Saturday, October 26, 2013

Три женщины изменившие пути истории - Хава.

Книга Берешит - это книга о творениях мироздания, земли, человечества, народов, евреев.
Но с появлением человека, план Творца изменялся из-за вмешательства трех женщин:
Хавы - жены Адама, Сары - жены Авраама и Рахель - жены Ицхака. 
Самым неожиданным образом они ломали, казалось бы, ровный ход событий.  Они были великими женщинами, и потому их "ошибки" приводили к великим поворотам человеческой истории.
Можно, конечно, говорить о божественном проведении, использующее женские слабости для реализации замысла Ашем. И так, по-видимому, и было.
Но все же. Ну не вступила бы Хава в разговор с нахашем - и не было бы человеческой истории в нынешнем виде.
Не отдала бы Сара свою рабыню Аврааму в жены - и не знали бы мы нынешних проблем с арабами.
Не послала бы Ривка Яакова получить от Ицхака благословения обманным путем -  и не было бы такой ненависти Эсава к Яакова.
В общем, как всегда: "ищите женщину".
Все это если бы, да кабы. Но для нас это просто повод ещё немного поговорить о Торе. И первый наш рассказ о девушке Хаве. 
 
Хава.
Идет шестой день творения. Уже сделаны небо, земля, растения, птицы, рыбы, животный мир. Мир закончен. Теперь Ашем Эло'им готов к созданию человека - то, ради чего все это им делалось.

1.27. И создал Ашем человека по образу своему, по образу Эло'им создал его; мужчиной и женщиной сотворил их.

2.7. И сформировал Ашем Эло'им  человека - прах с земли, и вдохнул в ноздри ему дыхание жизни, и стал человек живым существом.
Человек получил от Ашем дополнительную божественную душу (нешама), которая находясь в гармоничной связи с его животной душой (нефеш), составляют его цельную человеческую душу.
Сформировал, значит ещё только слепил его модель, незаконченное произведение. "Глина" ещё теплая.

2.8. И насадил Ашем Эло'им сад в Эдене, с востока, и поместил туда человека, которого сформировал.

И выходит река из Эдена. чтобы орасить сад, и отдуда разделяется на четыре главные реки.
Теперь для доведения человека до задуманного Ашем помещает его в Эденский сад - свою лабораторию, специально созданную для работы с человеком.
Здесь весь рассказ на уровне метафор и символов. Так что без воображения никак. И Адам, помещенный в Эденский сад - это уже его метафизическая душа.
Эдена нет в земной реальности. Эден - это особый пласт верхних миров, в котором вещи существуют в некотором ином смысле, чем на Земле.
Слово "эден"(עדך) можно понять как то, что поддерживает земное бытие. Эден сообщает нашему Миру "од" - протяженность и длительность - и тем удерживает его в его границах. Сад дает миру воду - он питает мир.
Человек - существо свободноволящее. И Ашем в Саду Эдена работает со свободой человека, в партнерстве с ним. Человек тут в большой степени должен дозреть сам и, мало того, совершить выбор хода своего дальнейшего развития и своего места обитания.

2.9. И произрастил Ашем Эло'им из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для еды, и дерево жизни среди сада, и дерево знания добра и зла. 

Дерево - символ учебы, знаний. И здесь перечислен порядок "курсов" которые следует пройти Адаму, перед тем как есть от дерева знаний, что есть добро и зло.  Но это был бы чисто теоретический курс.
Добро и зло пораждается от неполноты наших знаний, их смешением.
Простой пример: так, как мы видим реальность, мы хотим делать "добро", но в итоге может оказаться, что это "добро" обернулось нам или для кого-то злом. В нашем мире мы все ходим в потёмках, и пробираемся к истине на ощупь.
2.16 И повелел Ашем Эло'им человеку говоря: От всякого дерева сада ешь!
Но от древа знания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, когда съешь от него, смертью умрешь.

Ашем наставляет Адама, что Добро и зло категории моральные, и не набравшись духовной силы и полноты знаний, это дерево станет для тебя ядом. 
Оно стало бы доступно человеку в 8-ом дне творения, после шабата.
Но не сложилось - Адам женился.

2.18.  И сказал Ашем Эло'им: Не хорошо быть человеку одному, сделаю ему подспору соразмерно ему.

... И выстроил Ашем Эло'им сторону, которую взял от Адама, в женщину, и привел ее к Адаму.
"выстроил" - (וַיִּבֶן) йибен - это нечто совершенно новое в творении, это творение, через рождение.
Женщина, как каждое последующее творение, духовно выше предыдущего - Адама. Она, во всех отношениях, взрослеет раньше, чем мужчина, и видиние мира открывается ей глубже.
Женская  душа - не просто разновидность человеческой души. Это рождающая человеческая душа,  способная рожать еще более высокое, чем она, духовное существо.
2.23. И сказал Адам: это на этот раз,  кость от костей моих, плоть  от моей плоти. Эта будет называться "жена" (иша), потому  что от мужа (иш) взята эта.
Адам уже давал имена всем животным так, что каждое из имен животных соответствовало их сути.
Теперь он определил суть женщины - (אשה) иша. Это не от слова (איש) "иш" - мужчина, а от совсем другого корня.
Имя "иша" означает, что она получает от изливающей мощи "иш", но получает не для того, чтобы взять себе, а чтобы, вытребовав, принять, выносить, свершить в себе.
В слове "иш" есть мужская буква "йод", а в слове "иша" есть сугубо женская  буква "хей".  Две буквы, составляющие имя Творца.
"Иша" несет свое "хей", свое вынашивающее и рожающее начало и  предназначение.
Всякое разделение в Творении, в том числе и разделение на мужчину и женщину, нужно, в конце концов, для соединения.
Мужское и женское начала присутствуют во всем Творении.
И человек по исходному замыслу Ашем создан "мужским и женским".
Но разделен в Эдене на  "иш" и "иша".
Адам взят от Земли для работы в Саду Эдена. Женщина взята от Адама в Эдене для более высокой цели - совершать новое творение, через рождения сына. 
Но это должна быть не воспроизводство по подобию, а рождение человеческого существа высшего порядка. Вот главная цель и их создания, и их пребывания в Эденском саду. С созданием женщины Творение вступает в свою следующую стадию.

И так бы шагали Адам и Хава по ступеням своего совершенствования, и рождали бы новую жизнь с качесвенно новыми способностями, 
Но пришел (откуда?) Нахаш - самое хитрое из животных и он легко совратил наивную девушку, охотницу поговорить с посторонними мужчинами.
Нахаш, символизирует высшую степень эгоизма - всё что вокруг должно быть только во благо ему. Он вершина животного мира. И для него человек - это ещё один из видов животных, которые составляют ему конкуренцию. Нужно извести Адама и завладеть женщиной - Адам для него "зло".

Нахаш по сути, это некая духовная функция животного ума. Он не имеет ни малейшего представления о Ашем и задачах человека. Он думает только на уровне своей животной души и  стремится внедрить в душу женшины сомнения в истинности намерений Эло'им, взбунтовать её душу: ... вас обманывают, дерево это очень даже хорошее. Оглянись, как прекрасен этот мир, эти реки вытекаюшие из сада, окунись в них, получай удовольствия, а не копайтесь в этом саду... ты ведь такая умная и красивая..., а они хотят сделать из тебя наседку...
"И увидела.. и ела, и дала мужу своему, и ел с ней."

Адам полностью доверял жене, ведь она для него была подарок от Ашем. Но нахаш смог через неё взболомутить и его душу.
И если раньше животная (нефеш) и божественная (нешама) души составляли единую живую душу человека, то теперь произошло их разделение (опять разделение) - резкая поляризация душ. И нефеш становится центром нашего внимания. Он командует нашим сознанием и самоощущением. И в душе человека идет непрекращающаяся борьба, которая называется муки совести.
И отослан был Адам и Хава на землю, чтобы через тяготы земной жизни вернуть себя к потеряному состоянию живой души.

Но одна из моралей этой истории не в съеденом Адамом плоде с некого мистического дерева, не за это он был изгнан из Эдена. А за то, что послушал голоса своей жены.
3.17. А Адаму сказал: за то, что послушал ты голоса жены своей и ел от дерева, о котором я повелел тебе говоря: Не ешь от него! - проклята земля из-за тебя, в страданиях будешь есть от нее во все дни жизни твоей.
В будущей истории Авраама и Сары, Ашем скажет Аврааму: все что скажет тебе Сара - слушай её.
Когда Ашем от тебя скрыт, доверяйся голосу жены своей - она совершеннее и обладает более провидческими качествами, чем муж.
Но когда Ашем постоянно здесь и говорит с тобой, то как можно слушать кого-то другого, да ещё в таком младенческом возрасте, как были Адам и Хава.


Продолжение:

Три женщины изменившие пути истории - Сара.
Три женщины изменившие пути истории - Ривка.

No comments:

Post a Comment