Wednesday, October 2, 2013

2. Адам и его дети. Шет.

Последние разделы главы Берешит рассказывают о детях Адама - Каине,Эвеле и Шете и их потомках. Здесь Тора нам преподает первый урок о последствиях разделения людей и народов, их взаимные неприятия разных взглядов и разных укладов жизни.Каин и его потомки занимались только землей. Потомки Шета всецело служили Эло'им. Одни презирали других. Эвель, подобно нашим праотцам, был скотоводом. Он жил между землей и небом, и должен бы стать связующим звеном, между Каином и Шетом. Но, Каин убил Эвеля, убрал из мира то, что связывает верх и низ.По своей сути все истории Торы, есть описания корней и ветвей всех событий настоящего и будущего, которые должны быть человеком исправлены. Иначе настигнут нас новые "воды потопа".

5.1. Вот книга родословная Адама: в день создания Эло'им Адама по подобию Эло'им сделал его.
Мужским и женским создал их, и благосл
овил их, и назвал имя их Адам в день создания их.

С этого раздела главы Берешит только и начинает писаться книга Бытия.
Все рассказы о божественных творениях и история о Каине и Эвеле, всего лишь предисловие к этой книги.
История человечества начинается отсюда и до конца дней. И пишется она самим человеком, его свободой выбора. И каждый решает сам, какова в конечном итоге станет эта Его книга жизни.
И правильный перевод первой фразы был бы: "Вот: книга, она порождение человека: ...".
С этого места Тора начинает свой отсчет времени.

5.3. И жил Адам 30 и 100 лет и родил по подобию своему, по образу своему, и назвал Шет.
Спуск Адама на землю, в такой чужой и странный для него мир, привел его в состояние растерянности и подавленности. 130 лет он не подходил к жене своей.
Мидраши рассказывают разные истории, как Адам смог выйти из этого состояния и вернуться к Хаве.
Но все, что бы ни происходило с великими, записывалось в памяти путей человечества и самого человека. И 130 летняя подавленность Адама породило на планете людей состояние депрессии.

И родила Хава Адаму сына и дала ему имя Шет, "потому что дал ей Эло'им семя другое вместо Эвеля, которого убил Каин".

Шет от слова "таштит" - фундамент. Он как Каин, крепко стоит на земле, но и как Эвель, тянется к небесам.
Шет первый, кого Тора называет сын (בן - бен), так как именно от него строится "бана" - человечество.
Шет оставил запрет своим потомкам - не смешиваться с потомками Каина.

5.3. И было дней Адама после рождения им Шета восемьсот лет, и породил он сынов и дочерей.
И было всех дней Адама, которые прожил, девятьсот лет и тридцать лет; и умер он.
И прожил Шет сто лет и пять лет, и породил он Эноша.

Энош - это синоним слова Адам, значит "человек".
Именно Энош, а не Шет считается родоначальником допотопной и будущей цивилизации. Поэтому люди в Торе называются не по именам Адама или Шета, а по имени Эноша - эношим.
Шет рожден по подобию Адама. Это идеальный образ построения человека.
Энош - тот, кто начал отходить от этого идеала.
Мидраш толкует его имя, как Энуш - слабый, смертельно больной. Этим он хочет показать, что фундамент то хорош - Шет, но каркас здания дает крен. С Эноша начинается строительство "Пизанской башни" нашего мира.
В поколении Эноша, люди стали поклоняться звездам, луне и т.д. Зародилось идолопоклонство. Очень быстро человек стал забывать Ашем, забывать откуда он родом.
Интересно, что это полностью противоречит научным утверждениям - вначале человек поклонялся силам природы, а потом дорос до монотеистических представлений.
Тора показывает нам обратную картину - идет процесс забывания Ашем. Человек так устроен, что он забывает. Потому как, чтобы помнить, надо проявлять активность, непрерывные духовные усилия. Не зря Тора часто повторяет нам - помни, не забывай! Не расслабляйся!

5.9. И прожил Энош девяносто лет, и породил он Кейнана.

Кейнан - как маленький Каин.
Ещё Кейнан от "кейньян" - обретение имущества. Духовно болезненное поколение Эноша логично породило поколение больше склонное к приобретение капитала, чем к духовным постижениям.
И историческая хроника рассказывает, что в этом поколении произошло первое страшное наводнение, как грозное предупреждение Эло'им.
Однако все идет по какому-то губительному сценарию, и актеры театра Каина и театра Эноша носят очень похожие имена.


Адам (1-930)
  • Каин
    • Ханок
    • Ирад
    • Мехиаэль
    • Метушаэль
    • Лэмэх
    • Юваль
Шет (130-1042) - 912 лет
Энош (235-1140) - 905 лет
  • Каинан - (325-1235) - 910 лет
  • Маалалель - (395-1290) - 895 лет
  • Йеред - (460-1422) - 962 года
  • Ханок - (622-987) - 365 лет
  • Метушелах - (687-1656) - 969 лет
  • Лэмэх - (874-1651) - 777 лет
  • Ноах - (1056-2006) - 950 лет
У каинитов шло моральное падение.
У эношитов началось духовное шатание.

5.12. И жил Кейнан семьдесят лет, и родил Маалалеля.

... И жил Маалалель 65 лет, и родил Йереда.
Маалалель бен Кейнан - славящий бога, как испуг после первого потопа.
Его сын Йеред подобен каинскому Ираду.
Иеред означает спускающийся, падающий. Начинается спуск к духовой пустоте, после которого должен бы начинаться подъём.

5.18 И прожил Йеред сто лет и шестьдесят два года, и породил он Ханоха.

И прожил Ханох шестьдесят лет и пять лет, и породил он Метушелаха.
И ходил Ханох с Эло'им после рождения им Метушелаха триста лет, и породил он сынов и дочерей.
И было всех дней Ханоха триста лет и шестьдесят пять лет.
И ходил Ханох с Эло'им, и нет его, ибо взял его Эло'им.
Это был рассказ о нашем легендарном праведнике, которого прославляют во всех религиях. И как каинский Ханок, наш Ханок - это пора возрождения, воспитания и просвещения.
Все герои Торы - вожди своего поколения. Они были его лицом.
Ханок учил молитвам, медитации и отстраненности от суеты бытия. И он собрал вокруг себя множество учеников. Про него не сказано, что он умер, но говорит мидраш, что он вознесся на огненном коне на небо ещё совсем молодым - всего 300 лет отроду.

Его сын Метушелах развивает учения отца и проповедует полное отстранение от мира для совершенствования своего духа и тела. Все ученики Ханоха и Метушелаха были великие гуру и их называли "сынами Божьеми". Они были судьями, духовными вождями и высшими нравственными авторитетами в своих поколениях.

5.25. И прожил Метушелах сто лет и восемьдесят семь лет, и породил он Лэмэха.
...И прожил Лэмэх сто лет и восемьдесят два года, и породил он сына.
И нарек ему имя Hoax, говоря: Этот облегчит нас от деяния нашего н от мучения рук наших от земли, которую проклял Господь.
В поколении Лэмэха начался моральный коллапс, приведший к потопу. Лэмэх видит лицо своего поколения и ему остается лишь надеется, что его сын сможет что-то изменить.
6.1. И было, когда стал человек умножаться на земле и дочери родились у них, И видели сыны Эло'им дочерей человеческих, что хороши они, и брали себе жен из всех, каких выбирали.
 "сынами Эло'им" были праведниками старшего поколения, ученики Ханоха. Они были для всех нравственно непререкаемые, имевшие право судить и обладавшие духовной властью. Но вдруг, они заразились всеобщей сексуальной напряженностью, увидели из своего уединения обольстительных каинианок и стали брать их в жены. Прекрасные Наами, эти дочери каинского Лэмэха, сводили их с их праведного ума. И "великим" хотелось всех, кто только не приглянется им, даже чужих жен, отбирая их от мужей. Понятно, какой пример и какой сигнал подали "сыны Эло'им" всем остальным людям, привыкшим почитать их и слушаться.
С этого началось открытое поругание духа Ашем в человеке. А участие в оргиях становится элементом сакральной жизни.
Павшие "ангелы" из эношим, соединились с морально деградированными каиним - соединились гиганты падшего духа и гиганты аморального интеллекта. И тогда:
6.11. И растлилась Земля перед лицом Ашем и переполнилась скверной (хамас).
И видел Ашем землю: и вот извратилась она, ибо извратила всякая плоть свой путь на земле.
 Слово "хамас"- то, чем наполнилась Земля - обычно переводят как "злодеяния" или "разбой". Но для понятия разбой в священном языке есть другое слово, "газаль", означающее уголовное преступление, от которого общество знает, как оградить себя.
"Хамас" - это не криминал, а гадкие мелочи, чье множество передается в понятии "скверна".
Но здесь все смешалось, нарушены все законы жизни: стерты сексуальные различия между мужским и женским; скрещивают один вид с другим, и даже человек и животное ложатся в одно ложе. Соединилось самое высокое с самым низким. Это стало последней степенью поругания духа Ашем в человеке.
6.3. И сказал Ашем: Не спорить духу Моему из-за человека вовек, ведь к тому же он плоть; и будет дней его сто двадцать лет.
И увидел Ашем, что велико зло человеческое на земле и все побуждение помыслов сердца его лишь худо весь день.
И сказал Ашем: Сотру Человека, которого Я сотворил, с лица земли, от человека до скота, до ползучего и до птицы небесной; ибо Я решил на иное о том, что создал их.
И Ноах обрел милость в глазах Господа.

Чтобы в будущем ограничить зло, которое может совершить человек, Ашем укорачивает ему срок жизни до 120 лет. И не будет больше такой духовной мощи первых людей, способных сломать ИМ созданный мир.

Весь процесс божественного творения состоял в создании порядка из первичного хаоса. Все разделялось и занимало свое место в мироздании. 
Сейчас, совместными усилиями каиним и эношим всё перемешивается, мир возвращается в состояние хаоса. 
И Эло’им смывает эту тупиковую цивилизацию с лица Земли.

Но в реальности того мира существовали две отстраненные друг от друга цивилизации - кананим, как созидательная, строящие города, добывающие железо и медь, создающие музыкальные инструменты, но оторванную от связи с Творцом. Вся их работа только на себя.
Цивилизация Эноша, напротив, была занята лишь служением своим и мнимым Эло’им, отстранила себя от суеты созидания, и в конце концов их лидеры потеряли духовные ориентиры и погрузили мир в гнусность.

Ноах был единственный, кто остался свят в том поколении и смог соединить в себе лучшие качества эношитов и каинитов - он ходил с Эло’им, и изобретал для людей новые орудия земледельческого труда - плуг, серп, мотыгу.
За это объединяющее качество он и его семья удостоились спасения от вод потопа, чтобы стать основой нового человечества.

Предыдущая:  1. Адам и его дети. Каин и Эвель.

No comments:

Post a Comment