Thursday, November 17, 2016

Путь Авраама

После хаоса потопа и "Вавилонской башни", мир начинает приобретать контуры порядка. Новое человечество растеклось по лицу земли и разделилось на 70 народов.
Теперь Ашем начинает строить Исраэль, как новый народ, соответствующий его замыслу.
Тора начинается словом Берешит (בראשית) и заканчивается словом Исраэль (ישראל).  Раши комментировал начальные слова Торы "Берешит бара Эло’им", как: "Ради Торы и Исраэля, которые называются "началом", Б-г сотворил небо и землю". 
При сотворении Адама, сначала строилось тело, затем в него Ашем вдохнул душу. Душа "оделась" в тело - тело стало одеждой для души.
Также на уровне мира Ноаха - сначала были созданы 70 народов, затем Ашем Эло'им строит Исраэль, который получит Тору, и перейдя через Иордан, войдет в среду народов.
Ашем вдохнул Израиль в тело народов мира. И стал Исраэль душой этого мира.

Из числа народов, Ашем выделил лишь одного человека - Авраама, которого замыслил ещё до начала самого творения.
Говорит Зогар, когда читаешь:
2.4 Это родословная неба и земли при сотворении их..., 
слово "при сотворении" (בהבראם) - бе-ибарам, читать надо не бе-ибарам, а бе-Авраам (באברהם) - "при Аврааме".
Ашем сотворил душу Авраама прежде, чем творились небо и земля и все воинство их. И в тот же день души Ицхака и Яакова и четырех наших праматерей были приготовлены в самых высоких мирах и ждали своего часа, для реализации своей миссии. 
Слово Исраэль (ישראל) составлено из аббревиатур их имен:
(אברהמ, שרה, יצחקה, רבקה, יעקב, רחל, לאה) 

Подобное можно сказать и о всей семье Авраама бен Терех.
Все три сына Тереха становятся участниками построения Исраэля - Авраам, Нахор и Аран.
После рождения Араном Лота и дочери Милька, Ашем забирает Арана из этого мира. Он, как носитель средней линии, выполнил свою функцию.
Милька (מלכה) стала женой Нахора. Нахор остается с отцом в Харане и будет поставлять праматерей Исраэля. 
А имя жены Аврама - Сарай. 
Сарай (שרי) от слова правительница. Ещё Тора называет её Йиска, дочь Арана. Йиска (יסכה) - от слова принцесса.
Но неожиданно странное замечание Торы:
11.30. И была Сарай бесплодна, нет у нее ребенка.
Тогда к чему вся эта затея, если нет у неё будущего? 

12.1. Уходи из страны твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в страну, которую Я укажу тебе.
И Я сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и ты будешь благословением.
А Я благословлю благословляющих тебя, а хулящего тебя прокляну, и благословляться будут тобой все племена Земли.

У Сарай нет детей - они уходят из Харана, как молодожены. Жизнь для них только начинается. У них нет детей, но будут.
Обескураживает замечание Торы - Сарай бесплодна (עקרה). 
Бесплодна потому, что она создана не для будничного. 
Ашем не нужно множество, ему нужен один, но духовный гигант.  
Сарай - властительница, повелительница, принцесса. Это значит она совершенна, она олицетворение сфиры малхут внутри гвуры.  
Сара для Аврама, та духовная высота, до которой ему лишь предстоит подняться. Это как не равный брак - принцесса и пастух. Это как Рахель и рабби Акива.
Аврам слишком распылен, он хочет вернуть все человечество к монотеизму и на эти глобальные планы он растрачивает всю свою энергию.
Ашем вводит его в микромир эрец Кнаан, в котором его духовная энергия оказывается сконцентрирована в одной точке, и только здесь он сможет достичь высоты Сары,  от которой родится Ицхак.
Аврам - это сфира хесед. Начальная сфира, с которого начинается реализация плана Творца. В свои 75 ему только предстоит реализовать себя в этом мире. Он чистый лист, на котором ему доверенно самому начертить всю историю своих потомков. Для этого ему предоставленна полная свобода выбора во всех его путях, по которым Ашем будет подталкивать его идти.
Сейчас Аврам подобно Ноаху ходит за голосом Ашем, как слуга при царе. Но Ашем желает видеть в нем партнера, ведь ему престоит стать народом великим.
И Ашем проводит Аврама через 10 испытаний, как 10 шагов по древу сфирот. 

Рамбан дает перечень испытаний Авраама упомянутых в Торе, (в скобках я показываю имя соответствующей им сфиры) :
      1. Лех Леха - уход из родной земли (кетер). 
      2. Голод в земле Кнаан (хохма). 
      3. Сару забирают во дворец фараона (бина). 
      4. Война против четырех царей (хесед). 
      5. Женитьба на Агари (гвура). 
      6. Заповедь совершить обрезание (тиферет). 
      7. Сару забирают во дворец Авимелеха (нецах). 
      8. Изгнание Агари (Хох). 
      9. Изгнание Ишмаэля (йесод).
      10. Акеда (малхут).

Первые три сфиры (кетер, хохма, бина) - это уровень замысла. Здесь формируется квинтэссенция всех сутей еврейского народа и его истории.
Кетер - это свет Творца, пробуждающий древо жизни.
Лех Леха (иди к себе, найди себя, отдались от зла) - так звучит команда Ашем. В ней, как в зерне, заложена вся суть еврейства, как высота духовного состояния человека. 
Еврей (עברי) означает, по ту сторону реки. Реки, отделяющей мир Ситра ахра от мира Исраэль. И Авраам, следую голосу Ашем, ушел из страны своей, от родни своей, чтобы стать первый евреем, открывающий дверь в новый мир.

Хохма - Мудрость. 
И был голод в земле Кнаан.
Слово голод имеет много смыслов. Здесь - голод духовный.
Аврам жаждет знаний и жаждет притянуть к себе новых своих последователей новые души, которые он сможет вывести из Египта. 
Аврам сейчас в Кнаан, место соединения восточной и западной цивилизаций. 
Он вышел из Вавилона, центра восточной цивилизации и принес в Кнаан мудрость востока. Но мудрость запада ему была мало знакома. В нём обе мудрости должны соединиться, чтобы выйти на истину, в которой раскрывается все единство Творца.
12.9.И двинулся Аврам, идя и продвигаюсь на юг.
Юг - сторона мудрости. Туда несут Аврама его ноги. Он все время в движении.
12.10 И был голод в стране. И спустился Аврам в Мицраим(Египет) пожить там, потому что тяжелый голод в стране.
Здесь два раза слово голод. Первый раз голод духовный - Авраму тесно в эрец Кнаан. Он жаждет знаний, лежащих в Египте. Но связан со словом Ашем.     
Второй "голод" - Ашем устраивает-таки голод и буквально выталкивает Авраама в Египет.
13.10. И было, когда он близко подошел к Египту, то сказал он Сарай, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; 
И когда увидят тебя Египтяне, то скажут: "это жена его"; и убьют меня, а тебя оставят в живых. 
Скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы душа моя жива была через тебя.

Немножко отойдем от обыденности, это ведь Берешит.
Сарай 65 лет. Как бы красива она в этом возрасте не была, из-за нее убивать не станут. Подозреваю, что тут говорится о чем-то другом.
Раньше мы узнали, что Сарай - царица, владычица. Она олицетворяет красоту малхут на древе жизни. 
Мидраш говорит, что подойдя к Египту, Аврам увидет, как Сарай осеняет Шхина (Б-жественное присутствие). Сарай под её защитой и Аврам уверен, что с ней ничего не случится. 
Фараон (Паро) - царь Египта, самого могущественного из царств 70 народов мира. Он царь темной стороны древа жизни. 
Египт возжелал Сару, потому что Египет - клипа, как огромная черная дыра, затягивающая в себя всё, что попадает под её влияние. Захватить и подчинить себе энергию малхут, для клипы есть желаннейшая добыча.
Аврам муж Сары, её хозяин - его можно убить и ограбить. 
Но брат малхут, означает одно из соединенных с малхут сфир, это её составная часть и без неё она теряет свою цельность.
12.14 И было, по приходе Аврама в Египет, увидели египтяне эту женщину, что красива она очень.
Традиционно, читают "что красива она (היא) очень", но написано (הוא) - он. Тора соединяет красоту Сарай, через духовную красоту Аврама её мужа. Но египтяне видят лишь Сарай.
В глазах Паро Аврам не богат. И давая Авраму свои дары, Паро поднимает "брата Сары" до уровня достойного своей сестры (теперь можно и в дом позвать). 
Но поразил Ашем Паро, ... и вышел Аврам с женой своей и со всем богатством, что стало у него. 
И было у него от Паро и всякий скот, и рабы, и золото, и серебро.  
Духовный смысл всех богатств, что вынес с собой Аврам, заключен и в приобретенной им египетской мудрости, и в искрах святости душ, которые они вытянули с собой из Египта и в богатствах материальных.
Так Фараон восполнил недостаток духовной энергии Авраама, который не позволял Авраму иметь детей от Сарай. 

Бина - понимание.
И была взята Сара в дом Паро.
Спуск в Египет и выход из него, стал ключевой идеей рождения и испытаний еврейского народа. Он, как зерно, посаженное в землю - проростая, оно вбирает в себя все самое ценное, что есть в этой земле, и её созревшие плоды Ашем переносит в землю Израиля.

Следующие три сфиры хесед, гвура, тиферет - сфирот качеств.
На этом уровне испытаний Авраама его основные качества должны пройти огранку.
Хесед - доброта. 
Война против четырех царей.
Если война, то при чем тут доброта. 
Это было очень сильное испытание Авраама, потому что истинный хесед не должен быть беззубым. Он добр ко всем, но должен уметь защищаться и заступиться за близкого ему человека и даже пойти войной за него.
Четыре Вавилонских царя начали войну с пятью царями Сдома и разорили Сдом и ушли. И услышал Авраам, что они пленили Лота, брата его.
И созвал он весь дом свой - 318 душ и преследовал врагов своих и бил их, и вернул всё имущество, а также Лота, брата своего.
Это был безумная идея преследования. На такое мероприятия может решиться только отважный человек, абсолютно уверенный в поддержке Ашем Эло’им. 
Ашем посчитал этот поступок Аврама даже выше, чем войти в горящую печь.
15.1 После этих событий было слово Ашем Авраму в видении, говоря: не опасайся, Аврам, Я щит тебе, награды твоей много очень.   
И обещал ему бесчисленное потомство, как звезды на небе.

Гвура - суд, сила.
И взяла Сарай, жена Аврама, Агар Египтянку, и дала её Авраму, мужу своему в жену.
Прошло 10 лет, как Ашем обещал дать Авраму потомство и нет его.
Сарай - гвура, суд, закон. Сарай судится с самим Ашем и постановляет:  отдать свою рабыню Агар в наложницы Авраму, чтобы через неё построить дом Исраэля.
Пока Ашем молчит, они берут управление в свои руки.
Аврам присутствует на суде, как свидетель. И в соответствии с судом Сарай, он вошел к Агар.
Сарай продвигает Аврама к умению судиться с самим Творцом, и мы вскоре увидим в нем проявление этого качества, когда он будет до конца спорить с Ашем о судьбе Сдома и Аморы. 

Тиферет - душевная красота, милосердие, слияние качеств хесед и гвуры.
17.1 И был Аврам девяноста лет и девяти лет, и открылся Ашем Авраму, и сказал: Я Эль Шадай. Ходи передо мной и будь цельным.
17.10 Вот союз мой во все поколения потомства после тебя. Между мною и между вами, и между потомством твоим после тебя: обрезан да будет у вас всякий мужчина.
Мы наблюдали процесс развития внутренних качеств Авраама. Казалось, он уже достиг своей цельности. Но не отрыл Ашем чрево Сары. 
И сейчас оказывается, есть ещё одна ступень духовной цельности - заповедь обрезания (Брит мила).  По исполнению этой заповеди мужчина получает новое еврейское имя.
17.5 Не назовётся больше имя твое Аврам (אברם), но Авраам (אברהם) будет имя твоё, потому что отцом множества народов дам Я стать тебе.
... Сарай же, жена твоя - не называй имя её Сарай, потому что Сара её имя. И благословлю я её народами, цари народов от неё будут.
Ашем поменял обеим имя, изменив Аврам (אברם) на Авраам (אברהם), а Сарай (שרי) на Сара (שרה), 
В имя Аврам добавлена буква хей (ה) - символ жизни (הי - жизнь) и связи с Ашем. Новое имя Авраам изменяет его мазал - он становится отцом множества народов.
Имя Сары не изменилось. Она была совершенна изначально.
Сара - властительница,  и Авраам называл ее по-домашнему с любовью - моя Сарай - моя властительница.
Поменяв в имени Сарай (י - йод) на (ה), Ашем выводит её из малхут в новое состояние своего творения, на новый виток жизни, в которой она снова молода и способна родить. Сара становится царицей для всех своих будущих потомком.  

Следующие три сферы нецах, ход и тиферет, определяют динамику духовного продвижения. Здесь приобретённая духовная сила реализуется из своего потенциала в действия.
Нецах - уверенность, преодоление, победа, вечность.
После разрушения Сдома Авраам и Сара ушли из тех мест и поселились в Грар.
20.2 И сказал Авраам о Саре, жене своей: сестра она моя.
И послал Авимэлех, царь Грара, и взял Сару.
И сказал Авраам о Саре, жене своей: сестра она моя.
И явился Эло’им к Авимелэху и приказал вернуть Сару, и навел болезнь на него и на весь дом его.

Ситуация очень похожая на то, что было с ними в Египте. Но Грар, это край эрец Кнаан. Что побудило Авраама идти на юг в Грар, и почему он опять выдает себя за брата Сары.   
В эрец Кнаан Авраам уже не чужестранец. Он на своей земле, обещанной ему Ашем. К тому же он сейчас достаточно силен, чтобы защитить себя и семью. Авраам, это не один человек. Он богат, с ним Сара и Агар, его 12-летний сын Ишмаэль, и с ним сотни его учеников и слуг. Чего он боится? 
Тора нам не дает на это ясного объяснения, но зная Авраама можно положить, что в королевстве плештимского царька Авимэлеха его ещё не было. Дух святости, который Авраам распространяет по всей эрец Кнаан, эту часть земли не коснулся. 
Авимелех видит, что пришел знатный и богатый человек, по-видимому один из князей Кнаана, и видит его "свободную" красивую сестру Сару. Так почему же им не породниться.  
По обычаем их царства, вполне цивилизованного и богобоязненного, Авимэлех без лишних слов забирает себе женщину, которая скрасит его горем. И брату её окажет честь. То, что ей 88 лет, его совсем не беспокоит. Выглядит она вполне хорошо.
А дальше, случилось то, что случилось. Ашем поразил Авимэлеха и весь дом его большими болячками, и объяснил ему, кто есть кто. И дал Авимэлех Аврааму множеством скота, и рабов, и вернул Сару, жену его. И позволил ему жить на земле своей.
Похоже, что Авраам ожидал такого исхода. Но в глазах многих комментаторов Торы вся эта история выглядит не совсем этично - так рисковать своей женой. 

Спустя годы Авимэлех со своим военачальником пришел просить у Авраама мира. 
Они видели в нем все нарастающую силу, за которой Ашем. 
Авимэлех боится, что когда-то потомки Авраама могут изгнать его с этой земли.
Но оказывается, Авраама вопрос земли вообще не беспокоит. В земле Кнаан он видит себя коэном, не имеющий своего надела. 
Так в чем же урок этого испытания, привязанного к уровню Нецах.

Нецах, это сфира правой линии, линии хесед. И это сфира проблем.
На этом уровне тебе дают проявить ту зрелость характера, которую ты воспитал в себе. Уже есть сила и мудрость, есть понимание своего назначения, но нет у Авраама ещё осознания связи своих потомков с этой землей.
Напомню, что весь путь Авраама пройденный им по эрец Кнаан, становится тропой, по которой пойдет вся будущая история Израиля. 
Здесь также закладывается характер всего еврейского народа в целом. И сейчас, на этом уровне испытания Авраама, в генную память народа записалось такое свойство, как либерализм. Безответственность к будущему своей земли.

Мудрецы Торы, обсуждая действия Авраама, раскрывают образ Сары, как символ эрец Исраэль - жены еврейского народа. 
Авраам дважды теряя свою жену, фактически заложил двукратную потерю евреями своей земли в периоды Первого и Второго храмов (подробней здесь: Испытание Авимелэхом).  

Ход - ограничение страстей, признание своих ошибок, правда.
Сфира ход, относится к женской стороне древа сфирот, но здесь это не суд, а признание своих промахов, осознание невозможности совершить намеченное.  
С этой сфирой Рамбан соотносит рассказ об изгнании Агар.
Были планы, были надежды. Но кончилось изгнанием Агар. 
Когда забеременела Агар, то стала легковесной в глазах Сары, госпожи её, всем стало ясно, что совместная жизнь и воспитание ребенка у них не получится. И Сара требует от Авраама изгнать Агар из дома.
Доброта Авраама уступает осознанию создавшейся ситуации и он отдает все на суд Сары. 

Йесод - цельность, завершенность формы. Основа.
Вся энергия правой, левой и средней сторон объединяется и этой точке.
Все удачи, победы и поражения, все здесь.  
Испытание Авраама на этом уровне Йесод связывают с изгнанием Ишмаэля, сына его. 
Авраама ставят в такую жизненную ситуацию, в которой и милосердие, и суд требуют своего разрешения. Голос сердца говорит сжалься, голос разума твердит гони.
Его сомнения разрешил Эло'им, сказав: все что скажет тебе Сара, слушай её голоса, потому что в Ицхаке назовётся тебе потомство
Поставлена жирная точка в его душевных муках. Раскрывается высота Сары, глубина её ответственности за будущее её потомков. И это передается Аврааму.
Уже на следующее утро Авраам отсылает от себя Агарь и её сына.
Сфира Йесод, это уровень завершения формы - душа еврейского народа оделась в форму, выстроенную Авраамом. И изгнание Ишмаэля, символизирует очистку души будущего народа от примесей Египта.

Малхут - царство. Высшая степень завершенности творения. Путь от йесод к малхут, это путь наполнения формы высшим духовным содержанием.
Это точка, в которой замысел соединяется со своим творением.
Здесь заканчивается наше понимание реальности и начинается реальность Творца.
22.1 ... Эло’им испытал Авраама, и сказал ему: Авраам! И сказал: Вот я. И сказал: возьми, пожалуйста, сына своего, единственного своего, которого полюбил ты, Ицхака, и иди и в сторону Мории, и подними его там ола на одной из гор о которой я скажу тебе.
Ола - это жертвоприношение, полное сжигание жертвы.
И как такое выдержать. Родного сына на костер? 
Нет никакого объяснение, а есть только чистая вера и доверие:
- Твой приказ выше моего понимания, но я отдаюсь Тебе.
Но ведь перед жертвенником их двое - Авраам и Ицхак, его 37 летний сын.
И если для Авраама, это высшая точка его служения, то для Ицхака, это лишь начало. Здесь, на жертвеннике, совершается его переход в новую реальность, чтобы начать новую страницу истории творения народа Исраэля.
22.19. И вернулся Авраам к слугам своим, и встали, и пошли вместе в Беэр Шеву.
Поднимался он с Ицхаком, но возвращался один. 

No comments:

Post a Comment