе, просто идеально. Но усиление - хорошо очень, говорит о включение в это хорошо, злого начала. Именно наличие потенциала злого начала, в этом "хорошо очень-очень", и заложена гигантская жизненная энергия, которая, конечно, может быть направлена как на созидание, так и на разрушение. Но тогда земля поглотит своих обитателей, которые повязли во лжи и материальности.
День изгнания нам хорошо известен, это 9 Ава -  день возвращения разведчиков.  И это - точка опоры рычага истории, который вытаскивает евреев из духовной пропасти.
И один из уроков разведчиков ещё и в том, что излишняя инициатива наказуема.
А это очень больное еврейское место.
Прошлогодний обзор главы Шлах здесь.

No comments:

Post a Comment