Monday, October 27, 2014

Лёгкая прогулка по семи дням творения. День 4.

1.14. И сказал Эло'им: Да будет светила на своде небес различать день от ночи, и будут они для знамений и для времен, и дней и лет.
И будут светилами на небосводе, светить на землю. И стало так.

В первые три дня творения Эло'им создавал материю в её статическом состоянии - свет, воды, землю, растения.
В следующие дни 4, 5 и 6 начинается период создания форм, в которых материя оживает, она движется и заполняет собой пространство воды, атмосферы и земли.

День 1. Да будет свет.-День 4. Да будут светила. 
День 2.  Да будет вода... небо.. -День 5. Да воскишит вода ползучей душой,, и птица полетит над землей.
День 3. Произрастит земля траву семеностную и дерево.. -День 6. Даст земля душу живую,.. скот и зверя..

Мы сегодня в червертом дне творения, в котором Эло'им командует светилами.
День этот стоит посреди всех семи дней творения. Он устанавливает мост между статическим состоянием материи и их динамической формой, высшим состоянием которой является жизнь. И энергия Солнца, которое Эло'им поставил светить на землю, должна питать земную жизнь. Но солнечную энергию нужно уметь преобразовать в энергию животной жизни. И эта функция была возложена на растения, которые наделены уникальными свойством аккумулировать солнечную энергию, преобразую её в органический продукт питания животных.

-  Да будет светила на своде небес различать день от ночи и будут они для знамений и для времен, и дней и лет.
Слово "будет" (מְאֹרֹת) написано в единственном числе, что по-видимому, намекает, что главное светило есть Солнце, а Луна лишь отражает его свет.
Все готовится к приходу человека в этот мир. Его ещё нет, но уже расписано, что ему нужен день для труда и ночь для отдыха. Ему нужен будет календарь и по нему люди будут выделять важные даты и события.
Слово "знамения" подразумевает понимание влияния небесных тел на жизнь человека. Это и солнечные затмения, и пролетающие близко кометы, и расположение звезд на небосводе. Все это имеет свое влияние как на души живые на земле, так и на события в мире. И во все времена и во всех народах были свои звездочеты и предсказатели.
Но человека заносит, и поклонение звездам началось уже во времена Эноша бен Шет, внука Адама. (А в наше время имеет место поклонение науке). И это не от невежества Эноша, а от огромных знаний которые ему открылись. И в "Книга Юбилеев" написано, что по звездам Энош видел всю судьбу мира и каждого человека от рождения до его смерти.
Тора запрещает нам гадания по звездам, которое так распространено в языческом мире. Но понимать язык звезд и их влияние на жизнь, это знания, от которых пытливый ум не может отгородиться. И эти знания называют астрологией. 
Одни мудрецы, например, Ибн Эзра и Рамбан считают астрологию наукой, другие шарлатанством и источником идолопоклонства. 
Каждый человек от рождения связан со своим небесным созвездием, которое имеет на него определенную степень влияния, и это называется мазаль. И по радостным для друзей событиям мы произносим, Мазел Тов, благословляя его на счастливый для него мазаль. 
Звезды показывают общую тенденцию будущих событий, основываюсь на особенностях характера человека или народа, но человеку дано стать выше обстоятельств и изменить свой мазель.    
И таких историй в Танахе и в других еврейских источниках много.
Наш праотец Авраам был великим астрологом и знал, что ему и Саре предначерчено небом быть бездетными. Но Ашем слегка изменил их имена, и Сара родила ему сына. 
Тора нам повторяет, что над всем этим миром есть Ашем, который может легко изменить предначертанную небом судьбу, попроси.

1.16. И сделал Эло'им два великих светила: светило большее для управления днем, и светило маленькое для управления ночью, и звезды. 
И поставил их Эло'им в своде небесном светить на землю.
И управлять днем и ночью, и различать между тьмой и светом.
И увидел Эло'им, что хорошо.
И был вечер, и было утро. День Четвертый.

Солнце и Луна - два великих светила, по своему предназначению, они главные в управлении жизнью на Земле. Но вся энергия света от солнца, а луна велика по своей способности отражать его свет. Есть дающий и получающий, и великий тот, кто получает, чтобы затем желать использовать этот свет для других.
В Торе постоянно показано, как духовное привязано к материальному.
.и различать между тьмой и светом.
 - Свет и тьму мы ассоциируются с добром и злом, и свет Солнца с этической точки зрения, позволяет различать где добро, а где зло. 
И человек, иногда, попадая в кромешную тьму полной безысходности, вдруг обнаруживает слабый свет Луны, который выводит его на потерянную дорогу.

И все же для чего нужны звезды, какая их функция.
Этот вопрос мучал не только молодого В.Маяковского, который так прекрасно на него ответил:
...Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
                    ***
Чем больше астрономы изучают вселенную, тем более отчетливо вырисовывается уникальность Солнечной системы в нашей Галактике и самой Земли в Солнечной системе. Все что связано с Землей выпадает из общих правил, наблюдаемых за сотнями других подобных планетарных систем, а само Солнце также ведет себя "по-своему" в семействе сотен миллиардов других звезд галактики.
Вся Вселенная работает на поддержание жизни на нашей крохотной планете. 
С этой точки зрения наполняется смыслом древняя геоцентрическая система, в которой Земля - центр Вселенной.
И дух Эло'им витает над миром.

В четвертый день творения была создана строгая система управления миром в целом и Землей в частности. Поэтому четвертый день относится к категории суда. 
И в Торе с числом 4 связаны сложные события, как например, 
4 Вавилонских царя победили 5 царей Сдома.
40 дней Моше был на Синае и 40 лет евреи ходили по пустыне.
Эсав с 400 своими воинам вышел на встречу с Яаковом и. и т.д.
Талмуд говорит, что 4-й день - среда, не подходяший день для начинания новых дел (также, как и понедельник - 2-ой день в творении, про который Эло'им не сказал "и это хорошо").

Лёгкая прогулка по семи дням творения. День 1,2,3.

Лёгкая прогулка по семи дням творения. День 5.

No comments:

Post a Comment