Thursday, June 7, 2012

Бамидбар. Беаалотха.

Глава Беаалотха интересна тем, что, во-первых, отсюда весь стан Израиля, после года пребывания у горы Синай, начинает свой путь в землю Кнаан. Во-вторых, глава наполнена символами, через которые показана основная схема взаимодействия евреев и Торы.
Глава начинается указанием на главный символ народа Израиля - Меноры.

8.1 И говорил Ашем Моше сказав:
Говори Аарону, и скажешь ему: Когда ты будешь зажигать светильники, то напротив лица Меноры будут светить семь свечей.
И это изделие Меноры: цельный кусок золота, от её основания, до её цветов. По образу, какой дал узреть Ашем Моше, так сделал Менору.

Менора - это 7 свечей, соответствующие семи сфиротам, по которым сходит свет управления этим миром. И это семь светов мудрости, наполняющих человеческую душу. И Аарон был тот, кто был наполнен этим светом.
В Меноре нет пустот, она сделана из монолитного куска золота, и это символ цельного знания, к которому надо стремиться.
Минора, это и символ единства еврейского народа, такого разного - кто-то ее подставка, кто-то ветвь, кто-то чашечка, но все в одном золотом монолитном светильнике.
Горение Меноры - это и горение еврейский сердец, объединяющих их в непостижимую духовную систему, заставляющего человека находиться в состоянии постоянного поиска высокой духовности. Благодаря своему постоянному горению, еврейская душа соединяет миры - видимый и невидимый, материальный и духовный, мир конкретных форм и мир абстрактной мысли, мир ограниченный и мир бесконечности.
8.5. И говорил Ашем Моше сказав:
Возьми левитов из среды сынов Исраэля и очисти их.
И так сделай им для их очищения: окропи их водой очистительной, и проведут они ножом бритвенным по всему телу своему, и постирают одежды свои, и чистыми станут.

... И выделишь ты левитов из среды сынов Исраэля, и будут Моими левиты.
А затем войдут левиты, чтобы служить при Шатре Встречи, и очистишь их и совершишь ими проведение.
Ашем выделяет ещё один уровень в народе Израиля - левитов, которые составляют, как бы, прослойку между коэнами и остальными коленами Исраэля. В пустыне они будут главные, их назначение, во-первых, помощь коэнам, а во-вторых, они стерегут Мишкан. А в широком смысле, они стерегут духовную чистоту в стане народа Израиля. Они внутренняя гвардия Ашем и будут разрешать конфликты, которые могут возникать в станах в пути.
Левиты служили при Мишкане в возрасте от 30 до 50 лет. Но призывались на службу в 25 лет - 5 лет они учились, и затем приступали к своим работам.
     Пора в дорогу, но не хватает ещё чего-то, без чего нельзя покинуть Синай. И было, после празднования народом Исраэля своего первого Песаха ...
9.6. Но были Мужи, которые были нечисты от умершего и не могли совершить песах в день тот; и пришли они пред Моше и пред Аарона в день тот;
И сказали Мужи те ему: Мы нечисты от умершего; почему же лишимся права принести жертву Ашем в срок ее в среде сынов Исраэля?
И сказал им Моше: Подождите, я услышу, что повелит Ашем для вас.
И говорил Ашем Моше сказав:
Говори сынам Исраэля сказав: Если кто-либо будет нечист от умершего или будет в дальнем пути, из вас или в поколениях ваших, и сделают Песах для Ашем в месяц второй, в четырнадцатый день в межвечерье совершат это, с мацот и горькой зеленью съедят его.
Все законы и указания до этого спускались сверху. Народ был студентом. Но теперь евреи сами выступают инициатором новых правил. Они через Моше замкнули схему духовных потоков, прокладывая канал включения инициатив, идущих снизу. И это становится живым законом в живой Торе.
Далее описываются сигналы, по которым должно начинаться движение станов и их остановки - когда подымалось облако над шатром Встречи, начинался сбор и движение станов за облаком. А когда облако опускалось и зависало над шатром Встречи, то народ останавливался и располагался лагерем. И подъем облака и его спуск, было всегда неожиданным. И бывало, что только расположатся евреи лагерем, как поднимется облако, и снова труба зовёт в поход. А порой облако стоит дни и месяцы и даже годы. Это было временем приобретения евреями силы и способности через века нести бремя Торы в самых тяжелых жизненных условиях.
10.11. И было в год второй, в месяц второй, в двадцатый день месяца поднялось облако над скинией свидетельства. И выступили сыны Исраэля в переходы свои из пустыни Синай, и остановилось облако в пустыне Паран.
И это есть ключевая дата начала движения сынов Исраэля в путь длиною в тысячелетия.
Но не успели далеко уйти, как начались проблемы.
11.1. И стал народ как будто жаловаться злом в уши Ашем, и услышал Ашем, и возгорелся гнев его и запылал против них огонь Ашем, и пожрал край стана. И закричал народ к Моше, и молился Моше к Ашем, и утих огонь.
... А сброд, который среди них, стал выказывать прихоти, и вновь заплакали также сыны Исраэля и сказали: Кто накормил бы нас мясом!
Как и ранее, источником проблем был народ, который геры-египтяне и, как в истории с "золотым тельцом", к ним затем присоединились и многие сыны Исраэля. Но здесь главный подстрекатель некий сброд. Народ не может быть сбродом, тогда сброд, это нынешние лидеры общин, которые для поддержания своей популярности потакают низким страстям в народе.
И это было зло в глазах Моше.
11.11 И сказал Моше Ашем: зачем Ты содеял зло рабу Твоему, и почему не нашел я милости в глазах Твоих, чтобы возложить бремя всего народа этого на меня!
Я ли в недрах моих носил весь этот народ и я ли породил его, чтобы Ты сказал мне: Неси его в лоне твоем, как пестун носит младенца, - на землю, которую Ты клятвенно (обещал) его отцам?
Откуда у меня мясо, чтобы дать всему народу этому! Ибо сетуют на меня, говоря: Дай нам мяса, чтобы нам есть.
Не могу я один нести весь этот народ, ибо слишком тяжело для меня.
.. И сказал Ашем Моше: Собери Мне семьдесят мужей из старейшин Исраэля, о которых знаешь, что они старейшины народа и его смотрители, и возьми их к шатру собрания, и предстанут они там с тобою.
И Я низойду, и буду говорить с тобой там, и возьму от духа, который на тебе, и возложу на них. И они будут нести с тобою бремя народа, и не будешь нести ты один.
Что случилось с Моше, почему он в таком отчаянии.
Но всё становится понятным, если вспомнить, что такое пустыня, и что было для евреев стояние в пустыне у горы Синай.
Пустыня - это полная оторванность от материального мира, это пустота.
И после получения Торы, у евреев был год непрерывной учебы в пустыне и никакие материальные заботы не отвлекали их. Моше называют Моше Рабейну. Он был главой этой огромной походной 
иешивы, оторванной от всего мира. Над ним только Ашем.
И когда народ Исраэля двинулся от Синая, вышел из стен иешивы, то многим натерпелось спуститься с небес на землю, вернуться к столь привычному для всех материальному образу жизни. Отсюда их лозунг - "Ман - нет. Мясо - да!". Ман - небесная пища. Мяса - земная, материальная.
Казалось бы, Моше должен был призвать их к терпению, ведь Кнаан уже не далеко, но Моше в полной растерянности. Он то весь там, у Ашем на небесах. И он не понимает, что эти люди хотят, не понимает их проблему, и поэтому не способен уладить этот кризис.
И Ашем берет управление в свои руки, и требует собрать 70 старейшин Израиля, которые имеют опыт управления, понимают свой народ, и являются для него высокими авторитетами. И это был первый Санхедрин в истории Израиля. И наделив всех его членов духом пророчества, Ашем связал их единым пониманием замысла Творца.
Но сделал это Ашем с тяжелым сердцем, только, чтобы облегчить ношу Моше, которая оказалась ему непосильна. И именно здесь, Моше подписал сам себе указ, о невозможности ему войти в землю Кнаан. Он не для материального мира. Он живет между небом и землёй - он их соединяет и в этом его величайшая функция.

А вводить народ в землю Кнаан, будет тот, кто связан с этим материальным миром - его ученик, Йеошуа. И об этом уже стали пророчествовать в стане лишние старейшины - Эльдад и Мейдад.
Прошлогодний обзор главы Беаалотха здесь.


No comments:

Post a Comment