Wednesday, November 5, 2014

Лёгкая прогулка по семи дням творения. Дни 6, 7

1.24. Сказал Эло’им: Даст земля душу живую по видам её, скот и пресмыкающихся и зверя земного по роду его. И стало так.
И создал Эло’им зверя земного по роду его, и всех пресмыкающихся земных по их. 
И увидел Эло’им, что хорошо.

Новый день, новое творение. Сегодня в структуру земной жизни должны быть включены новые уровни иерархии - животные и главная цель семи дней творения - человек.

В третий день творения земля дала "траву семенную и дерево плодоносное..", потому что растения часть земли, они её порождение. Сегодня земля раскрывает свои новые возможности и выводит из себя животную душу, точнее её часть, связанную с биологией животного.  
Интересен порядок животных, которых должна дать земля - скот (בְּהֵמָה), 
пресмыкающихся (רֶמֶשׂ) и зверя (חַיְתוֹ אֶרֶץ) 
Весь ряд построен по росту их духовного приближения к человеку. 
Самые близкие к нему, это скот (בְּהֵמָה) - домашние животные и не только типа корова, овцы, но и сабака, кошка и возможно другие животные, используемые в помощь человеку. Они зависят от человека, нуждаются в его опеке.
Но в следующем пасуке "И создал Эло’им.."  животные перечислены в другом порядке - сначала зверь земной, затем скот, затем пресмыкающиеся. От более сложной физиологической природы, к более простой.
Земля дала материал и вывела из себя души животных "нефеш", а Эло’им придал им форму - сотворил их тела, и дал им жизнь, добавив "хая". Нефеш хая (душа живая) - это совместное производство Земли и Эло’им.

И стало так (ויהי כך). 

Но более точное значение этих слов - и стало примерно так. Не все полностью выполнено. Нефеш человека земля дать не смогла.
Ведь было сказано "Даст земля нефеш хая по видам её.." -  всевозможные виды живых душ.  И мидраш говорит, что сюда включены и нефеш чертей, бесов и всякой другой нечистой силы. Быть может земля должна была бы дать и нефеш человека.
Однако в списке, что создал Эло’им, человек не числится. Значит земля такой вид души не произвела.
Она, по-видимому, старалась и произвела какие-то около-человеческие типы душ, например, неандертальцев и кроманьонцев, но Эло’им их засчитал за животных.

И увидел Эло’им, что хорошо. 


Может возникнуть вопрос, если человек - главная цель творения, тогда для чего Эло’им создает столько духовных тварей.

Сколько их должно быть одному Эло'им известно, но все что он делает всегда функционально.
Человек - цель творения, а цель в своем единстве должна соединяться с началом. Все, что создавалось для достижения этой цели, должно быть в неё включено. И животная душа человека, должна включать в себя все виды нефеш, что дала земля. Хотя они и стали корнем дурного начала в человеке. И вся его духовная работа до конца времен, это научиться управлять своим дурным началом. 
Одни качества дрессировать, другие загнать в клетку, третьи придавить как клопа.
И это называется исправление своего дурного начала. Все виды нефеш в человеке, должны установить гармонию в его душе. Наверное, такое невозможно без вмешательства Эло'им. 

Благословление "плодитесь и размножайтесь" животные не получили.

И барух а-шем. Иначе от всяких ползающих и рычащих спасу не было бы.
Тем более, что они ещё и духовная составляющая внутри нас.

1.26. И сказал Эло’им: сделаем Адама по Нашему образу и Нашему подобию, и пусть он владычествует над рыбой морской и над птицей небесной, и над всей землёй, и над всем пресмыкающимся, которое пресмыкается по земле.

И сотворил Эло’им Адама по образу своему, по образу Эло’им сотворил его, мужским и женским - создал их.

.. сделаем Адама... - "сделаем" стоит во множественном числе. К кому Эло’им обращается  и кого выбрал себе в партнеры делания Адама.

Любимый ответ, это Эло’им обращается к самому Адаму. - Я тебя создам, а ты, пока у меня будет шабат, уж сам достроишь себя до моего замысла. Это очень красивое и всегда актуальное толкование.
Но Адама ещё нет. Но вот зато на сцене есть Эло’им и земля - матушка природа. Они два участника творения. Земля дает материал, из которого Эло'им формирует человека, внедрив в него животную душу.  И когда сам Творец вдохнет в Адама божественную душу, как часть от самого Творца, тогда можно сказать что Адам стал сделанным ...по Нашему образу и Нашему подобию..
  "образ" (צלם - целем). Это повторение структур духовной (от Эло’им) и материальной (от Земли) -"..Нашему образу..".
Кабала рассматривает слово צלם (образ) как аббревиатура צ-ל-ם
צ - цедек. Человеческое тело.
ל - ламед. Способность учиться, совершенствоваться. Голова.
ם - мем. То что над человеком. 

צל (цел) - это тень. И у нас это тень Эло'им над человеком. 

Давид в своем стихе поет - "Храни меня как зеницу ока, в тени крыльев твоих скрой меня".

...по подобию - означает быть функциональным, получить способность управлять миром и способность исправлять его, что доступно пока лишь Эло’им.


...и пусть он владычествует над рыбами в морях, и над птицами в небе, и над животными, над всею землей.
Адам назначается царем на земле, как обладающий способностью управлять животными и в себе, и в реальном мире.

И сотворил Эло'им Адама по Своему образу, по образу Эло’им сотворил его, мужчиной и женщиной Он создал их.

В очередной раз в главе Берешит используется слово בְרָא - сотворить нечто, чего ранее не существовало.
И этим нечто стала божественная душа (нешама), которую Творец вдохнул в Адама и о чем Тора нам подробнее расскажет в следующем разделе нашей главы.
Получив божественную душу, Адам стал частью Эло'им, "по образу" его.
Но по подобию Эло'им, в смысле функциональности, на этом этапе творения достигнуто не было. Это станет работой человека следующего мира.

... мужчиной и женщиной Он создал их.

Адам - это когда мужчина и женщина, как одно единое.
И мы ещё увидим, что земля сначала таки вывела Адама, как мужчину и женщину в нем одном. И затем Ашем исправлял его, разделив на мужчину и женщину.
Мужское и женское начало - определяют правила "дающий и принимающий", которое отражает структуру нашего мира. Без одной из компонент Адам не совершенен, т.е. не функциональный. 

1.28. И благословил их Эло’им, и сказал им Эло’им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и завоёвывайте её, и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

1.31. И увидел Эло’им всё, что сделал, и вот, хорошо очень.
И был вечер и было утро, день шестой.

Завершается последний шестой день творения и увидел Эло’им все, что сделал, хорошо очень. 

И был вечер и было утро день шестой.
День шестой написан с определенным артиклем (הַשִּׁשִּׁ), что говорит об выделенности этого дня из всех остальных шести дней творений. В этот день все завершено и достигло полноты своей формы. 
Итог подведен - все хорошо очень. И мы, смотря на то, что творится в мире удивляемся, так что же в нем такого хорошего.
Но Тора отвечает, что это не просто хорошо, а хорошо очень.
И мудрецы объясняют, что это означает, что вместе с Адамом в мире создано зло, как следствие разделения творения
Но без него никакого продвижения и прогресса в нашем мире не произошло бы ни в духовном, ни в материальном. 
Эло'им внес в мир два главных понятия "Добро и Зло" и создал такой баланс добра и зла, и такую их функциональную окраску, что порой их не различить. 
И понять, что есть что, становится главной задачей Адама. И для этого нам в помощь будет дана Тора.
Только научившись ясно различать Добро и Зло сможет Адам стать подобным Эло'им. 

2.1. И завершились небо и земля, и всё воинство их.

И завершил Эло’им  в день седьмой работу, которую сделал, и прекратил в день седьмой всю работу, которую делал.
И благословил Эло’им день седьмой, и выделил его, потому что в этот день всю работу, которую создал Эло’им, чтобы делать.
   
Закончены небо и земля и всё их воинство - На небе духовные сущности, на земле все материальные творения и Адам и зло к нему в придачу, чтобы не заскучал.
Воинства, потому что все и ангелы, и демоны, и птицы, и животные, все активные участники исправления человека.
Ведь было сказано "сделаем человека", но он был только сформирован. 
Он не получил окончательного содержания. В этом месте начался шабат и Эло’им прекратил всю работу, которой занимался. И эту работу Адам пришел доделывать сам, а все воинство неба и земли ему будет в помощь.

И благосл
овил Эло’им день седьмой, и выделил его...

Три раза повторяется день седьмой в этом пасуке и везде число семь с определенным артиклем (השבע).
Это показывает на высокую особенность седьмого дня, который выделен своим благословлением среди всех других сроков творения.
Особенность седьмого дня проходит через всю Тору, потому что семь, это сфира Малхут, конечная сфира дерева сфирот, которая благословлена Эло'им. Семь это замыкание цикла творений, сравнение результата с задуманным. На этой ступени, происходит остановка и наслаждение от выполненной работы - и это шабат.
В этом состоянии происходит заполнение душ высшим светом. И вы тихо сидите и любуетесь картиной, которую шесть дней творили. 
Со ступени седьмого дня вы уже переходите в завтра. Но опыт прошлых трудов ваших открывает в вас новый потенциал и вы переходите в завтра уже другим, более зрелым.
На числе семь построены все циклы творения - 7 дней недели, 7 лет шмиты, 7 тысяч лет нашего мира. 
В такие циклы, более высокого уровня полноты, всегда добавляется ступенька к Творцу, отмеченная благословленным числом 5 :
50- дней (7 * 7 + 1) от Песаха до Шаувот. 
50 дней от 9 ава до Рош аШана.
Каждые 50 лет наступает Йовель- два года шмиты и полное освобождение от рабства и долгов.

Наверное, Тора должна бы продолжить свой рассказ о путях человека на земле, начиная с детей Адама Каина и Авеля.

Но Тора перед этим нас заводит за кулисы божественного спектакля, и мы становимся свидетелями рождения Адама, его жены Хавы, и скандалом разыгравшемся в Эдэнском саду и всякого другое, что можно увидеть только за кулисами.
Так что, надеясь, следующий наш тур будет уже по Саду в Эдэне.

No comments:

Post a Comment