Friday, January 13, 2012

Шмот. Шмот.

Название книги Шмот - "имена",  но в Танахе оно переводится ещё как цель. Т.е. книга Шмот раскрывает нам цель творения и то ради чего Творец затеял этот весь вселенский спектакль с рождением народа Исраэля.
1.5 И было всех душ, происшедших от чресл Яакова, семьдесят душ, а Йосеф уже был в Египте.
И умер Йосеф и все его братья, и все то поколение.
А сыны Исраэля плодились и воскишели (во множестве своем), и умножились, и окрепли очень, чрезвычайно, и наполнилась страна ими.
И встал новый царь над Египтом, который не знал Йосефа. 
И сказал он своему народу: Вот народ сынов Исраэля больше (числом) и сильнее нас. Давайте исхитримся (против) него, - как бы он не умножился, и будет: если случится война, примкнет и он к ненавистникам нашим и станет бороться с нами, и выйдет из страны.

Здесь впервые потомки Яакова названы народом Израэля. И с этого места начинается повесть об истории евреев как нации. Но сначала дана общая схема их порабощения в Египте:
- Бурный рост еврейского населения и расселение евреев по всей стране.
- Их успешная деятельность, вызывает зависть и страх. (Как это царь Египта не знал Йосэфа? Да он просто знать его больше не хочет, так ему опротивела  семья Йосэфа).
- Идет демонизация евреев, превращение их в пугало для народа.
- Весь Египет уже заражен анти-ивризмом. 
- Попытка поработить евреев работой, а точнее сломить их дух.
- И затем попытка окончательного решения еврейского вопроса: 
1.22. И повелел фараон всему своему народу: всякого новорожденного мальчика бросайте в Нил, а всякой девочке - дайте жизнь!
Ужас галута (изгнания) изначально заложен в схему продвижения народа Исраэля и является составной частью истории евреев.
Но сейчас разговор о моменте их рождения. И в метафизическом плане в чреве высочайшей цивилизации - Египет, зародилась новая человеческая общность - народ Израиля. 
1.12. Но чем больше они его притесняли, тем больше он умножался и распространялся, и постыла им (жизнь) из-за сынов Исраэля.
Несмотря ни на что, ребенок в чреве Египта растёт.
Египту больно и он принимает разные меры уменьшить эти боли - и сделали они сынов Исраэля рабами и поработили их очень.
Начинаются родовые схватки Египта. Пришло время вытянуть этого младенца из Египетского чрева. 
И Тора переходит к рассказу о рождении мальчика из семьи дома Леви, и его усыновлении дочерью фараона.
2.5. И спустилась дочь Паро, чтобы омыть себя, к реке, а ее девицы ходили подле реки; и увидела она короб в тростнике, и послала свою рабыню, и та взяла его.
И открыла она, и увидела его, дитя, и вот мальчик плачет, и сжалилась над ним и сказала: Из детей иврим этот.

... И пошла девица, и позвала мать младенца. И сказала ей дочь Паро: Возьми это дитя и выкорми его мне, а я дам тебе твою плату. И взяла женщина дитя, и кормила его.
И вырос ребёнок и привела (мать) его к дочери Паро, и назвала его Моше, и сказала: ведь из воды вытащила я его!
Моше вырос во дворце фараона - фактически он наследный египетский принц. Но, по-видимому, он поддерживал связь со своей матерью, т.е. он знал, что он из иврим.
И когда он вышел посмотреть на народ свой, то был весьма разочарован. Люди ему показались морально опущенными и неблагодарными.
Результатом этой встречи стал его побег из Египта. После долгих лет странствий, он остановился у мидьянского коэна Итро и женился на его дочери. Итро, который один из потомков Авраама, стал главным наставником Моше.
Это была присказка, а теперь начинается сказ.
3.5. А Моше пас скот тестя своего Итро, коэна Мидьяна, и погнал он скот за пустыню, и дошел до горы Элоим в Хореве. И открылся ему ангел Ашем в языке пламени из тернового куста, и увидел Моше: вот куст терновый пылает огнем, но не сгорает. И сказал Моше: Поверну туда, посмотрю на это великое диво: отчего не сгорает этот куст?.
И увидел Ашем, что Моше свернул посмотреть, и воз
звал к нему Эло'им из среды тернового куста: Моше, Моше!. И ответил тот: Вот я!. 

И сказал: Не подходи сюда! Сбрось обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, - Земля Святая. 
Горящий терновый куст символизирует состояние иврим в Египте. Они стали похожи на никчемную колючку, которую хотят спалить, но она не сгорает и Моше начинает понимать, что она в принципе не может сгореть. И подошел Моше ближе, чтобы понять причину. 

И возвал к нему Эло'им: Моше, Моше!. И ответил тот: Вот я! 

Уже не раз мы слышим в Торе двойное обращение к имени - "Авраам, Авраам" , "Яаков, Яаков!", "Моше, Моше". 
Так Ашем обращается лишь к тем героям Торы, которые должны стать его прямыми соучастниками в творении еврейского народа. Первое имя обращено к человеку, второе к его высшей душе. Мобилизуются обе составляющие человека, открывается чистый канал прохождения божественного света от самого корня души, до последней клеточки на его теле. Практически человек лишается свободы выбора, он становится сверхпроводником воли Ашем. Так творится человеческая история. 

И сказал: Не подходи сюда! Сбрось обувь с ног твоих..
Обувь в Танахе - это приземлённость человеческого мышления. Потому, это звучит как: отбрось приземленность мыслей своих. Всё что будет происходить - это вне естественных причин. Ты не сможешь это пока понять. Мои мысли - не ваши мысли.
Этими же словами в Танахе Эло'им обращается к Йеошуа перед захватом Иерихона. "Сбрось обувь со своих ног" - Не мучай себя проблемой штурма стен Иерихона. Они падут сами, и это будет выше твоего понимания.
3.9 А ныне, вот вопль сынов Исраэля дошел до Меня, и также узрел Я тот гнет, каким Египет угнетают их. А теперь - иди, и Я пошлю тебя к Паро, и выведи народ Мой, сынов Исраэля, из Египта.
Почему Ашем выбирает Моше для этой миссии?
- Чтобы вытянуть человека или народ из его привычной среды, нужен кто-то внешний, кто своими усилиями сможет сделать это.
Йосэф был помещен Эло'им в Египет, чтобы оттуда он смог вытянуть свою семью из земли Кнаан в страну Египет.
Также, как дочь Паро с берега реки протянула руку свою, чтобы вытащить Моше оттуда, также Моше снизу, а Ашем сверху будут вытаскивать народ Израйля из Египта. И поднимут его в эрец Кнаан, "страну текущую молоком и мёдом".

3.19 И Я знаю, что царь Египта не даст народу Израйль уйти. И поражу Я Египет чудесами Моими, которые Я сделаю в среде его - а после этого пошлёт вас.
Почему Эло'им, не может сразу заставить Паро отпустить народ Израйля?
Потому что его цель не уничтожить Египет, не сломать его, но воспитать.
И показать Египту и через него всем другим народам на все поколения, кто есть хозяин в этом мире. И кого Он избирает на тяжелую роль главного героя человеческой истории. Народ Израиля, должен будет стать инструментом, для воспитания народов мира.
3.13. И сказал Моше Эло'им: Вот я приду к сынам Исраэля и скажу им: Элоим отцов ваших послал меня к вам. И скажут мне: Как Имя Его? - Что скажу им?
И сказал Элоим Моше: Эхье Ашер Эхье.
И сказал Он: Так скажи сынам Исраэля: Эхье послал меня к вам.
Фраза "Эхье Ашер Эхье" - Буду который буду. И означает Сущий, который пребудет. Другими словами, я есть Вечность и Сущее, то что ограничено в человеческом постижении. "Я существую, потому что существую".
Я та часть законов этого мира, который не знает объяснений. Они есть, потому что есть.
Но людям скажи просто "Сущий". И они поймут.
Поймут, потому что они сейчас окружены колдунами, астрологами и предсказателями, которым уже мало кто доверяет.
Но это имя Творца заставит народ Израиля вспомнить его и пробудиться.


No comments:

Post a Comment