Monday, September 30, 2013

1. Адам и его дети. Каин и Эвель.

Последние разделы главы Берешит рассказывают о детях Адама - Каине, Эвеле и Шете и их потомках. Здесь Тора нам преподает первый урок о последствиях разделения людей и народов, их взаимные неприятия разных взглядов и разных укладов жизни.Каин и его потомки занимались только землей. Потомки Шета всецело служили Эло'им. Одни презирали других. Эвель, подобно нашим праотцам, был скотоводом. Он жил между землей и небом, и должен бы стать связующим звеном, между Каином и Шетом. Но, Каин убил Эвеля, убрал из мира то, что связывает верх и низ.По своей сути все истории Торы, есть описания корней и ветвей всех событий настоящего и будущего, которые должны быть человеком исправлены. Иначе настигнут нас новые "воды потопа".

Был 7-ой день творения, шабат в Эденской идиллии. 
Адам и Хава - насыщались плодами знаний с деревьев Эденского сада. 
Интеллект порождает самоидентификацию личности, стремление освободиться от опеки. Пути проявления свободы воли, есть основная составляющая человеческой морали. Это то, что внутри человека и это то, что проявляется в отношениях с людьми, с землей, и с Творцом. 
Адам, похоже, сам стремился к земле и в это был его выбор. Понадобился Змей, что бы слегка подтолкнул его к этому.
Тора говорит, что Адам преждевременно съел плод с дерева "Добра и Зла", чем сильно "прогневил" Ашем. Наши дети начинаю осторожно познавать "добро и зло" через сказки. Как Ашем хотел научить Адама морали вне земли, непонятно.
3.17. ... проклята земля из-за тебя, в скорби будешь есть ее траву полевую.
Она взрастит тебе колючки, и ты будешь питаться полевой травой.
В поте носа твоего есть будешь хлеб до возвращения твоего в землю, из которой ты взят.
Ибо прах ты и в прах возвратишься. 

Наказание человеку - работать в поте лица. Но дословный перевод - в поте носа твоего. Когда пот капает с носа, это значит тебе стало очень тяжело.
Но нос - это обоняние, запах, чутье. Через нос Ашем вдохнул в человека душу. Нос - это некий символ связи с Творцом, и ты будешь чувствовать Его, звать, но Он не отзовется.
И "возделывание земли" - это образ жизни человека на земле, вечно недовольного своим состоянием, своей работой, и вообще всем вокруг.
С этого момента начинается драма о жизни на Земле - "Школа постижения добра и зла". 

Адама и Хава изгнаны из Эдена вместе со всей их семьей - сыновьями Каином и Эвелем.
Мы ожидаем. что сыновья Адама должны стать прародителями человечества, несущего в себе их святой характер. Они ведь были рождены ещё в Эдене, можно сказать, спустились к нам с небес.
Тора определяет сферу их занятий на земле: Каин - земледелец, Эвель - пастух.
Заметим, что имена Каин и Эвеля не были даны им Адамом. Тора называет детей Адама по именам, чтобы через эти имена нам кратко рассказать, кто они есть. Каину имя вообще не давали. Хава родила своего первого сына и сказала: ана канити иш - я обрела (канити) мужа с Ашем. Она просто зафиксировала это чудо. Бах и сразу появился взрослый мужчина. И это сделала она вместе с Ашем. То, что в этом виноват и Адам, эту зависимость она ещё не осознавала.
Кстати, и она тоже получила свое имя Хава ("дающая жизнь") только после рождения ею третьего сына, Шета. А так, Адам называл её просто Иша - женщина.
Имя Каин от "канити" - приобрести себе, пришедший для созидания. Но он ещё и первенец, и его имя из одного корня с "кина" - ревность, он человек с большими претензиями, ведь он должен стать основой нового человечества.
4.1. И ещё родила его брата, Эвеля. И стал Эвель пастухом овец, Каин же был работающим землю.
Тора назвала младшего сына Эвелем (הבל), что означает суета, тщетность, пар.
Он не от мира сего, он вне мира действий.
Но по плану Ашем Эвель пастух, что значит учитель. Он должен был учить Каина, но не захотел.
4.3. И было, в конце дней, и принес Каин из плодов земли приношение Ашем. И Эвель тоже принес от первенцев своего скота и от тука их.
И обратился Ашем к Эвелю и его жертве.
И не обратился к Каину и его жертве.
И загорелось Каину предельно, и пало лицо его.


Каин, как первенец, принес свой дар Ашем, за всю семью. Но Эвелю, показалось, что дар Каина не достаточно высок. И он принес дар Ашем лично от себя.
Каин первенец, ревнитель и действия выскочки Эвеля, это покушение на его статус. Эвель заслуживает наказания. Каин видел, пока, только одну форму наказания - изгнание из места своего обитания и сокращение дней жизни.
1.4. И сказал Ашем Каину: Почему досадно тебе и почему поникло твое лицо?
Ведь если будешь добро творить, простится, а если не будешь творить добро, при входе грех лежит, и к тебе его влечение - ты же властвуй над ним!
И сказал Каин Эвелю, брату своему...

И было, когда они были в поле, и восстал Каин на Эвеля, брата своего, и убил его.
Здесь был первый урок, который Ашем дает Каину - попробуй побороть свой гнев и свою гордыню. Прости брата твоего младшего, договорись с ним. Вам нужна кооперация - ты работаешь в низу, на земле, он - устремлен к небесам. Тогда вы сможете восполнить друг друга.
Тора не рассказывает, что за разговор у них произошел, потому как это уже не важно, результат один - Каин убил Авеля.
И испарится Эвель бесследно, как пар.

4.9. И сказал Ашем Каину: Где Эвель, брат твой? И сказал он: Не знаю. Разве сторож я брату моему?
И сказал Он: Что сделал ты? Глас крови брата твоего взывает ко Мне - из земли.
И ныне, проклят ты больше земли, которая открыла уста свои, чтобы принять крови брата твоего от твоей руки.

Здесь "кровь" (דם) - написано во множественном числе (דםי). Каин убил не Эвеля, а все его несостоявшееся потомство. Это была первая мировая война в истории человечества, где половина человечества погибло.
Но в ответе Каина был и свой резон - ты, Ашем, хранитель этого мира, так что же ты позволил мне убить его? Значит ты не видел для него места в этом мире. ...
И отметил Ашем ему знак на лбу Каина, что бы никто не смог убить его. И защита эта до 7-го поколения. 
Что это за такая отметина на лбу его? -  защита небес.
4.16 И отошел Каин от лица Господа, и поселился он на земле Нод, восточнее Эдена.
И как и Адам, Каин изгоняется на восток от Эдена, но ещё дальше, в землю Нод. Восток  - это место подальше от Ашем.
И когда через 2.5т. лет евреи войдут в землю Кнаан, они по приказу Ашем на востоке страны будут строить города убежища для неумышленных убийц. По такой аналогии и Каин получает также статус неумышленного убийцы.
Но что не понятно - Каин и все его потомство обречены, земля проклята, он проклят, Ашем от него скрылся.
Для чего нужно ещё семь поколений его жизни? На это попробуем ответить в конце обзора.

4.17. И познал жену свою; и зачала она и родила Ханоха. И стал он строить город, и назвал он город по имени сына своего - Ханох. 
И Каин и Эвель имели жен из сестер своих, которые родились вместе с ними. Каин был женат на сестре Эвеля.
И был проклят Каин и земля "замкнулась" для него. И ему ничего не оставалось, как строить города.
Город - это место, где человек может наиболее активно использовать свои интеллектуальные способности.
Имя Ханох от "механех" - воспитатель, воспитывай, обучай, развивай себя. Эпоха второго поколения каиниан, эпоха Ханоха - эпоха просвещения.
Но строить город Ханох в земле Нод, значит строить просвещенную цивилизацию на бездуховности.

4.18. И родилось Ханоху Ирад, а Ирад породил Мехуяэля, а Мехуяэль породил Метушаэля, а Метушаэль породил Лемеха.
"родилось Ханоху" - словно Ирад родился сам по себе. Ирад - от "ир" - город, и "рад" - спускаться, Т.е. опустившийся город, в моральном смысле.
Ирад созвучно с "Арад" - название молодого осла, это символ самоволия и упрямства.
Ирад взбунтовался против "просвещенности" отцовского воспитания. Эпоха Ирада - эпоха урбанизации всего бытия человека.

Все имена от Ирода до Лемэха и его детей - это имена эпох, которая их порадила. Идет уверенная деградация каиновского наследия.

Мехуяэль - означает "стереть Бога". Эпоха тотальной урбанизации естественно переросла в эпоху атеизма.
Метушаэль - "забыть Бога". И ещё от корня "митим" - он тот, кто призывает к себе всякий люд, кто взывает к толпе и побуждает ее действовать.
Метушаэль - это эпоха взбаламученных масс.

Лэмэх, завершает каинскую семилетку поколений.

Лэмэх (למך) - аббревиатура слов - лев(לב) - сердце, (מוח) - мозг, разум. (כבד) - печень, это страсти.
Лэмэхом движут лишь чувства. Он берет себе двух жен - одну звать Ада (עדה) - украшение, она для услады глаз. Другая Циля - от (צל) - тень, она для рождения детей.
4.19. И взял себе Лэмэх двух жен: имя одной - Ада, а имя второй - Цила.
И родила Ада Яваля: он был отцом живущих в шатрах со стадами.
А имя его брата - Юваль: он был отцом всех играющих на арфе и свирели.
А Цила, также и она родила Тувал-Каинь, шлифующего и кующего медь и железо.
А сестра Тувал-Каина - Наама.

Дети Лэмэха - это уже 7-е поколение каиним. Они символ пика интеллектуальных достижений каиновской цивилизации.

Яваль созвучно с Эвель - так же, как и Эвель он пастух. Но сейчас эпоха индустриализации и Явель не просто пастух, а глава "министерства животноводства".
Он приручал животных, расширив тем самым тот класс животных, которые впоследствии стали называться домашними. Мясо люди не ели, но нужны были шкура, шерсть, молоко.
Юваль, тоже похож на Эвеля, который играл для души на пастушечей свирели. 
Но Юваль уже родоначальник "музыкальной индустрии". Он создавал новые музыкальные инструменты и обучал других искусству игры на них.

Тувал-Каин. Тувал (תבלין) - приправа, чтобы, сдабривать, улучшать.  Он улучшал и совершенствовал ремесло Каина, изготовляя оружие для убийц из железа и меди. 

По научной классификации, это поколение представляло бронзовые или железные века.
Ноама (נעמה) - приятная. Мудрецы по-разному говорят о ней. Одни, что она занималась колдовством и создала индустрию "приятных" развлечений.
Другие утверждают, что она была праведной и стала женой Ноха, что вписывается в общую схему выбора невест у наших праотцов.
Но мне видится, что здесь Тора, давая такое имя этой женщине, связывает её с эпохой другого Лэмэха (отца Ноха), когда "6.2. И видели сыны сильных дочерей человеческих, что хороши они, и брали себе жен из всех, каких выбирали."

4.23 И сказал Лэмэх женам своим: Ада и Цила, послушайте голоса моего; жены Лэмэха, внемлите речению моему: Мужа я ли убил моим ранением и дитя - ударом моим?

Если в седьмом поколении отмстится Каину, то Лэмэху в семьдесят седьмом!
Устная традиция сообщает, что Лэмэх (не специально) убил своего пращура Каина и затем собственного сына Тувель-Каина. Узнав об этом, жены Лемеха в ужасе отказались быть ему женами. Обращаясь к ним, Лэмэх что-то говорит об отмщении за убийство, которое совершил Каин и которое совершил он сам.

Мальбим дает другую интерпретацию слов Лэмэха - Лэмэх убив Каина и Тувеля, оправдывает себя и демонстративно разрешает себе убийство. А поскольку Бога нет, тогда кто ему судья, хочу и убью.

Но общий смысл мидрашей, рассказывающих о убийстве Лэмэхом Каина и своего сына Тувел-Каина в том, что он убил начало и конец (от Каина до Тувеля), уничтожил само каиново человечество и его цивилизацию, которую люди в условиях сверхпродолжительности своих жизней и гигантских потенций технологического творчества, создали только из самих себя и только для себя.
На Лэмэхе Каинова цивилизации заканчивается. Она вся обречена кануть в пучину надвигающегося потопа. Но тогда для чего Ашем нужно было затевать эту заранее проклятую цивилизацию.
Думаю что, во-первых, это урок для нас - куда ведут пути поколений, создающих для себя собственную мораль, оторванную от знаний Ашем. И это путь в никуда.
Во-вторых, каиниты зародили на Земле основу технологического прогресса. Отныне, вся дальнейшая земная цивилизация будет нести в себе каинские методы постижения и освоения мира.
В-третьих, идет непрерывный процесс рождения и воспитание человеческих душ. Это то, что скрыто от нас, но это то основное, для чего вся эта игра затеяна.
Кабала нам говорит, что душа Эвеля перешла в Яаакова. А душа Каина, в Кораха.

Продолжение: 2. 
Адам и его дети. Шет.

No comments:

Post a Comment