Friday, November 14, 2014

Лёгкая прогулка по эденскому саду - 1.

Первая глава Берешит, кратко рассказывала о 6 днях творения материального мира, живой природы и человека.
Весь рассказ был построен на декларациях вида "И сказал Эло'им..." - "И стало так".
Нам представляют уже готовый результат, все шаги творения логически связаны, а сложность творения возрастает ото дня к дню.
Но дальше Тора заводит нас за кулисы спектакля божественного творения, и мы переносимся на некоторый метафизический уровень бытия, где-то между небом и землей, чтобы на примере, раскрытия тайны создания человека, дать нам возможность понять, как устроены, и как работают духовные миры. Наверное, нам это должно быть важно, ведь это все о нас, и это часть нас.

2.4. Это родословная неба и земли, при сотворении их, в день, когда делал Ашем Эло'им землю и небо.
И всякого куста полевого еще не было на земле, никакая полевая трава еще не росла, ибо Ашем Эло'им не проливал дождя на землю и не было Адама, чтобы ее обрабатывать.
Лишь пар поднимался от земли и орошал всю ее поверхность.
И сформировал Ашем Эло'им Адама - прах из земли, и вдунул в его ноздри дыхание жизни, и стал Адам душою живою.

Первый раз в Торе появляется новое имя Творца - יהוה, которое читают как Ашем. 
Все имена Творца - это мера проявления его качеств в этом мире.
Называя Творца именем Эло'им, мы полагаем, что все происходящее выполняется по законам, действующим в нашем мире.
Но Ашем (יהוה) - главное четырехбуквенное имя, под которым Он выводит себя над природой. Под именем Ашем Тора раскрывает нам секрет управления миром на основе морали и, следовательно, это имя связано только с деланием Человека. И сочетание Ашем Эло'им объединяет обе стороны управления и созидания - милосердие и закон. 

Это родословная неба и земли..
Родословная, это когда есть смена поколений. И это значит, что изначально Творец предусматривает непрерывный процесс рождения и смерти человека, и это закон на все времена, пока не будет закончена работа делания человека.

... И всякого куста полевого еще не было на земле...
В рассказах о днях творения, растительность появилась на третий день. Но Тора говорит, что Ашем Эло'им стал формировать человека, когда ни растительности, ни, тем более, животных ещё не было.
Есть только ещё парящая, теплая земля, несущая в себе потенциал будущего рождения живого мира. 
Т.е. в середине третьего дня творения, после завершения разделения вод и выделения суши и моря, Ашем Эло'им начал формировать Адама.  

... ибо Ашем Эло'им не проливал дождя на землю и не было Адама, чтобы ее обрабатывать.
Это означает, что ничего не имеет смысла, пока нет Адама.
И всякие лютики-цветочки появятся только тогда, когда будет кому их нюхать. Для Ашем мир без человека не имеет смысла.

.. И сформировал (וַיִּיצֶר) Адама - прах из земли...
Формировать, значит строить форму из подготовленного материала - праха земли.
Прах земли (עָפָר מִן הָאֲדָמָה) буквально мелкие частицы красной почвы - красной теплой и влажной глины земли Кнаан. Ашем словно гончар вылепливает Адама из красной глины.
Имя Адам (אדם) связано лексически с красным.
В этом имени א - связь с землей (ארץ - земля)  и דם - кровь. 
Адам имеет кровь от земли, а душу от Ашем.
И это подчеркивает и слово сформировал (וַיִּיצֶר), написанное с двумя "йод" (י), что указывает нам, что Адам формируется из двух начал - одного от неба, другое от земли. От земного в него была включена его животная душа (нефеш), от неба в него введена божественная душа (нешама), которая часть от Ашем Эло'им.

Конечно, в каждом слове и фразе заложен и значительно более глубокий смысл, и его глубина пропорциональна глубине знания и понимания всей Торы.  Но мы гуляем по Берешит, так что за глубокими смыслами ныряйте в другие источники. 

... и вдунул в его ноздри дыхание жизни...
Нешама, интеллектуальная душа человека, вдунута в нос Адама. Нос прямой путь от внешнего в мозгу. Нефеш человека в его крови, нешама в его голове. 
Ранее, в днях творения, сначала были созданы рыбы, птицы, животные. 
И человек включил в себя, как бы свойства душ всех животных. Они стали причиной свойств его животной души.
Но в метафизическом мире, все как раз наоборот. Адам, начал свою жизнь ещё до появления животных. И как мы увидем позже, они получат от Адама вместе с их именами и ту суть их животной души, которая содержится в нем самом.

... и стал Адам душою живою.
В этих словах скрыта вся цель Творца, устремленная в бесконечное для нас будущее (и форма числа 8 намекает нам на эту бесконечность ∞, т.к. будущее для нас это 8-ой день творения).
Как говорилось выше, во всех речениях Тора использует форму "приказ - результат".
- будет свет(יהי אור).  И стал свет (ויהי אור). 
Здесь как сказал, так и получил.  יהי - значит получать навечно (глагол стоит в будущем времени).
Ни в одном другом речении приказ не совпадает с результатом и тогда написано "И стало так", что можно понять, как "примерно так".
В 1.26. было: И сказал Эло'им сделаем Адама...
и у нас в 2.7. ... и стал Адам .. (ויהי האדם).
Что хотел, то получил.
И Адам здесь не как ранее в 1.26 - .. мужским и женским создал их.
А как единое целое. Разделение Адама была временная операция. 
Только Свет и Адам полностью соответствуют задуманному.
Все, что задавалось в речениях существует на все время нашего мира. 
Но все закончится, исчезнут животные, разрушится земля, погаснут звезды, но сотворенный Свет и Адам останутся и в будущем мире (олам га-ба). 
Наверное, человек перейдет в волновое состояние и заполнит собой всё пространство вселенной и затем сольется с сотворенным светом. (Поживем увидим).

2.8. И посадил Ашем Эло'им сад в Эдене, с востока — и поселил там человека, которого создал.
И вырастил Ашем Эло'им из земли всевозможные деревья, приятные на вид и хорошие в пищу, и дерево жизни посреди сада, и дерево знания добра и зла.

Появились новые названия и новые понятия -  Эден, в котором Ашем посадил сад с востока. И эти новые понятия заставляют нас найти место Эдена в структуре творения. 
Все новые творения начинаются с проявлением воли Ашем - творящим "светом" (светом Эйн Соф), исходящим от Него. И путь материализации его воли, это ступени "сверху в низ" по 4 этажам духовных миров - Ацилут, Брия, Йецира, Асия.
На каждом из этажей происходит структуризация "света", его ограничение и связывание. 
В мире Ацилут формируется полнота замысла нового творения.
На этаже мира Брия происходит первый этап материализации воли.
На уровне Йецира уже проявляется материальная форма в её задуманном виде и происходит огранка её свойств.
Этаж Асия - это мир действий,  лобби нашего нижнего мира. Спускаясь к уровню Асия, души одеваются в тела и получают свою земную жизнь. И пройдя на земле свою школу жизни, души возвращаются к своему источнику.  
Эден - это одна из ступеней мира Йецира, проявляющая себя как некий метафизический аспект этапа творения, который задает нашему миру определенные пространственные и временные границы. 

Эден (עדן) - состоит из ע - от слова глаз (עין) и корня דן - судить.
Эден - некое место в духовном мире, выделенное Ашем для судебных функций. (На райское место не похоже).
Сад в Эдене - это надматериальное место, в котором новое творение, под пристальным глазом Ашем, проходит испытание и доводку. 
Сад был посажен с востока Эдена. С востока, который начало начал, откуда зарождалось человечество.
И это край, здесь ещё работают законы духовного мира - здесь другое время, "цель и средства" ещё находятся в единстве (посадили и сразу выросло, зачали и сразу родилось). Но в тоже время, это уже место работы человека - возделывать и охранять. Здесь Адам, обладающий свободой выбора, сам должен стать соучастником своего же творения.
Адам только сформирован, он в процессе делания, и в идеале он может доделать себя уже сейчас в саду Эдена и тогда, после шабата перейти в восьмой день божественного творения. Но это идеал, который становится лишь главной целью.

Если спроецировать эденский сад на землю, то окажется, что он должен быть размещён в районе горы Арарат. И это очень знаменательное место, в котором по-видимому, сходятся верхние и нижние миры.
Ведь там причалил и ковчег Ноаха (8.4), и там он ожидал, пока сойдут воды потопа. 
Арарат в чем-то объединяет эденский сад и ковчег Ноаха. 
В нашей истории Ашем Эло'им насадил сад. 
И Ноах, когда вышел, насадил виноградник. 
И там и там насадили и сразу все выросло и ели, но ели неправильно.
Есть достаточно много общих смыслов в обеих историях, чтобы предположить, что ковчег, закупоренный и отделенный от всего погибающего мира, был выведен Ашем из земной реальности и перемещен на уровень эденского сада, где пространство и время столь же резиновые, как и на картинах Сальвадора Дали.

..и дерево жизни посреди сада, и дерево знания добра и зла.
Ашем насадил в саду различные деревья. И это знак, что пришло время, чтобы и на земле проросла трава и деревья стали плодоносить. И увидел Эло'им, что хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.
А в нашем саду действо только начинается. Появляются новые объекты - дерево жизни и дерево знания, что есть добро и что зло.
И вокруг этих деревьев, растущих в середине сада, разыграется драма, о которой я расскажу на следующей нашей прогулке.

No comments:

Post a Comment