Saturday, January 3, 2015

Шмот. Угасающие имена.

Первая глава второй книги Торы называется Шмот - "имена". 
Имена в Торе играют необыкновенно содержательную роль, но в нашей главе эти имена угасают и исчезают в темноте египетского галута. 

1.1 И это имена сыновей Израэля, приходящих в Египет с Яаковым.
Каждый с домом своим:
Рувен, Шимон, Леви и Йегуда. Иссахар, Звулун и Биньямин. Дан и Нафтали, Гад и Ашер.
1.5 И было всех душ, происшедших от чресл Яакова, семьдесят душ, а Йосеф уже был в Египте. 
И умер Йосеф и все его братья, и все то поколение.
А сыны Исраэля плодились и воскишели (во множестве своем), и умножились, и окрепли очень, чрезвычайно, и наполнилась страна ими.

Заметим, что первая строка главы Шмот написана в настоящем времени - имена сыновей Израэля, приходящих в Египет.

В духовном смысле в Египет не приходят, в него спускаются.
И глава Шмот нам рассказывает о непрерывности спуска имен сыновей Израэля в чрево Египта. 
Рождается новое поколение, и оно продолжает это безудержное духовное падение. Идет духовная ассимиляция с египтянами и быстрое порабощение евреев.
1.11 И поставили над ним начальников повинностей ради того, чтобы мучать его работами своими.
... и порабощали египтяне сынов Израэля в тяжести.

Незаметно евреи превратились в рабов. И исчезают из Торы их имена. 

В рабстве человек приравнивается к вещи, к скотине. Имена заменяются на клички или номера. Все обезличивается и обесценивается. И чем ниже опускается народ, тем он более превращается в безликую массу и боится даже как-то проявлять свои имена. 

Имя человека неразрывно связано с его душой и его личностью.

Кабала учит, что душа наделяет тело жизнью в соответствии с комбинацией букв, из которых состоит имя. На языке Торы название любой вещи выражает ее суть. Точно так же имя человека выражает его духовную сущность.
Связь имени человека с его высокой душой - нешама, прослеживается из самого слова нешама (נשמה), в котором две средние буквы שמ (шем) составляют слово "имя".
Гематрия слова имя (שם) равно 340 и таже гематрия слова (צור) - контакт, труба, канал = 340.
Имя, это канал. по которому душа связана с её корнем.

Имя указывает на предназначение человека в этом мире и неразрывно связано с его духовным уровнем. Изменяя имя, мы можем подниматься или спускаться с наших духовных лестниц. Но опускаясь, из нашего имени начинают исчезать буквы, превращая имена в клички, а вместе с буквами исчезает и человек, как личность.
И угасают имена и с ними теряется и исчезает сам смысл жизни.  
Египетское рабство разложило сознание сынов Яакова, они забыли о своем предназначении и лишь, как дикие растения в поле, стремительно умножались и распространялись.

В нашей главе вы не встретите ни одного имени из иврим, кроме Моше и Аарона. Но Моше был вытащен из этой египетской ямы, а Аарон единственный, кто сумел сохранить в себе духовную высоту и свободу, а значит и свое имя. 
Один раз в главе упоминается имена двух повитух - Шифра и Пуа. 
Но это не их еврейские имена, а их профессиональные функции: "Шифра" можно объяснить, как "лелеющая младенца", а "Пуа" - утешающая плачущего ребенка.
Даже в рассказе о рождении Моше имена его праведных родителей обезличены: 
2.1 И пошел человек из дома Леви, и взял в жены дочь Леви. 
И забеременела жена и родила сына, и увидела его, что хорош он, и прятала его три месяца.
Впервые в Торе, рождается её новый герой, но имя его от нас скрыто.
(Гемора говорит, что его еврейское имя было Тувья - "добро Б-га", но в Торе и это имя ушло в ночь).
Безымянного мальчика три месяца скрывают и затем кладут в корзину и спускают её в тростнике у берега реки Нил. 
1.4. И встала сестра его издалека узнать, что сделано будет.
Нет имени и у его сестры.
Но вот увидела корзину с ребенком дочь фараона, и вытащила его из вод Нила и взяла себе. Египет и Нил синонимы. Другими словами, чудесным образом дочь фараона вытащила Моше из египетского рабства. И тогда появилось у него своё имя. 
И назвала его египетским именем Моше (משה) - сын воды.
На древнеегипетском языке мо и ше означают мо - из воды, ше - вынимание.
На иврите имя Моше происходит от корня "маша", также означающее "вытягивать, вынимать".  
Моше получает свое имя, которое указывает на его главную функцию - спаситель, вытаскивающий из египетского рабства свой народ. 
Имя соединяет нас с нашей духовной основой, с которой мы спущены для выполнения назначенной нам миссии.

Согласно кабале, мир был сотворен с помощью Десяти речений. Буквы Десяти речений даруют жизненную силу всем элементам мироздания, даже безжизненным камням. Каждой сущности мироздания соответствует уникальная комбинация букв святого языка. Таким образом, название на языке Торы - это сочетание букв, образующих "формулу жизни" данного творения. 

И буквы еврейского имени являются своеобразными каналами, через которые еврей получает жизненность и духовную энергию.

Тора в своих сюжетах постоянно раскрывает нам суть назначения имён и связь имени с функциональными свойствами носителя этого имени.

Адам, дав животным имена, запустил их соответствующие функции в природе мира. Имена всех его детей несли в себе их характер и жизненные цели. 
Авраам (אברהם) был Аврам (אברם). Но добавил Ашем лишь одну букву hей (ה) в имени Аврам и полученное им новое имя Авраам перевело его в новое сущностное состояние "отца множество народов".
Яаков, поборов ангела Эсава, получает дополнительное имя Израэль - "тот, над которым только Ашем". Этим именем Яаков был поднят на высоту родителя еврейского народа, которому он передаст и свои свойства, именуемые Израэль.

В Торе каждое имя человека описывает действительную реальность и предельно сжато выражает его сущность. В имени заключены тайны жизни и судьбы этого человека. 

Когда человек рождается его сущность проявляется лишь после его прихода в мир и ему надо подобрать подходящее имя. Работает формула "Вначале - человек, потом имя", которое и устанавливает суть и предназначение нового человека. 
Но в Торе есть примеры, когда имена присваиваются ещё до рождения. Например, Ишмаэль, Ицхак. Эти имена получены от Ашем и в них заключен особый смысл. Такого человека приводят в этот мир с определившейся сущностью и качествами, предназначенными для выполнения какой-то специальной миссии. Но в любом случае от человека требуются значительные усилия для поддержания уровня соответствия своего имени и своего предназначения.

Мидраш говорит, что Ашем вывел евреев из Египта, потому, что они не изменили свои имена и не забыли свой язык.
Но на всем протяжении нашей галутной истории, мы наблюдаем трансформацию имен - в древних книгах мы встречаем имена великих евреев с вавилонскими (Мордехай, Естер), греческими (Александр Яннай, Аристобул - цари Иудеи), римскими, арабскими именами
и этот список можно долго продолжать. Ашкенази трансформировали немецкие имена, полагая, что библейские имена слишком святые для их рутинного использования. Так стали еврейскими имена Наум, Гирш, Блюма, Гита, Фаня, ... . Еврейское имя называли лишь, когда еврея вызывали к Торе.
Говорят мудрецы - не имя делает человека, но его праведность поднимает имя и придает этому имени святость. И в это один из механизмов исправления мира.

Сыны Яакова были входящие, они ещё полностью не вошли и дверь за ними ещё не закрылась. В них остался тот духовных стержень, который помнит своих отцов, свой язык и не изменяет своего имени. И как только Ашем через Моше начнёт вытаскивать их из вод Нила, сразу высветятся их имена, которые начнут свой тысячелетний путь в истории человечества.
Как пишет рав Гинзбург, галут, как посаженное зерно. Вначале семя разлагается, гниет, и когда уже полностью разложилось оно начинает произрастать вверх, разрастается и расцветает. Т.е. из состояния "ничто" происходит расцветание и появляется новое "я".

No comments:

Post a Comment