Thursday, January 26, 2012

Шмот. Бо - песах.

Удар 10. Смерть первенцев.
11.4. И сказал Моше: так сказал Ашем. Около полуночи Я выхожу в среду Египта. И умрет всякий первенец в стране Египет, от первенца Паро, восседающего на его престоле, до первенца рабыни, которая за жерновами, и все первородное из скота.
... Но всем сынам Израиля не будет никакого ущерба.
После этого отпустит Паро народ. И Ашем начнет быстро выводить народ свой из Египта. 
Когда пошли роды, нельзя мешкать.

Ашем даёт Моше указания по сбору в дорогу. Всё идет в армейском темпе.
Ни у кого уже нет времени для раздумываний. Кто не успел, тот опоздал.
Все указания идут в следующем порядке:
1. Создание материальной базы нового народа.
11.2. Говори, пожалуйста, в уши народа - и выпросит Муж у ближнего своего и Жена у ближней своей изделия из серебра и изделия из золота.
И дал Ашем милость народу в глазах Египтян, также Муж Моше велик очень в стране Египет - в глазах слуг Паро и в глазах народа.
Здесь начинается разделение на (просто) "народ" и "народ Исраэля".
Народ - это египтяне, которые организовались в "партию Моше" и сплотились вокруг своего кумира. Вот их и послал Моше взять серебро и золото. И сделали они так.
До сих пор, это многим не даёт покоя. Нет уже того Египта, но осталась в арабском Египте одна народность - Копы, потомки древних египтян. И стучатся они постоянно в Женевский суд, требуя, чтобы евреи мира вернули с процентами, всё то, что одолжили их предки евреям, по выходу их из Египта. И сумма это около 63 миллиардов тонн золота, что много превышает мировой золотой запас.
Но из Торы видно, что золото одалживали у своих ближних сами египтяне из партии Моше для нужд нового рождающегося народа. Святое дело.
К тому же, "одалживать" - здесь не значит отдавать тем же. Ашем оставил им жизнь взамен этих вещей. Да и серебро - это оплата за их рабский труд.
И "вынести богатства" - следует ещё понимать, как вынести всё ценное в духовном плане, что было в египетской цивилизации, чтобы сохранить это всё для вечности. Так было всегда. Евреи покидали очередную страну своего проживания без гроша в кармане, но с багажом приобретенных знаний и культуры этой страны.
 
2. Ашем объявляет, что с этого момента вводится новый календарь.
12.2. Месяц этот для вас - глава месяцев: первый он для месяцев года.
Начало года теперь считается с весеннего месяца нисан. Так будет исход увековечен.

3. Приказ Ашем - зарезать египетских богов.
...Десятого числа этого месяца каждый муж пусть возьмёт себе ягнёнка на дом. И будет он на хранении до 14-го числа, и зарежет его всё общество общины Израиля в межвечерье.
И возьмут от крови, и возложат на два косяка и на притолоку, на дома, в которых будут есть его.

Смысл этого указания в том, что овца, баран, ягнёнок связаны с названием созвездия Овна. И именно сейчас, в месяце Нисан созвездие Овна является восходящим и его воздействия на земные события максимальны. И зарезать барашка и съесть его нужно, чтобы показать, что евреи покидают Египет не из-за силы созвездий, а по воле Ашем.
И они должны осознавать, что режут египетских божков, которым сами начинали поклоняться.
Все эти 4 дня, были большим испытанием для всеx евреев Египта. Все, кто привязал барашка, уже не могли передумать из-за стыда перед своими соседями. Назад пути нет.

12.22. И возьмите пучок эзова, и обмакните в кровь, которая в чаше, и возложите на притолоку и на два косяка от крови, которая в чаше; вы же, не выходите никто за дверь своего дома до утра.
И пройдет Ашем, чтобы поразить Мицраим, и увидит кровь на притолоке и на двух косяках, и минует Ашем тот вход, и не даст пагубе войти в ваши дома, чтобы поразить.

12.28. И пошли, и сделали сыны Исраэля; как повелел Ашем Моше и Аарону, так сделали они.
И было в полночь, и поразил Ашем всякого первенца в стране Египет, от первенца Паро, восседающего на его престоле, до первенца пленника, который в темнице, и все первородное из скота.
И поднялся Паро ночью, он и все его слуги и весь Мицраим; и был великий вопль в Мицраиме, ибо нет дома, в котором не было бы умершего.
И призвал он Моше и Аарона ночью, и сказал: Поднимитесь, выйдите из среды моего народа и вы, и сыны Исраэля, и идите, служите Господу, как вы говорили.

Не может Паро дождаться утра, и требует от Моше, что бы уходил немедленно, ночью. Вы все свободны!
Но есть приказ Ашем, не покидать своего дома до утра. А утром вывел Ашем сынов Исраэля из земли Мицраима по их воинствам.
Но говорится - это ночь свободы, потому как объявлено о ней было ночью.

12.41. И было, по окончании тридцати лет и четырёхсот лет, и было
- в самый день этот вышли все воинства Ашем из страны Египет.
Но от дня, когда 70 душ семьи Яакова, вошли в Египет прошло 210 лет.
И об этом есть намёк в главе Берешит.  Говорил Яаков:
"Слышал я, что есть запасы в Египте, спустись (רדו- реду) туда и купи зерна...".
Гематрия
רדו равна 210, что указывает на срок пребывания сынов Яакова в Египте.
Аврааму было сказано, через 400 лет выйдут из рабства. 
Но с момента предсказания до исхода прошло 430 лет.
Согласно Раши, отсчет идет от предсказания Аврааму о будущем изгнании его потомков.  Через 30 лет родился Ицхак, а через 190 лет Яаков и его семья вошли в Египет, и через 210 лет Ашем их выводит из Египта. Итого 430 лет. 

Но есть и другие мнения, например, что к обещанным 400 лет Ашем добавил 30 лет сверх назначенных. Может поэтому и нетерпеливые из сынов Эфраима вышли точно по расчету, не понимая планов Ашем, но погибли они, перейдя границу эрец Кнаан. 
Другое объяснение - евреи должны были быть в Египте 400 лет, как обещал Аврааму. Но из-за их жесточайшей мучений от египтян, их крик боли дошел до Ашем и вывел Он их из Египта раньше срока. В метафизическом плане, это были преждевременные роды еврейского народа. И последствия их духовной недоношенности будут видны на всем пути их похода в Эрец Кнаан.
И за эту жестокость египтян и совершил Ашем над Египтом столь жестокую кару. Мера за меру.
Перед выходом Моше передаёт всему народу указания о празднике Песах, память о выходе из Египта.
12.43. И сказал Господь Моше и Аарону: Вот установление о жертве песах: всякий чужой не будет есть от нее. В доме одном должно быть съедено; не выноси из дома от мяса наружу, и кости не преломите у него.
.. зарежьте и съешьте быстро, оставив скелет, не ломая кость.
Египет должен остаться скелетом без мяса, потому после еды все кости не сломанными должны остаться в Египте.
Египет должен остаться формой без содержания. Вместе с народом должны уйти вкусы. Уходят евреи, и вместе с ними уходит жизнь.
Шелуха остается, содержимое уходит.

13.4. Сегодня вы выходите в месяц Авив.
И будет, когда приведет тебя Ашем в эрец Кнаани, и Хити, и Эмори, и Хиви, и Йевуси, о которой клялся отцам твоим дать тебе, страну, текущую молоко и медом, - то служи служение в этом месяце.
Семь дней ешь мацот, и в седьмой день - праздник для Ашем.
Мацот будут есть семь дней, и да не будет видно у тебя квасного во всех пределах твоих.
Дрожжевая закваска - это египетское изобретение для улучшение качества хлеба и это было предметом их гордости. И 7 дней есть мацот - это ещё и демонстрация нашего отказа от всего египетского, что есть в нас.   

Месяц Авив (сейчас именуют Нисан), это весна - период созревания урожая.
Говорит Ицхак Абарбанель:
Четыре времени года соответствуют четырём эпохам человеческой жизни. Весна похожа на детство - время развития, роста.
Лето - взрослость.
Осень - время старения, меньше сил.
Зима - дряхлость.
Выход из Египта приурочен к весеннему месяцу, названному "главой и началом месяцев". 
В этом месяце наш народ родился, открыл глаза и начал понимать и постигать мир.

И основная особенность этого нового народа в том, что в глазах Ашем, весь он выступает, как одна цельная личность. И как личность он обладает свободой выбора. Но народ обладающий свободой выбора  обладает силой, которая способна быть двигателем истории. И в этом главная цель его создания, его главное предназначение. Хотя сами евреи этого и не осознают.

 


 

No comments:

Post a Comment