Tuesday, November 18, 2014

Лёгкая прогулка по эденскому саду - 2.

Мы с вами снова в метафизических мирах, на краю Эдена, где Ашен насадил свой Сад, а посреди сада два мистических дерева - дерево жизни и дерево познания добра и зла.

2.10. И река выходит из Эдена, чтобы оросить сад, и оттуда разделяется и становится четырьмя разветвлениями.

Имя одного - Пишон, он обтекает всю землю Хавила, в которой золото. И золото той земли хорошее; там хрусталь и камень оникс. 
Имя второй реки Гихон: он обтекает всю землю Куш. 
Имя третьей реки Хиддекель, он идёт восточнее Ашура.
Четвертая река Прат.

Река символизирует блага жизни. И Эден является чистым энергетическим источником этого блага, в нем все в одном. Река орошает эдемский сад, "лабораторию" Ашем. Здесь река проходит стадию более "грубой" материализации. И это всегда процесс разделение целого на части. Мы разделяем целое, чтобы проявить в нем сокрытое. Чтобы скрытое стало доступно для изучения и исправления.

Река выходит из сада четырьмя духовными потокам, питающими своей энергией четыре типа человеческих страстей. 
Четыре реки - это ещё и четыре стороны света, по которым четыре потока человеческой души направляют свою жизнь, свои жизнеустремления.
Поток реки Пишон, означает "вытекающая из берегов", "разливающаяся", и символизирует стремление к обладанию земными ценностями. Это путь потребления, страсть к обогащению и самовозвеличиванию.
Река Гикон - "бурная река", символ похотливых страстей.
Река Хиддекель течет к востоку от Ашура (Ассирия) - стремление к имперскому господству и своеволию.
Четвертая река Прат. Прат от слова (לפרות) плодиться, давать урожай. Это река несет добро и благословление. Прат ничто не обтекает, его водами пропитывается весь мир.
Не стоит искать эти реки на карте, потому что здесь сплошные символы и Тора могла назвать эти реки, как угодно. Но для тех первых евреев, которые получили Тору, эти названия были знакомы, и они рождали в них правильные ассоциации. 
Адама в саду ещё нет, а потоки рек, уносящие его к будущим земным страстям, уже подготовлены.

2.17. И взял Ашем Эло'им Адама и поместил его в саду Эдена, чтобы возделывать его и оберегать.
И приказал Ашем Эло'им Адаму, говоря: от всякого дерева сада ешь! И от дерева познания добра и зла - не ешь от него, ибо в день, когда ты съешь от него, смертью умрешь.
Сказал Ашем Эло'им: Не хорошо, что Адам одинок. Сделаю ему подмогу напротив его.

Ну вот и первые заповеди - повелевающая (ешь!) и запрещающая (не ешь!).
Но что же это за такой сорт дерева, что на него такой запрет наложен. 
Добро и зло растут из одного дерева, у них общий ствол и общий корень, уходящий в Эден. Попробуешь притягательный плод этого дерева и не поймешь - это было добро или зло, эликсир или яд.
Учат мудрецы - чтобы научиться различать между ними, надо сначала поесть от дерева жизни, которое растет тут же.
Но проблема в том, что дерево жизни в эденском саду - это как мираж. Её реальные плоды на земле.
Деревом жизни ещё называют Тору, которая тоже на земле и без её знаний трудно определить, что есть зло, а что добро. 
И оба дерева растут в середине сада - т.е. дерево жизни и дерево познания добра и зла, это одно и тоже дерево.
Дерево познания (מעצ הדעת) это уже категория кабалистическая, связанная с глубиной познания предмета - есть уровни Хохма и Бина. И есть третий уровень познаний - Даат (דעת). Это наиболее глубокий, чувствительный  уровень получения знаний. Ты в них растворяешься, они становится частью тебя. Даат можно достигнуть лишь знанием и опытом. 
В Адама были вложены понятия "истина-ложь", но эти понятия интеллектуальные, на уровне Бина. Адаму, как духовному вместилищу всего опыта материального бытия, просто необходимо в полной мере испробовать вкус этого дерева жизни, как глубоко прочувственных, испытанных на себе всех оттенков добра и всех ужасов зла.
Нельзя теоретически постичь, что есть любовь и ненависть, рождение и смерть, спасение и предательство, рабство и свобода, горение на кострах и в печах, муки замерзания во льдах и муки от болезней, и горе потерь. Что значит быть богатым и бедным, и что значит быть почитаемым и презираемым. Где ещё можно прочувствовать радость открытия и горесть неудачи, победу и поражение и тысячи других эмоциональных оттенков жизни.
Чтобы познать все это Адам должен будет делиться на миллиарды душ разнесенных во времени по всем уголкам земли. И подобно пчеле, несущей свою каплю меда в свой улей, каждая душа будет наполнять своим прочувствованным и выстраданным опытом "улий" Адама. И так, пока последняя форма зла на земле не будет обнажена и исправлена. Поэтому и говорят мудрецы, что в конце времён зло будет проявлять себя открыто.

 ...Не хорошо, что Адам одинок. Сделаю ему подмогу напротив его..

Адам был сформирован в мире Иецира, как одно существо с душою живою.
Теперь мы слышим новое речение Ашем:  И сказал Ашем Эло'им ..  сделаю Адаму подмогу...
Если не знать, чем все это закончится, то начинаешь мучаться в догадках, что за подмога, в чем, и где это он так устал. 
Затевается, какая-то большая интрига против Адама. Ведь он сам в себе, полностью самодостаточен. Его нефеш и нешама в абсолютном единстве и гармонии.
Но Адама постепенно готовят к высадке на землю. И одному ему невозможно будет справиться с бурными потоками жизни. Ему нужен помощник, который "напротив него" - лицом к лицу, в состоящем с ним в единстве душ и единстве их содержаний.

2.19. И сформировал Ашем Эло'им из почвы всякого зверя полевого и всякую птицу небесную и привел их к Адаму, чтобы посмотреть, что назовет ему: и все, что назовет ему Адам душа живая его имя.
И назвал Адам имена всякому скоту и птице небесной и зверю полевому, а для Адама не нашел подмоги напротив его.

Животные в саду, также как и Адам ещё только сформированы, потому что здесь, на уровне мира Иецира все лишь формируется, оно ещё не завершено, в нем чего-то не хватает и это не только их тела.
Слово "сформировал" (יִּצֶר) написано с одним "йод", в отличие от "сформировал" Адама - с двумя "йод". Т.е. в животных вложена лишь нефеш - животная душа.
Кабала говорит, что 22 ивритскими буквами творился мир. И Адаму вместе с его нешамой уже была дарована способность управлять словами, но говорить-то пока не с кем. Так что сейчас Адам будет учиться строить и произносить слова на языке иврит, соответствующие сути каждого из животных. Это очень интересный процесс доделывания, как самого себя, так и животного - доделывание через слово.
Все души животных имеют разные духовные качества, но пока они как живые безымянные игрушки.
В Адаме, в абсолютном единстве, исходно были заложены все окраски животной души и божественный интеллект. И Адам, давая животным имена, должен был увидеть заложенную в них суть, найти такое соответствие в своей части нефеш и назначить ей имя. После этого животное приобретало свою, соответствующую этому имени, функциональность.
Все животные подходили парами.
Сначала первыми подходили к Адаму животные души, наиболее близкие к его нефеш.
Первой пришла собака (она всегда бежит впереди) и назвал её Адам "келев" (כלב) от כ-לב - как сердце. И её преданность известна.
Потом пришел бык - этот всегда знает своего хозяина и не допускает своеволия вокрух него, и назвал его "шор" (שור) от корня שור - видеть, способность к восприятию.
С быком была его корова и назвал её "пуру" (פרה) от корня плодоносить, кормить человека.
Затем притопали осел с супругой - и назвал их хамор (חמור) от слова חומר - материя. Ибо знает он только свои ясли и ничего другого знать не хочет.
Прискакала лошадь и ржет от радости наслаждения от своего бега. И поэтому назвал её сус (סוס) от שוש - кричать от радости.
Тихо подошла кошка и потерлась о его ноги, и прыгнула ему на колени. И назвал её хатул (חתול) от корня חתל - покрывать, и это символизирует идею скромности. Она первая прикрыла Адаму его место.
Затем были птицы, а за ними подошли звери полевые.
Аиста назвал хасида (חסידה) - потому что добр к друзьям своим.
А ворона назвал орев (עורב) - от רעב вечно голодный, ненасытный.
Орла назвал аят (עיט) - от парит над жертвой, а потом накрывает её (עטה)
Волков - зав (זאב). потому что подчинены они только их вожаку (отец-אב) и отделены от всех других: ז - число семь, символизирующее отделенность.
Лев, конечно же, арье (אריה) - потому что он царь духа. Буква ר от רוח - дух, остальные буквы א ,י ,ה взяты из имен Ашем.

Но после назначения животным имен, у Адама появилось чувство неполноты. Все они приходили к нему парами, у всех половые органы прикрыты, всем уже определено место в мире. Но никто из них не способен на нормальное человеческое общение. Нет ему пары.

Чувство неполноты в себе, это уже кусочек эго от животной души. Гармония двух душ начинает расшатываться, а это значит Адам взрослеет.

2.21. И навел Ашем Эло'им сон на Адама, и спал, и из его сторон и закрыл плоть под нею.
И построил Ашем Эло'им сторону, которую взял от Адама, в женщину, и привел её к Адаму.
И сказал Адам: на этот раз - кость из костей моих и плоть из плоти моей. Эта будет назваться женщина, ибо от мужчины взята эта.
Поэтому оставит мужчина своих отца и мать, и прилепится к жене своей и станут плотью одной.

Что это за плоть, ведь тела в нашем понимании у Адама ещё нет. Плоть (басар - בשר) от одного корня со словом "весть" (בשורה).
Т.е. плоть, это канал, через который душа возвещает о себе и принимает вести из окружающего мира. Раньше Адам был вещь в себе, и весь его мир - это сад в Эдене.
Теперь в нем пробудилось желание познать мир и своё место в нём. 

.. И построил Ашем Эло'им сторону..

Здесь абсолютно новое в деланиях Ашем - он построил, как строят дом.
Слово построил (йибен - יבן) от корня בן - сын.  Здесь произошло творение, через рождение от мужского начала Адама (пока операционным путем).
Женская сторона (צלע) от него извлечена.
Ашем перестроил женщину, дав ей способность рожать. И это творение на порядок выше ранее сформированного Адама. 

И сказал Адам...  - впервые Адам назван по его собственному имени - he Адам. 

Адам дает женщине имя "иша" (אשה) от значения слова "получать, чтобы продолжать". 
Мужчина и женщина - иш и иша (איש ואשה). Их имена включают половину имени Ашем יה и общее слово אש - пожар.
И отмечают мудрцы, что когда есть между ними мир - с ними Ашем. Иначе, между ними пожар.

... оставит мужчина своих отца и мать ...

Все предрешено, не быть Адаму вечно в саду. Появляются понятия отец и мать - смена поколений, значит человек, после разделения окончательно назначен быть смертным.

2.25. И были оба обнаженными, Адам и жена его, и не стыдились (не ограничивали себя).
Обнажены, в смысле, как малые дети, у которых нет стыда из-за отсутствия у них знаний и общественных законов. Но вокруг животные, и они учатся.

No comments:

Post a Comment