Wednesday, October 30, 2013

Три женщины изменившие пути истории - Ривка.

Ашем продолжает строить новый народ и выбирает для этого следующую героиню своего сценария - Ривка, будущая жена Ицхака.
Тора знакомит нас с ней, когда она была ещё совсем юная - Зоар (книга каббалы) говорит, что ей было 3 года, другие - 14 лет, что более правдоподобно.
Но каббала говорит о её духовном времени, в котором годы отсчитываются от времени связи человека с Творцом. Для девочки это возраст после бат-мицтва - 12 лет. До этого она была связано духовной пуповиной со своей матерью.

И было это в конце главы Хайей Сара, после захоронения Сары. Авраам послал Элиэзара, старейшину его дома, к своей родне, чтобы оттуда взять жену для Ицхака. Заданию этому было заранее обеспечен успех, так как Ашем послал перед Элиэзаром своего малаха (ангела).
И когда пришел Элиэзар в Арам Наарим, в город Нахора, брата Авраама, то сразу встретил там ту, за которой был послан. И имя ей Ривка, дочь Нахора. И мы с удивлением видим её запредельную доброту, расторопность и мудрость.
Но ещё более удивимся, когда познакомимся с её отцом и братом, в которых жадность и обман. Как такое очаровательное создание родилось в такой семье. Хотя они ещё помнят семейные традиции, свои корни и служат Эло'им.
Ашем, как бы выдергивает эту девочку из этой семьи, и Элиэзар отвозит Ривку к Ицхаку.
24.63 И вышел Ицхак молиться в поле под вечер, и поднял он глаза свои и увидел: вот верблюды идут.
И подняла Ривка свои глаза и увидела Ицхака, и  упала с верблюда.
И сказала она рабу: Кто этот муж, идущий по полю навстречу нам? И сказал раб: Это мой господин! И взяла покрывало и закрылась.
И рассказал раб Ицхаку обо всем, что сделал.
И привел ее Ицхак в шатер Сары, своей матери. И взял он Ривку, и стала она ему женой, и он возлюбил ее. И утешение обрел Ицхак после утраты своей матери.

Первая встреча Ривки с Ицхаком была для неё настоящим шоком. Она как-будто увидала ангела в человеческом обличии - и он будет её мужем!? Кто она и кто он. Из грязи в княжны. И это духовное несоответствие породило у неё комплекс ущербности. Она сама несет в себе пророческий дар, но перед Ицхаком у неё будет трепет до конца её дней. Наверное, и обращалась она к нему всегда по имени и отчеству. Но Ицхак полюбил её, и здесь впервые Тора говорит нам о любви.
Ашем соединил людей с двумя противоположными качествами: Ицхак - воплощение гвуры, качество дин - суд. Всё принимает без возражений. Ривка же сплошная доброта, и у нее это красивый хесед.

25.21. И молил Ицхак Ашем напротив жены своей, ибо бесплодна она; и ответил ему Ашем, и зачала Ривка жена его.

Двадцать лет у них не было детей (все повторяется). Но они ведь не для того, чтобы рожать одного за другим себе подобных. Задача Ашем, чтобы они родили сына с новыми качествами. А для этого сами родители должны привести себя в соответствующее состояние - Ицхак, например, должен изменить свою категоричность и снизойти до уровня просьб.
И Ицхак молит Ашем за свою жену и Ривка беременеет.
25.22. И сталкивались дети в ее утробе, и сказала она: Если так, зачем же я...? И пошла она вопросить Ашем.
И сказал Ашем ей: Два племени в чреве твоем, и два народа из утробы твоей расходятся; а народ от народа крепнуть будет, и старшему служить младшему.
И исполнились ее дни родить и вот близнецы в ее чреве.

И Ривка и Ицхак прекрасно осознают своё предназначение и вместе ожидают
рождение желанного для Ашем сына. Но известие, что у нее ожидается двойня, становится выше её понимания. Отсюда её "зачем же я...?". - Я, конечно, виновата, что оказалась недостойна Ицхака. 
Объяснения Ашем успокоили её, но понимания не добавили.

25.25. И вышел первый красный весь как плащ ворсовой; и нарекли ему имя Эсав. А затем вышел его брат, рукою своей держа за пяту Эсава и нарек ему имя Яаков. А Ицхаку шестьдесят лет при рождении их.
И выросли отроки, и стал Эсав человеком, сведущим в улове, человеком полевым; а Яаков - человеком бесхитростным пребывающим в шатрах.
И любил Ицхак Эсава, ибо улов во рту у него: а Ривка любила Яакова.

И в самом деле, зачем нужен был Эсав?
- Из-за ошибки Сары мир получил Ишмаэля. Авраам любит Ишмаэля, потому что он его порождение - он носитель качества хесед. Чтобы уравновесить Ишмаэля, Ривка рожает Эсава, носителя качества гвура - Ицхак любит Эсава. Эсав нужен для баланса системы.
А вот Яаков, появляется с абсолютно новым для этого мира качеством - тиферет, которое как стрелка весов между хеседом и гвурой. И это как на уровне семьи между Авраамом и Ицхаком. Так и в будущем на уровне народов мира: Израйль - тиферет, будет стоять между исламом (хесед) и христянским миром (гвура).
Вот такой получается расклад.
Яаков весь в духовном, Эсав - весь в земном.
Эсав - первенец, но в семье Ицхака, это означает, что на тебе лежит ответственность сохранения духовного наследия своих отцов. Эсаву такое и даром не надо, и он продает свое первородство Яакову за чечевичную похлебку.
Прошло много лет, и состарился Ицхак и притупились глаза его, и позвал он Эсава и захотел благословить его как первенца своего. И Ривка услышала этот разговор и она начинает с невероятной расторопностью вмешиваться в ход событий.
Она против решения Ицхака - Эсав не годится быть первенцем и его духовным наследником. Но она не идет к Ицхаку для объяснений, а придумывает хитрый ход - переодевает Яакова в одежды Эсава, на руки его одевает козьи шкуры, приготовливает для Ицхака еду и посылает Яакова вместо Эсава к отцу. 
Ривка видит в Яакове и жителя земли и жителя небес, человека будущего. И она хочет, чтобы Яаков получил от отца благословение на материальный успех. Для Яакова это более необходимо, чем для Эсава. Тот и так возьмет все, что ему надо.
И вот Яаков перед отцом и тот в сомнениях, кто перед ним 
- Голос? Голос Яакова. А руки? Руки Эйсава
И Ицхак понял, что это от Ашем, с которым он не спорит. 
И благословил он Яакова.
27.28. И даст же тебе Эло'им от росы небесной и от туков земных, и обилие хлеба и вина. Служить будут тебе народы и распластаются перед тобой царства .
Конечно, это был обман, хоть и во благо будущего своего любимого сына, но все же обман. И как и любое моральное искривление, оно приносит ответную реакцию если не сразу, то в будущем.
И вернулся Эсав с поля, и пришел к отцу за благославлением и оба в великом ужасе:
27.32. И сказал ему Ицхак, отец его: Кто ты? И сказал он: Я сын твой, первенец твой, Эсав.
И вострепетал Ицхак трепетом безмерно великим, и сказал он: Кто же он, поймавший улов для меня, и я ел от всего прежде чем ты пришел, и благословил я его? - Также пусть благословен будет!
Когда услышал Эсав речи отца своего, издал он вопль великий и горький очень.

У Ицхака развеялись сомнения - то был Яаков. И сейчас он осознал весь ужас будущего противостояния братьев. И вопль Эсава великий и горький, перейдет в вопль сыновей Яакова на всем пути их истории.
Теперь с одной стороны их будет мучать Ишмаэль, с другой - они будут вопить от Эсава.
Так таки да, во всем виной женщина.

Предыдущие части:

- Три женщины изменившие пути истории - Хава.
- Три женщины изменившие пути истории - Сара.

No comments:

Post a Comment