Tuesday, October 29, 2013

Три женщины изменившие пути истории - Сара.

Посмотрим теперь досье на Сару - жену Авраама.
11.29. И взяли Аврам и Нахор себе жен: имя жены Аврама - Сарай, имя жены Нахора - Милка, дочь hАрана, отца Милки и отца Ийски.
Аврам и Нахор берут в жены своих племяниц, дочерей их брата hАрана, сгоревшего в Нимродовской печи. Тора называет Сару двума именами - Сарай и Ийски.
Сарай - зачит "правительница", а Ийска - от слова "принцесса", но Ийска - ещё и "провидица".
Т.е. Тора нам представляет Сарай и как носительницу категории Гвура, характера строгого и решительного - правительница. Но и как человека высокого духовного дара - провидица.
Но, тут же идет ремарка:
11.30. И была Сарай бесплодна, нет у неё ребенка.
У неё важная миссия в этом мире - вместе с Авраама стать началом нового народа - но иметь детей ей не дано?
Народ, который должен произойти от Авраама - это будет уже новое творение самого Ашем и Сара должна это творение выносить в себе, родить и воспитать. Это её главная миссия в этом мире.
В главе Лех Леха мы читаем, как Ашем приказал Авраму оставить свой дом и идти куда Он укажет. И взял Аврам свою жену и своих учеников и пришел в землю Кнаан. 
И Тора нам рассказывает о длинном пути, который они прошли по этой земле.
И как был голод в стране Кнаан и Аврам пошел в Египет, и назвал он Сару сестрой своей, чтобы Сару не отобрали. Но фараон забрал Сарай к себе во дворец. Но Эло'им спас её, поразив фараона и дом его язвами великими. 
...И вышел Авраам из Египта с большим достоянием.
Есть много мидрашей и комментариев - как мог Аврам так рисковать своей женой. Но думается, что Аврам видел, что Шехина (божественное присутствие) всегда с Сарай и он был уверен, что Ашем защитит их. И  благо от Ашем будет ему через неё. 
Аврам не сомнивается в полной защите Сары и  потому спустя много лет он поступит точно также, когда пойдет пожить у Авимелеха, царя фелистимлян. И как было с фараоном, Эло'им поразит Авимелеха и спасет Сару.
Ашем все время ставит перед Аврамом проблемы, которые тот должен преодолевать, воспитывая в себе такие качества, которые бы позволили ему стать отцом нового народа. Но ведь и Сарай всегда с ним и она тоже не стоит на месте. 
После возвращения из Египта открылся Ашем Аврааму, и пообещал отдать вся землю Кнаан его будущему потомству навеки.
16.16. И положу потомство как прах земной, так что если сможет кто-нибудь сосчитать прах земной, также потомство твоё будет сочтено.
Затем была война Аврама с четырьмя царями, которых он победил. И  снова было слово Ашем Авраму в видении - наследник твой выйдет из твоего семени.
15.5. И вывел Ашем его наружу и сказал: Взгляни же на небо и сочти звезды. Можешь ли счесть их? И сказал Он ему: Таким будет потомство твое.
Ашем поднял Аврама над материальным миром и показал его потомство, которое будет жить в реальном мире, но вне его законов.
Наверное, Аврам рассказал Сарай о своих видениях и они с нетерпением ожидали чудесного свершения этих пророчеств.    
Но прошло уже 10 лет, как они живут в Кнаане, и нет у них обещенного потомства - Сарай не рожала ему.
Сарай провидица - но сейчас будущее скрыто от неё. И она начинает нервничать и строить планы, рассуждая: Аврам молчит и спокоен и, как всегда, решать должна я. Старость на пороге и, наверное, Ашем ждет от нас каких-то действий. Ведь нигде Ашем не упоминал, от кого Аврам будет иметь сына. Если он не открывает моего чрева, значит он хочет, чтобы новый народ имел, например, египетские корни и значит рождался на космополитической основе. 
И Сарай принимает решение - отдать свою рабыню, египтянку Агарь, в жены Авраму.
16.2. И сказала Сарай Авраму: Вот утробу замкнул мне Ашем, что до рождения. Войди же к моей рабыне; быть может, построюсь через нее. И послушал Аврам голоса Сарай.  
... И вошел он к Агарь, и она зачала; и увидела, что зачала, и непочтенною стала ее госпожа в ее глазах.
Сарай заменила свой провиденческий дар на интелектуальные размышления. И получила взбунтовавшуюся рабыню. Но притензии свои она предъявляет Авраму. И так его допекла, что
16.6. И сказал Аврам Сарай: Вот рабыня твоя в твоих руках, поступи с нею, как угодно тебе.
- И угнетала ее Сарай, и убежала та от нее.
Как она её угнетала и мучала можно только догадываться, но мидраш говорит, и по тексту можно заключить, что был у Агарь выкидыш и она убежала в Египет.
И нашел её в пустыне ангел Ашем и приказал ей вернуться к госпоже своей, и объявил ей о её (новой) беременности.
16.11. И сказал ей ангел Ашем: Вот ты беремена и родишь сына, и назовёшь его Ишмаэль, ибо услышал Ашем страдания твоё. 
И он будет диким человеком, его рука против всех, и рука всех против него; и пред лицом всех братьев своих обитать будет.
И вернулась Агарь к Саре , и родила Агарь Авраму сына, и нарек Аврам имя сыну своему, Ишмаэль.
А Авраму было восемьдесят лет и шесть лет, когда родила Агарь Ишмаэля Авраму.
Вот так мы получили Ишмаэля на нашу голову.
Можно понять этот нервный срыв Сары. Она пошла на такой подвиг - дала свою рабыню в жены своему мужу, но эта рабыня начинает вести себя нагло и не благодарно. И Сарай в ответ мучает Агарь - а это уже месть.
Нет такого человека, который был бы абсолютным праведником и не согрешил. И рабби Моше бен Нахман (Рамбан) сокрушается - согрешила наша праматерь, притесняя Агарь, а также Аврам, когда позволил Саре сделать это. И услышал Ашем о страданиях Агарь, и дал ей сына, который будет диким человеком - "пэрэ адама" (дикарь, человеческого вида), чтобы всячески притеснять и мучить потомство Авраама и Сары всеми видами мучений.
Строить дальние планы - это не благодарное занятие, особенно для пророчицы. А ведь все им вскоре открылось и, как всегда, весьма неожиданно, что вызвало смех у обоих.
17.1 И было Авраму 99 лет. И открылся Ашем Авраму и сказал ему: Я - Эль Шадай. Ходи передо Мной и будь цельный.
И вот, союз Мой, между Мной и между тобой. И будешь отцом множества народов.
И изменил Ашем имя Аврам на Авраhам и приказал ему обрезать каждого мужчину в его доме. А Сарай велел называть Сара.
К имени Аврам добавлен буква ה - хей - что указывает на множестнность.
У Сары особо ничего не меняется - Авраам называл её Сарай, не задумываясь, что это мужское имя, но Сара - женский род. Она властительница для всего человечества, но её власть в силе её души.

17.16. И благословлю я ее, и дам от нее тебе сына. И благословлю ее и станет она народами, цари наций от нее будут.
И через год Сара родила Ицхака. И было Аврааму 100 лет.
А через два года Сара увидела, что Ишмаэль насмехается на Ицхаком, и она потребовала изгнать Агарь и Ишмаэля из их дома.
Авраам пытается притивится этому, но сказал Эло'им Аврааму - все что скажет тебе Сара, слушай её голоса, потому что в Ицхаке назовется тебе потомство.
Потому как, голос её - это всегда пророчество. И сейчас не было у Сары больших размышлений - она увидела (в глубинном плане) и прогнала.

Три женщины изменившие пути истории - Хава.

No comments:

Post a Comment