Thursday, December 11, 2014

Свет Хануки.

Ханука, пожалуй, самый "внешний" праздник в еврейском календаре. 
В эти дни свет ханукальных менор истекает из окон домов, меноры устанавливают и зажигают на площадях и в витринах магазинов. Меноры зажигают даже в самых неожиданных для нас городах и странах. И удивительным образом свет Хануки притягивает к себе людей разных возрений - евреев религиозных и секулярных, и даже совсем не евреев.  
Ханука, это как некая отметка на календаре всей истории человечества, стоявшего на переломном периоде своего продвижения.

Исторический фон событий Хануки, это 2-3 век до н.э. Уже отстроен Второй Храм, однако Иудея все время находится под властью разных эллиниских царств, появившихся после смерти Александра Македонского. 

До этого периода, в мире господствовало идолопоклонство, но это было не всеобщее умопомешательство, а ощутимая, видимая связь между духовным и материальным миром. Через своих идолов люди умели устанавливать связь с разными духовными силами, использовали их и общались с ними.
У евреев эта связь находилась на вершине доступного и осуществлялась через службу в Храме и многочисленных пророков, направляющих их жизнь.
Но человечество взрослело и связь с духовными мирами уменьшалась.
И после разрушения Первого Храма исчезли пророки, а из мира стало уходить идолопоклонничество. 
Образовался духовный вакуум.

И тогда пришли греки и принесли миру свои понятия духовности, как способности эстетического восприятия мира, красоты человеческого тела и изобретательности его ума, но ума греческого склада.  
Греческая философия, искусство, наука, спортивные праздники становились частью жизни подвластных им народов, старые их боги заменялись на мужественных греческих богов, так похожих на людей со всеми их страстями. Греки подняли человеческую цивилизацию на новую ступень её динамического развития, однако замкнули духовный мир человека на самом человеке.
Заметим, что здесь греки, это не национальность, это уровень мироощущения.

Но в Иудее, нежиданно для себя, они столкнулись с абсолютно другим пониманием духовности, в которой мир человека, определен через его связь с чем-то для них абстрактным и безликим, уходящим в космос и нацеленным на связь с будущим. И это было выше их понимания.
И хотя значительная часть населения Иудеи эллинизировалась и с энтузиазмом включалось во всякие новые жизненные преобразования, но росло и сопротивление эллинской  духовной экспансии. 
Назревал религиозный конфликт. 

И когда император греко-сирийской империи Атиох IV запретил Тору, еврейские обряды и издал унизительные для евреев декреты, тогда коин Матитьягу из рода Хашмонеев, с пятью своими сыновьями поднимает народ на восстание. 
Это казалось полным безумием - небольшие отряды не обученных военному делу патриотов, против армии империи. Но вопрос стоял о спасении Торы, а значит о будущем существовании евреев. Без Торы у евреев нет будущего. 

Восстание возглавил Иегуда Маккавей - третий сын Матитьягу Хашмонея. И с лозунгом "Кто за Всевышнего - ко мне!" он стал строить свои боевые отряды, которые вели сражения и с войском Атиоха, и с иудеями его поддерживающими. 
Конфликт перешел в первую в истории религиозную войну.  
С одной строны армия империи, с другой малочисленные отряды Маккавеев.
Но вопреки всему Маккавеи одерживают одну победу за другой, выстраивая их, как парад чудес.
В книгах Маккавеев описывается, как в 165 году до н.э., после трех лет войны Маккавеи освободили Иерусалим - и это было чудо первое. Но они там застали полностью разграбленный и оскверненных Храм. Его очистили и построили временную менору из дерева и железа, 
Случайно был найден один кувшинчик с кошерным оливковым маслом - чудо второе.
Но масла было всего на день горения, поэтому его разделили на восемь частей для того, чтобы светильники горели хотя бы некоторое время каждый вечер, пока не будет приготовлено новое масло. 
Но первой же части хватило, чтобы поддерживать огонь в течение всех восьми дней. И это было чудо третье.

В честь освобождения Иерусалима от греческих войск и восстановление службы в Храме, еврейскими мудрецами был установлен праздник Ханука, который занял 8-е место в структуре основных праздников еврейского календаря, встав перед Пуримом.

Когда мы видим связь с числом 8, то нужно приготовиться к возможной встрече с чем-то, что выходит за рамки обыденного, необъяснимого, что мы называем чудом.
И восьми-свечечная ханукия стала символом этого чуда.

Маѓараль из Праги отмечает, что число восемь символизирует прорыв за границы материального и даже духовного, за пределы реальности во всей ее сложности. Праздник Ханука длится восемь дней, показывая нам, что и за линией, которой греки отчертили материальную и духовную реальность, скрыто нечто, уходящее в вечность, что недоступно нашему взору. Но мы можем к нему прикоснуться, например, через сверхъестественный характер победы евреев над греками. 

Необычность Хануки ещё в том, что по "техническим причинам" она стала единственным праздником не упомянутым в книгах Танаха - во времена Хануки уже не было у евреев пророков, а в Танах входят лишь их откровения. 
Основным документом событий Хануки были четыре книги Маковеев, но в еврейские каноны они не вошли.
И Талмуд мало говорит о Хануке, акцентируясь лишь на порядке зажигания ханукальных свеч. И этому есть несколько причин, одна из которых - миролюбивость евреев, и осознание нашей зависимости от Творца. Тяжело добытую победу Талмуд обворачивает в чудо горения меноры в Храме.
Ханука, это достижение самого человека, он инициатор этого события. И это отличие Хануки от других праздников, которые приходят к нам сверху.
Назвав праздник Ханука (חנוכה) - освящение, мудрецы выделили именно это событие. Но слово это удивительным образом наполнено смыслами, помогающими осознать суть праздника.   

Ханука, от слова "хинух" - воспитание и особенно еврейское воспитание. И об этом рассказывают трагическую историю Ханы и семерых её сыновей, описанной в Книге Маккавеев-2 и  упомянута в Талмуде. 
Первые две буквы от Хануки ( חנ ) читаются, как Хана.
Хану и семерых ее сыновей схватили на улице солдаты Антиоха и привели во дворец. Они предстали перед царем, который попытался заставить хотя бы одного из семерых детей поклониться статуе греческого божества. Но они все отказались и были казнены на глазах у своей матери.
Сохранилась могила Ханы и ее семерых сыновей в Цфате.

Ханука (חנוכה) - праздник воспитания и исправления, а воспитание это не бег и суета, а остановка и учеба. Это то, что в тебе остается навсегда.
Гематрия ח равно 8. Остановились на 8 дней. 
И 25 кислева мы останавливаемся на 8 дней, для исправления своих свойств. И это видно, читая Ханука, как (חנו- כה) хану-ка - "остановились здесь". Гематрия слова "здесь" (כה) равна 25. 
25-го кислея, это время года, когда ночи самые длинные, а луны почти не видно. И это была, как глубокая духовная ночь, из которой, казалось, нет выхода. Но Маккавеи смогли пробить ночную темноту через чудо Хануки, ставшей праздником человеческой воли, оказывающей влияние на реальность.

Но пока это только остановка. Остановились, чтобы идти дальше.
Ведь до обретения своей свободы, было ещё 23 года жесточайшей войны. Погибли, почти все братья Маккавеи, и только затем Иудея получила свою независимость.
Ханука распространяет свет идеи свободы, за которую нужно воевать, но Ханука - эта лишь ступень к свободе. 
В Хануку ты показал, что ты хочешь быть свободным, и через цепочки произшедших чудес ты ощутил посылаемую тебе поддержку небес и осознал праведность своего пути. Но с этой ступени начинается тяжелая война, в которой нужно доказать, что ты ещё и достоин этой свободы. 
И это один из уроков для всех народов, борящихся за свою независимость.

Выше мы уже отметили, что в системе главных еврейских праздников, начинающихся с Песаха, Ханука является 8-ым календарным праздником.
Но, как я писал ранее, праздники делятся на весенне-летние (от Песаха), относящиеся к духовной, лунной категории, и осенне-зимние (от Рош аШана), относящиеся к категории солнечной, материальной.
И в системе осенне-зимних праздников Ханука, это 5-й праздник в нашем календаре.
Осенне-зимние праздники отображены на смыслах чисел дней творения мира.
А число 5 в днях творения (создание рыб и птиц) символизирует жизненную свободу, распространенность. Число пять благословлено Творцом.
Ханука начинается с буквы ח равной 8 и заканчивается буквой ה равной 5.
Числа 5 и 8 - это символы физической и духовной свободы.
Ханука как бы подвешена на этих числах, и свет ханукальной меноры излучает заключенные в них смыслы.
Матитьягу имел 5 сыновей. Их называли Макаби, Маккавеи.
Макаби - Ми Камоха ба хелим Ашем - Кто подобен величию бога?
Макабин понимали, что они  стали подобны Творцу - вместе с ним они строят новую реальность, и в этом благославлены.

Иудаизм вовсе не отрекается от эстетики подаренной греками миру. Греки изменяли мир и были озабочены его духовным наполнением, как они его понимали. 
Но евреи обладали такими духовными сокровищами, ради которых весь этот мир и был создан. Поэтому борьба евреев с греками велась за свою духовную независимость и устанавливления в мире иерархии духовных приоритетов, что от красоты и эстетического наслаждения, а что от высоких идей постижения духовных миров. 
И каждый человек, в меру своих талантов и духовных потребностей, устанавливает для себя уровень этих приоритетов и он должен быть свободен в своем выборе.

No comments:

Post a Comment