Friday, November 25, 2016

Сара, жена Авраама.

Есть две женщины, которых Тора связала с вершиной жизни - Хава, жена Адама. И Сара, жена Авраама.
Хава - начало человечества, Сара - начало Исраэля.
Тора нас не балует рассказами о женщинах, их мало видно, они внутри дома своего. Помните, как спрашивали мелахи у Авраама: где Сара жена твоя. И ответил: Вон, в шатре.  
Авраам сидит у входа в шатер и поджидает путников. 
Мужчина - внешний, женщина - внутренняя. Мужчина - это материя, женщина - душа. Одно без другого не есть жизнь.
Первые попытки построения древа жизни на основе братской любви принесли разрушительные результаты: Каин убил Эвеля, Эношим отреклись от Каиним, сыновья Ноаха строили Вавилонскую башню.
Приступая к строительству древа жизни Исраэля, Творец заложил в его основание не мужское братство, а семейную связь. Исраэль стал строиться на основе любви: Авраам - Сара, Ицхак - Ривка, Яаков - Рахель и Лея (Яаков - центральная линия, для него нужны две стороны: хесед - Рахель, гвура - Лея).
Две движущие силы мужская и женская, взаимодействуя в любви, рождают новое поколение, более совершенное и свободное.

Тора, это книга законов. Это 613 законов, требующих от еврейских мужчин их соблюдения. Из них для женщин лишь малая толика. Законы даны для воспитания и совершенствования еврейской души. Но женщина совершенна по самому определению.
В утренней молитве только женщина говорит: Благословен Г-дь, царь вселенной, что создал меня по Своему желанию.
т.е. таким, как и хотел.

Наблюдая, за героями Торы, мы видим непрерывный процесс их духовного роста. Они все время в движении, ни секунды покоя.
Тора нам рассказывает о 10 испытаниях Авраама, но подобные испытания были и у Ицхака, и у Яакова и его сыновей.
Мужчина - это динамика. Женщина рождена совершенной и её динамика - это рождение новой жизни. По отношению к мужчине она кажется статичной. Мужчина меняется, женщина как была прекрасна в 7, такая и в 20, и в 100. Она держит для мужа своего планку высоты, до которой ему следует дотянуться.
Тора рассказывает о годах жизни Сары, лишь для того, чтобы показать нам высоту, на которой она находилась. И было всех лет жизни Сары семь и двадцать, и сто.
100 + 20 + 7 :: 1 + 2 + 7 = 10 - это же полное древо сфирот. Сара заполнила собой все уровни древа жизни.
Имя Сара, означает, повелительница. В детстве её называли Иска - принцесса. Сара поднята на уровень малхут, сфиры гвура. И в этом секрет её красоты. Тора впервые употребляет это слово к женщине. 
При творении мира Тора использовала слова "хорошо" и "хорошо очень".
Категория красоты относится к седьмому дню творения. Когда все элементы творения сольются в гармонии единства. 
В рассказах о приходе Авраама и Сары в Египет и затем к плештим, правители этих царств были пленены красотой Сары. Но в Египте ей было 65, а в Граре 88. Они видели не Сару, как женщину, а некое высшее духовное создание не человеческой красоты. Подобное мы читаем в Магила Эстер - царь Ахашверох был пленен красотой Эстер, которой было за 70.
Мидраши обычно спускают героев Торы с их высоту до нашего уровня, чтобы раскрыть нам разные стороны человеческих характеров. Но это никак не соответствует той реальности, в которой они находились.
Вот Фараон забрал Сару в свой дворец, и все мы очень встревожены за неё и не одобряем действия Авраама.
Но похоже, Авраама и Сару это нисколько не обескураживает. Они работают втроем - муж, жена и Ашем. Это был их способ раскрытия Творца миру - с самой высокой точки Египта Творец на миг раскрывается. ... и уже сам Фараон склоняет перед Сарой голову и отдает свою дочь Агар ей в прислуги.

В Зоар говорится, что при подходе к Египту, Авраам увидел ангела, шедшего перед Сарой.
 И ангел сказал Аврааму - не бойся за Сару. 
Сара своего ангела не видела, и Аврам рассказал ей об этом лишь намеком - я знал, что ты женщина красивая видом. 
Своего ангела-хранителя увидеть нельзя, поэтому Сара не была уверена в своей защите и шла на этот подвиг только ради мужа своего и целей, которым они посвятили свою жизнь. И за этот подвиг она удостоилась родить сына.
Смею полагать, что она могла видеть ангела-хранителя Авраама, и это придало ей уверенность в исходе их спуска.

Смерть Сары совпала с моментом заклания Ицхака. Мидраши говорят, что её сердце не вынесло этого момента.  Но если посмотреть на все события, как на процесс творения, то смерть Сары - это начало жизни Ицхака.
Сара, как бы отрезала свою духовную пуповину, отпуская сына для создания своей семьи. Мы не знаем, женился бы Ицхак на Ривке, если бы была жива Сара. И как бы складывались их отношения. С материнской ревностью трудно совладать.
Символично, что ни одна наша праматерь не видела своих еврейских внуков. Творец отделил детей от влияния бабушек, выращивая молодую поросль с теми характерами, которые им предназначены.

И была Сара бездетна. Нет у неё детей.
Но их дом был постоянно наполнен многочисленными душами, которые они вывели и из Вавилона, и из Египта. 
Отношения Авраама и Сары, были настолько беспрецедентны, что от них рождались новые души, которые через круговороты жизни затем поднимались до уровней евреев. Они все становились сыновьями Авраама и Сары (бней Авраам).

Но нужен прямой наследник, дабы не прервалась цепь между прошлым и будущем, между замыслом и реализацией.
Ашем обещал, но они стареют и нет у них детей. Неисповедимы пути Ашем.  По своему разумению они полагают, что молчание Ашем, это знак, дающий им право самим творить будущую историю. И они берут инициативу в свои руки. Сара отдает Аврааму свою рабыню Агар, и от неё рождается Ишмаэль - дикарь человек.
Но ведь какая высота ответственности и активности.
Но затем было чудо рождения Ицхака, который полный контраст Ишмаэлю.
И всем видно, вот дикарь, рожденный без связи с Ашем.
А вот праведник, сын Аврама, Сары и Ашем.

Полнота жизни Сары, это заполненность каждой секунды её жизни. 
Раби Акива разбудил своих учеников рассказом, что 127 лет жизни Сары соответствуют 127 провинциям царя Ахашвероша, над которыми властвовала царица Эстер. Наградой за каждый миг жизни Сары, было даровано ей место на земле. 

Сара связана с домом и землей Кнаан. Аврааму же трудно вместить свои желания в её малых границах. И только смерть Сары и захоронение её в пещере Махпэла навсегда соединила Авраама и его потомков с этой землей.
Но пока эта земля принадлежит кнаанцам и Авраам, которого они называют "Наси Эло'им (князь божий)", должен просить у них разрешения для захоронения своей жены.
Сейчас Авраам ощущает всю абсурдность создавшейся ситуации и уже настаивает на том, чтобы ему продали участок земли для захоронения своей жены. Он готов заплатить любую цену за одну лишь пещеру Махпэла на этой земле.
Эло'им, вкладывает в уста Эфрона, владельца пещеры, уточнение - продаю тебе поле Махпэла и пещеру, которая в нем.
Оказывается, Махпэла, это названия поля, на котором расположена пещера. Авраам покупает поле и пещеру за 400 шекелей серебра. С этой первой покупки началась земля Израиля. 
Вавилонские гаоны, называя главу Торы Хайе Сара - жизни Сары, хотели нам рассказать о бесконечности жизни и круговороте душ. Души приходят в этот мир, чтобы использовать энергию этого мира для подъема на новую духовную высоту.
И цена поля Махпэла в 400 шекелей, несет в себе этот смысл. 
400 - числовое значение буквы “тав” (ת), последней буквы в алфавите. 
Её ножка, как символ движения, она уходит в будущее.
Она не последняя буква в алфавите, не остановка жизни, а её новое продолжение - у жизни нет конца. Тот же смысл несет слово "смерть"  (מוות - мавет), оканчивающееся на букву “тав”  - человек уходит, чтобы подняться и снова вернуться.

No comments:

Post a Comment