Sunday, October 19, 2014

Лёгкая прогулка по семи дням творения. День 1,2,3.

Я приглашаю вас на легкую прогулку по тропинкам трех первых дней творений Эло'им Неба и Земли.
Все тропы Эло'им достаточно сложны и имеют разные уровни крутизны. У нас легкая прогулка, так что ломать ноги не будем.
И как положено приличному заповеднику иметь на входе карту всех его маршрутов, так и у нас перед походом вы видите всю схему переходов Эло'им от одного дня к другому. Это знакомая вам схема сфирот и связанные с ней 10 речений (приказов), которыми создавались Эло'им наши миры.



Все началось с Воли Творца (сфира Кетер) создать Небо и Землю.
בראש'ת  ברא אל.ה'ם  את  השמ'ם  ןאת  הארץ
וְהָאָרֶץ הָיְתָה תֹהוּ וָבֹהוּ וְחֹשֶׁךְ עַל-פְּנֵיתְהוֹם וְרוּחַ אֱלֹהִים מְרַחֶפֶת עַל-פְּנֵי הַמָּיִם

1. В начале сотворил Эло'им небо и землю.
Земля была безумным хаосом (тогу) и тьма над бездной (вогу) и дух Эло’им парил над водами.

С первого же пасука Тора говорит нам о небе и земле, как о чем-то всем известном. 
Для нас Небо - это некоторая духовная субстанция, а земля - субстанция материальная.
Но одновременно земля, это и Земля, как планета жизни, ради существования которой Эло'им будет создавать все остальные объекты Вселенной.
Тора начинается со слова Берешит (בראש'ת) - в начале. И слово это настолько многозначащее слово, что о нем пишут целые трактаты.
Прочитаем это слово Берешит раздельно, как ב ראש (на иврите  ראש (рош) -"глава", "голова"). Тогда можно прочитать это первый пасук как: В голове у Творца зародился план создать Небо и Землю.
Ещё Берешит можно прочитать как "бара шет" (ברא ש'ת). Бара - сотворил, шет - основа. Вначале Эло'им “сотворил основу”, духовную и материальную - Небо и Землю. И из них затем реализовывал весь свой план.
Слово бара (ברא) - понимают, как творить нечто из ничего. Иными словами, по плану Творца должна быть создана абсолютно новая сущность, не имеющаяся ранее в этом мире.
Всего четыре раза используется слово "бара" - при творении неба и земли, при создании животных, при рождении человека и сотворении Шабата.
Все эти творения наделяются особой высшей формой духовности, и они главные герои Торы.

1.2. Земля была безумным хаосом, и тьма над бездной и дух Эло’им парил над водами.

Кабала, словами Ари, объясняет, что в самом начале, когда Эло’им решил сотворить миры и создания, их населяющие, то:
- сократил себя Он в точке центральной своей;
- и сжался свет, и удалился, оставив свободное, ничем незаполненное пространство;
- и ввёл туда от бесконечного света луч прямой;
- и в пространстве том пустом сотворил все миры.

Я представляю, как  внутрь, невероятно сжатой в точку энергии, Всевышний ввёл всю информацию о будущей Вселенной - все законы в ней действующие и всю программу её жизни от рождения до её смерти.
И внутри этой точки произошел взрыв, энергия перешла в массу, выбросив образовавшуюся материю в пространство Вселенной. Эта первичная материя, которая была вся горящий газ, находилась в состоянии невообразимого хаоса (тогу). Свет был заперт внутри такой материи, и "вокруг" была абсолютная темнота (вогу).
Но в этом же пространстве стало существовать нечто совершенно загадочное, что Тора называет небесами.
А Рамбан, из своего 12 века, утверждал, что только небеса были созданы первые и из "ничего". Творец внес в созданное им пустое пространство некую, не доступную нашему пониманию, "тонкую" духовную субстанцию, способную продуцировать материю. И из неё Он произвел все сущее.

... и дух Эло’им парил над водами.
Это, по-видимому, очень важное продолжение, потому что оно есть второе речение Творца.
Но что есть дух Эло’им и откуда взялись воды?
Земля и Небо два объекта игры Творца, установившего правила "передающий и получающий". Небо реализует идею отдачи. От неё Земля принимает энергию жизни, как дожди с небес.
Небо - שמ'ם (шамаим). Шамаим состоит из слов шам маим = там вода.
Вода, это жизнь и все элементы будущей жизни уже были сотворены Эло’им вместе с небесами.
Небеса, это космос и это множество духовных миров, в которых обитают души, готовые быть спущенными на Землю для получения от неё жизни живой. Но небеса ещё и обитель ангелов и множества других полуматериальных существ, о которых мы знаем только из мидрашей и сказок.
И если земля задумана, как место динамичное и беспокойное, то небеса то небеса, как нам кажется, живут в относительном спокойствии.
И в критические для земли времена, они как Ноев ковчег сохранят и перенесут жизнь в новую земную реальность. 
И дух Эло'им витает на водами, как орел над своим гнездом, охраняя своих птенцов.

1.3. И сказал Эло’им (Да) будет свет! И стал свет.    
И увидел Эло’им свет, что хорош, и разделил между светом и тьмой.
И назвал  Эло’им свет днем, а тьму назвал Он ночью. 
И был вечер и было утро: день один. 


Своим речением Эло'им начинает структурирование материи. 
Свет
 - это безудержная энергия свободы, энергия жизни и созидания. 
Тьма
 - это работа только на себя, и для себя. Изначально была только "тьма". 
Отделив свет от тьмы Эло'им придал ей функции поддержания жизненности вселенной. 
Тьма стала функциональна, она стала выступать как сдерживающая, ограничиваюшая свет сила. 
Свет первого дня творения слишком сильный, он мог бы спалить все творения. 
Но тьма поглощает часть энергии света, она становится своего рода космическим термостатом.
И тогда стихла необузданная пляска элементарных частиц, началось образование атомных структур. Остывший материальный мир начал приобретать привычную нам форму. Материя сгустилась в галактики и звезды, испускающие из темного космоса свой далекий свет.

... И был вечер и было утро.
Но что за вечер и что за утро? 
В эти три дня творения нет ещё ничего того, что мы понимаем, как вечер или утро.
Когда возникает новое творения, то вместе с ним возникают новые объекты-понятия, которые постепенно приобретают
 законченную форму и занимают свое место в наших представлениях.
Назвав свет нам понятным словом день и тьму назвав ночью, Тора намекает на периодичность жизненного цикла во Вселенной - от подъема к спаду, от пробуждения к засыпанию, от рождения к смерти (в нашем представлении).
Вечер - (עֶרֶב) эрев, от корня слова запутанный, смешанный.  
Утро  - (בֹקֶר) бокер - от различимый, упорядоченный.

Тора шесть раз, при каждом сотворенном дне, повторяет "и был вечер, и было утро...".
Нам стоило бы насторожиться - возможно Тора нас о чем предупреждает? 
Это как частые знаки на дороге перед опасным спуском. 
И 
также здесь Тора нам говорит - приготовься к постоянным подъемам и спускам, как на всех уровнях человеческой жизни, так и в жизни нашего ближнего космоса. Но неизменно наступит утро и все вернется к своему порядку. Так задумано, и это тов - хорошо.  
И вспоминимая об этих страшных тогу и вогу, невольно думаешь о приближающихся 6000 лет земной жизни, который мы называем "конец времен". И это будет великий Шабат Земли?  А человек вернется к Творцу в Его седьмой день творения. И опустевшая Земля  перейдет в состояние "тогу" - фактически хаоса. 
Но на восьмой день творения, будет отстроена новая реальность, другого духовного уровня и значительно динамичнее прежней. И сойдут, как с небесного Ноева ковчега, на землю сохраненные души, несущее в себе весь опыт прошлых жизней. 
И такие космические приливы и отливы - закон созданного мира. Смывается старое и строится все новое. Это и составляет эволюционный процесс, определяемый, как квантовый переход из одного качественного состояние в другое. Кабала говорит, что миры создавались и разрушались. И сколько таких циклов прошло пока появился наш человек. И Мидраш говорит, что ещё до появления Адама, таких циклов было 974.
Идем дальше. 
1.6. И сказал Эло'им: пусть станет "рикиа" (свод) в середине воды, и да разделит между водами и водами.
И сделал Эло'им свод, и разделил между водой, которая под сводом и водой, которая над сводом. 
И назвал Эло'им свод небом. И был вечер и было утро: день второй.
Со второго дня Эло'им занимается формированием Земли. 
Для земной жизни нужна вода в жидком состоянии. 
Ещё в Мидраш Раба поэтично рассказывалось, что верхних вод больше чем нижних, и они находится в замершем состоянии, и рассеянны по всему космосу.
И функция ракиа (небосвода) - оградить землю от мерзлоты космоса.
Стать некой прозрачной одеждой земли, которую мы называем атмосфера. 

В духовном аспекте ракиа должна разделить живой мир земли от мира душ.
Но и духовный мир будет разделен на множество уровней.
В этот второй день Эло'им не сказал (כי טוב) ки-тов - это хорошо, потому что, во-первых, работа не закончена, во-вторых, идет процесс разделения единства творения, и трудно сказать на это ки-тов.  
Мудрецы кабалы называет "дни творения" не днями, а этапами, длящимися пока не реализуется речение Эло'им. 

1.8. И сказал Эло'им: соберутся воды под небом в одном месте, и покажется суша. И стало так.
И назвал Эло'им сушу землёй, а собрание вод морями.
И увидел Эло'им, что хорошо.
Из анализа слов речения можно понять, что нижние воды начали стекаться в одно место, а верхние воды изливаться вселенским ливнем и собрались внизу. Образовались реки и моря.
Теперь все устойчиво и "ки тов" - хорошо. 
Есть небо, моря и суша - все условия для существования жизни.

1.11. И сказал Эло'им, произрастит земля траву семяносную, дерево-плод, делающее плод по роду его, в котором семя его на земле.
И стало так.
И дала земля траву семяносную по роду её и дерево, делающее плод, в котором семя его по роду его.
И увидел Эло'им, что хорошо.
И был вечер и было утро: день третий.

Эло'им создал Землю, как уникальную, самостоятельную духовную сущность, способную к рождению на ней новых форм жизни. 

И первый же приказ Эло'им она выполнила почти с точностью. Почти, потому что земля подошла творчески к своему заданию и произвела не дерево-плод, как сказал Эло'им, а дерево делающее плод. Иначе грызли бы мы сейчас кору, вместо яблок. С другой стороны, Адам может быть тогда не согрешил бы.

Мы подошли к концу нашей прогулки, но если вы сейчас посмотрите на наше вечернее небо, то с удивлением увидите там луну и звезды, а утром Солнце. 
До этого дня их не было видно, т.к. небо было застелено плотными газовыми и водяными облаками. Был лишь слабый рас
сеянный свет.  

Растения очистили атмосферу Земли, она стала прозрачной, светила различимы и теперь уже можно о них поговорить.
Звезды и планеты начали оформляться ещё в первый день, но Тора нам напомнит о них только в четвертый день. (а туда 
мы прогуляемся в другой ясный день).

Тора в своем рассказе движется не по последовательности природных событий, а по их месту на тропах сфирот.

Лёгкая прогулка по семи дням творения. День 4.

Лёгкая прогулка по семи дням творения. День 5.

No comments:

Post a Comment