Thursday, November 20, 2014

Лёгкая прогулка по эденскому саду - 3.

Мы продолжаем нашу прогулку по эденскому саду, и сегодня мы подошли к самому волнительному моменту нашей истории. Тысячи ахов и сожалений, ну как же так..., вот если бы Адам не вкусил от дерева ... Но он сделал то, что сделал. 
3.1. А нахаш (змей) был самым хитрым из всякого зверя полевого, которого сделал Ашем Эло'им, и сказал женщине: действительно ли сказал Эло'им: не ешьте от всех деревьев сада?
И сказала женщина змею: от всякого дерева сада можем есть. А от плода дерева, которое в середине сада, сказал Эло'им: не ешьте его, чтобы вы не умерли.
И сказал змей женщине: не смертью умрете!
Потому что знает Эло'им, что в день, когда вы съедите от него, и откроются глаза ваши, и будете как Эло'им, знающий добро и зло.

А нахаш был самым хитрым из всякого зверя полевого...
Часто переводят - он был самым умным.
Здесь буквально два слова, которые дают необыкновенно много информации к прочтению это пасука.
Нахаш (נחש) - змей. Адам дал ему имя нахаш, потому что видел в нем неприятные способности к колдовству, гаданию и ворожбе (от "ленахеш" - угадывать, гадать).
Слово хитрый - ערום (адум) ещё означает "лукавый" и "голый". 
Он голый, значит он без шерсти, не как все другие животные. И видны его места, следовательно, он ходит на двух ногах, как люди, но он без рук. Итак, он длинный, тонкий, голый, прямоходящий, а в глазах светятся хитрость и лукавство. Но сам по себе нахаш животное беззлобное.
Обычно представляют нахаша, как источник зла. Он прообраз сатаны. 
Соединим последний пасук 2-ой части главы Берешит с началом нашей части.
2.25. И были оба обнаженными, Адам и жена его, и не стыдились.
3.1. А нахаш был самым голым из всякого зверя полевого.
Вот такая компания главных героев (Интересно, как бы их играли на сцене).
Но сейчас нахаш гуляет с женщиной, и они ведут светские беседы -
...  действительно ли сказал Эло'им: не ешьте от всех деревьев сада?
Нахашу, почему-то, непременно надо, чтобы женщина съела плод от дерева, что посреди сада. Зачем это ему?
Видится, это надо Ашем Эло'им.
Нахаш, это необычное из животных, был создан Эло'им специально для определенной роли, которую он сейчас и играет.
Ещё раз напомню, что мы в метафизическом мире и все созданные живые души, как карандашные зарисовки, у них не физические тела, а только их энергетический контур.
Правда, после того как Адам назначил имена всем животным, они приобрели свою функциональность и появились на земле в своих материальных формах, и двуногий нахаш тоже шнырял где-то там в кустах. Внизу уже начался шестой день творения.

А наш нахаш ведет разговор с женщиной, потому что Адам разговаривать с ним не станет - он знает этого типа, ведь сам дал ему его имя.
...И сказал змей женщине: не смертью умрете!
Потому что знает Эло'им, что в день, когда вы съедите от него, и откроются глаза ваши, и будете как Эло'им, знающий добро и зло..

Нахаш говорит с уверенностью. Эло'им передал ему в уши все о дереве в середине сада и о запрете Адаму кушать плоды от этого дерева.
Дальше начинает работать лукавый характер нахаша. Он с удовольствием расправился бы с Адамом и занял бы его место царя над всеми животными. Он ведь самый умный. 
Некоторые мидраши говорят, что он ещё хотел и забрать себе Хаву в жены, но в эту идею вложен иной смысл. 
Весь разговор, который нахаш ведет с женщиной очень поучительный. Но главное, он ни в чем не врал. Он знал, что это обычное инжирное дерево и от него спокойно можно есть. И что "будете как Эло'им, знающий добро и зло" - абсолютно верно, но только это является конечной целью делания Адама.
Нахаш полагал, что здесь какая-то хитрость Эло'им. Он, конечно, больше любит меня, чем этого Адама, иначе зачем ему дают такие непонятные запреты.
Нахаш, как животное, не имеет никакого представления об Ашем и его планах.
Он видит свою выделенность, и считает, что и люди созданы, как подобие ему, как возможные его соперники.
Ведь все животные одинаковы и их главная страсть - получить наслаждение. А человек, такое же животное. Да и сам Эло'им подстраивает что-то Адаму для своего развлечения.
Так видели и греки своих богов.

3.6. И увидела женщина, что хорошо дерево для еды, и вожделенно оно для глаз, и желанно дерево для знания; и взяла и ела; и дала также и мужу своему с ней, и ел.
И открылись глаза их обоих, и узнали, что они обнаженные, и сшили лист инжира, и сделали себе пояса.

.. И увидела женщина, что хорошо дерево...
Во всех днях творения Эло'им 6 раз видел, что "хорошо".
И здесь Тора приводит это выражение в 7-ой раз.
На этот раз речь идет о дереве знания.
Число 7 связано с понятием отделенности. Дерево знания было отделено Ашем от всех других деревьев сада. И Адам, съев от него, отделил себя от сада и от Ашем.

3.7. И открылись глаза у обоих, и узнали, что они обнаженные, и сшили лист инжира и сделали себе пояса.  
.. и спрятались от Ашем в середине дерева сада.

Мидраш говорит, "обнажены" означает, что Адам лишился той одной заповеди, которая связывала его с Ашем. Этот запрет был их общим откровением, доверием Адаму. Теперь это стало изменой Ему.
И поняли они, что сделали зло в глазах Ашем, и в стыде спрятались в листве дерева, которое стало называться "деревом добра и зла" (как говорит Мидраш Тадше, до этого рассказчик так называл его перспективно).
Они сшили себе не "фиговые листочки", а пояса из листьев этого дерева и "перепоясались", т.е. разделили свои верх и низ - свои нешаму и нефеш.
И если раньше равновесие в душах поддерживалось энергией от Ашем, то теперь они её лишились - они обнажились, их нефеш упала "вниз".
Животная часть души освобождена, она отдалилась от нешамы.
Свобода, в которой поселилось зло.
Но в душе Адама зародилось нечто, что мы называем стыд, без чего будущее исправление человека невозможно.

3.9. И воззвал Ашем Эло'им к Адаму, и сказал ему: где ты?
- Голос Твой услышал я в саду и испугался, потому что обнажен я, и спрятался.
- кто сказал тебе, что обнажен. Не от дерева ли, от которого я приказал тебе не есть, ел ты?
И сказал Адам, женщина, которую ты мне дал, дала мне и я ел.

Не важно, как долго уговаривала женщина Адама, главное результат - он съел этот плод. Мидраш говорит, что она долго нудила.
Адам смотрел на женщину, как на существо более высокого уровня и более приближенное к Ашем, чем он сам. Поэтому он воспринял её действия, как исходящие свыше. И спокойно ел. Он ей подчинился, фактически передал ей функции главы семьи.

3.17. А Адаму сказал: за то, что послушался голоса жены своей и ел от дерева, от которого я приказал тебе...
 И был наказан не столько за то, что ел, но за то, что послушался голоса жены своей. За то, что оставил свою главенствующую роль в семье. Ведь женщина была дана ему в помощь, но никак не в главы семьи вместо него.

Наказания было дано всем по заслугам их.
Адам "благословлен" на тяжелый труд.
Хава на муки рождения сына.
А у нахаша Эло'им стер ноги со своего эскиза, и теперь по земле ползают разные змеи. Да и зачем на земле нужно иметь такое умное и хитрое животное, когда уже для этого готов человек.
А мудрые ученые будут изучать скелеты больших змей и удивляться, откуда у них остатки тазобедренного сустава, и петь хвалу дарвинизму.

И был Адам отослан на землю, и вместе с ним туда отослано и зло, которое от нахаша. Но как мы говорили, Адам давал имена всем животным и узнавал их суть по аналогичной сути, спрятанной в его душе.

Т.е. зло изначально дремало в самом Адаме. И оно как раковая опухоль, может вырасти в человеке и убить его самого. И от человека требуются усилия, чтобы уйти от зла и выбрать жизнь. 
И так было задумано Ашем и об этом и было сказано в днях творения: 
... и увидел Эло'им всё, что сделал, и вот, хорошо очень. И был вечер, и было утро, день шестой.

3.23. И выслал его Ашем из сада Эдэна обрабатывать землю, из которой взят. 
Уже начался седьмой день творения. У Ашем шабат, а у нас до сих пор проблемы со своей свободой воли. 
Мы познаем, что есть добро и что зло.
Зло - это деструктивная функция от несовершенства в творении. Оно хочет увеличить это недостаток, разрушить творение.
Добро - это исправление недостатка, стремление к восстановлению единства творения
Свобода воли, это энергия в человеке, которую можно направить на исправление или на разрушение.
Исправление человеческой души (тикун) - это использование своей свободы воли для восстановление своей духовную целостность, подчинении своей животной души своей нешаме.
Там в саду, свобода воли Адама была очень ограниченна, она находилась лишь в своем потенциале. 
Чтобы полностью её реализовать, ему нужно пройти весь процесс исправления, весь тикун.
Для этого Адама, уже как будущее человечество, надо сначала опустить на дно земли и оттуда он должен начать реализовать себя.
Но из этого нулевого состояния надо вернуться в точку, откуда тебя отослали в реализованном для свободы воли виде.
Любить не потому, что ты таким создан, а потому что любви научился.
И когда человек всё познает и всё исправит, тогда и станет, как Ашем Эло'им.

No comments:

Post a Comment